Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Октябрь 2005 »»
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Россия как мировая держава

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации19:11, 04.10.2005
задать вопросспросить Крупнова
Russia as Mirovaja Derzhava (World State)
Тезисы доклада на секции «МОФ представляет цивилизацию – «Идея и образ России в XXI веке» III–го Мирового общественного форума «Диалог Цивилизаций»

1. Задача России в настоящее время состоит в том, чтобы стать мировой державой (mirovaja derzhava) – т.е. государственностью, образцово-показательно решающей всеобщие мировые проблемы на собственной территории и организующей по просьбе иных народов, цивилизаций и государств дееспособные коалиции по решению любых мировых проблем в любой точке земного шара. Как мировая держава Россия осуществляет своё цивилизационное всеприсутствие в мире и определяет желательный для себя мировой порядок.
Такая задача определяется как необходимостью новой идентификации России, построенной на воспроизводстве её тысячелетней традиции мировой государственной жизни, так и ситуацией в мире.

2. После того, как в 1961 году первый космонавт Юрий Гагарин окинул Землю одним взглядом, человечество окончательно перестало существовать как абстракция и возникло в сознании как практическая и даже материальная возможность - стало единым обживающим земной шар (геоид) населением.
С тех пор создана развитая риторика человечества как единого организма. Организована и активно реализуется (особенно в 1990-е годы) программа глобализации, использующая данную риторику в качестве объяснения своей природы. Однако на деле, вопреки такой риторике, мир оказывается всё дальше и дальше от единства, он дезинтегрируется и разделяется по различным основаниям: как социально-экономическим («Север» - «Юг»), так и этноконфессиональным, религиозным, культурным, бытовым. Это означает, что человечества как единого духовного организма до сих пор не возникло.

Мы находимся в ситуации, когда необходимо со значительной долей искусственности и целеполагания, организации и планирования проектировать и создавать человечество как единый духовный организм.
Альтернативой этой задаче является окончательное сползание мира в хаос гоббсовской войны всех против всех – мировой гражданской войны.
И наоборот, способность выстраивать единые действия человечества как целого, которые решают ключевые мировые проблемы и кардинально меняют и выправляют мир во всей его целостности, тотальности, означает продолжение Всемирной Истории. Собственно это, очевидно, и требует того всеединства, которое с самого начала существования российской государственности разрабатывает русская мысль.

3. Но единое человечество требует не организации какого-либо мирового правительства (как это, в частности, предлагали в 1940-е и 50-е годы Б. Рассел и А. Эйнштейн) или иного единого органа руководства.
Преодоление дезинтеграционных процессов возможно только через общее дело человечества – универсальные всеобщие действия разных народов и цивилизаций, создающие полноту и всеединство, т.е. воспроизводящие и развивающие мир, осуществляющие мировое развитие.
Организация такого именно человечества, субъекта, возможна через постановку и решение мировых вопросов и проблем.

4. Какие же проблемы можно выделить в качестве ключевых мировых проблем? Это – следующие проблемы: проблема сохранения мировых народов и цивилизаций; проблема организации полноценного развития в системе единого мирового развития; проблема личности и недопущения разчеловечивания; проблема переорганизации энергетики и увеличения в разы объёмов производства энергии при одновременном уменьшении вреда для окружающей среды; проблема развития промышленного труда с наращиваемой технологической сложностью; проблема предотвращения глобальных природных катастроф; проблема новых сверхгосударств и сверхобществ.

5. Постановка и решение мировых проблем позволяет не только сделать глобализацию управляемой и даже сдерживаемой и обуздываемой (как это формулировал, например, бывший премьер-министр и кандидат в президенты Франции Лионель Жоспен - «mondialisation maîtrisée»), но и, главное, перейти к организации мирового развития – принципиального структурного усложнения глобальных инфраструктур и систем деятельности, организации новых конфигураций и геометрий мира, проектирования и осуществления цивилизационных сдвигов.
В конечном счёте, мировое развитие есть добровольное преобразование способа исторического существования человечества с опорой на тысячелетние традиции.

Переход к целенаправленному мировому развитию является основой альтернативных глобализации процессов. Условно их можно назвать мироизацией – т.е. совокупной работой на сохранение и продвижение мира как всеобщей ценности и заботы.

6. Русская мысль и русское действие в течение тысячелетия за счёт постоянного братского общения с разными народами и цивилизациями внутри и по периметру России наработали особое мировоззрение и мировидение, которое условно можно назвать мироизмом, т.е. лелеянием, обживанием и развитием мира – в дореволюционной орфографии «мiръ»(mir).
В основе мироизма лежит то, что Ф.М. Достоевский определил как всемирную отзывчивость и всемирность: «…Нашъ удђлъ и есть всемiрность, и не мечомъ прiобрђтенная, а силой братства и братскаго стремленiя нашего къ возсоединенiю людей».
Всемiрность и должна стать главным и прямым смыслом и делом российской государственности в XXI веке.

7. Исторически российская государственность всегда строилась на принципе державности, которая является прямой противоположности любого рода империи.
В основе державности – в отличие от имперскости – лежит идея не власти, господства или насилия, а основательности и прочности.
Таким образом, мировая держава – это способность к всемирности и направленность на удержание основательного и справедливого мирового порядка.

8. Мировая держава, организуя мировое развитие и решение мировых проблем, по необходимости опирается на принцип личности (www.kroupnov.ru/5/214_1.shtml).
Именно принцип личности лежит в основе того миропорядка, который Россия более тысячелетия строила сама и всегда предлагала миру, поскольку и в отношении себя и других Россия исходила из того, что порядок состоит в уважении уникальной и неповторимой личности каждого без исключения человека, народа, страны и цивилизации на Земле.

9. Мировая держава ставит и решает мировые проблемы на собственной территории, выдвигая цели развития страны.
Мы считаем, что такими целями на ближайшие десятилетия могут и должны быть следующие:

* Снижение смертности населения, рост средней продолжительности жизни до 72 лет к 2015 г. и переход с 2012 г. к демографическому росту с достижением в 2050 году населения Российской Федерации в 250 миллионов жителей.

* Обеспечение каждой российской молодой семье с 2015 года безусловной возможности приобрести собственный дом–усадьбу. Средство — переход к альтернативной урбанизации на основе малоэтажного усадебного домостроения.

* Организация нового центра мирового развития на российском Дальнем Востоке. Перенос столицы России на Тихий океан.

* Организация пяти сфер приоритетного развития страны: градостроительной (см. цель 2), электроники (задача — к 2010 г. довести долю отечественной электроники мирового уровня до 70 %), биотехнологий, ядерной (см. цель 5) и инструментальной (станкостроение и производство технологических линий и универсальных заводов). Сохранение и воспроизводство на новых основаниях базовых промышленных отраслей, прежде всего — авиапрома и автопрома.

* Достижение глобального энергетического лидерства России в мире через опережающее развитие ядерной энергетики на основе замкнутого ядерного топливного цикла и организацию сотовой инфраструктуры малых атомных станций.

* Определение общественного строя России 21 века вокруг принципа личности как того, что задаёт уникальность каждого человека и основу его творческого потенциала, позволяет каждому человеку на самобытных основаниях участвовать в мировом развитии. Организация России как мировой державы — государственности, которая образцово–показательно решает мировые проблемы на собственной территории.

* Создание теории и практики мирового развития как русского вклада в решение общечеловеческой проблемы развития. Организация в ситуации кризиса ООН по инициативе России новой международной организации, объединяющей большинство мировых народов на организацию мирового развития. (подробнее см. - www.kroupnov.ru/5/266_1.shtml)

10. Реализация программы Россия как мировая держава» требует разработки теории мирового развития и организации практики мирового развития. Для этого считаем необходимым на первом этапе создание международного Института мирового развития и вокруг него сети лабораторий мирового развития как соответствующей инфраструктуры.



Тезисы доклада на секции
«МОФ представляет цивилизацию – «Идея и образ России в XXI веке»
III–го Мирового общественного форума «Диалог Цивилизаций»
Публикации | 19:11, 04.10.2005Опубликовано: Юрий Крупнов | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты