Доклад директора института демографии, миграции и регионального развития Юрия КРУПНОВА «Создание в Амурской области на базе ЗАТО Углегорск и космодрома Свободный Свободненского Дальневосточного космического кластера в целях организации полного цикла космической деятельности», который был представлен в Углегорске 6 июня 2007 года на выездном заседании Межведомственной комиссии по реализации Госпрограммы по переселению соотечественников.
Разворот миграционных потоков
Очевидно, только реализация Госпрограммы может обеспечить выполнение задачи, поставленной Президентом РФ В.В.Путиным на заседании Совета Безопасности РФ 20 декабря 2006 г.: «В конечном счёте все наши планы должны быть ориентированы на то, чтобы Дальний Восток стал удобным, привлекательным местом для жизни людей».
Это означает, что отток, эмиграция граждан РФ с Дальневосточных территорий должна быть прекращена и ей на смену должна прийти внутренняя иммиграция – приток российского населения с запада страны и соотечественников из–за рубежа.
Вектор миграции должен изменить своё направление на 180 градусов
Повышение плотности и качества населения в приграничных районах
Цели Госпрограммы:
• преодоление негативных устойчивых тенденций сокращения населения и обезлюдения регионов России,
• ликвидация дефицита рабочих мест высокой квалификации и развитие регионов на основе появления производственных структур, обеспечивающих занятость высококвалифицированных кадров.
Интегральным результатом должно стать повышение плотности и качества населения в приграничных районах
Прежде всего, речь идёт о приграничных регионах
Плотностная задача
Плотность населения Амурской области составляет 2,4 человека на кв. км., что в 5 и более раз меньше плотности населения Приморского края и в 33 и более раз меньше плотности населения Хэйлунцзян —граничной с Амурской областью и самой слабозаселённой провинции Китая (80 чел. на кв.км).
В 100—километровой зоне РФ по границе с Китаем (1 200 км) средняя плотность населения не превышает 5 чел. на кв. км. – т.е. в 16 раз меньше, чем в провинции Хэйлунцзян.
ЗАДАЧА – в течение 5 лет увеличить плотность населения области до 2,8 – 3,0 человек на кв. км., то есть с 873 тыс. до 1 млн. человек.
Кадрово—профессиональный уровень населения
Среднемесячная зарплата одного работника в отношении к среднеобластной зарплате по видам экономической деятельности (%)
• Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 46,5
• Рыболовство, рыбоводство — 58,3
•
Образование — 61,5
• Здравоохранение и предоставление социальных услуг — 70,1
•
Обрабатывающие производства — 73,1
• Добыча полезных ископаемых — 113,2
• Строительство — 130,1
• Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 141,2
• Гостиницы и рестораны — 69,3
• Транспорт и связь — 141,3
• Госуправление, обеспечение военной безопасности, обязательное соцобеспечение — 142,4
• Финансовая деятельность — в 1,9 р.
Наиболее высокий уровень заработной платы в 2005 году сложился в организациях Центрального банка Российской Федерации – 38,6 тыс. рублей (в 4,1 раза выше среднеобластного уровня); органов прокуратуры Российской Федерации – 27,4 тыс. рублей (в 2,9 раза); по производству электроэнергии и обеспечению работоспособности электростанций – 21,1 тыс. рублей (в 2,2 раза).
Региональная программа переселения Амурской области входит в число первых 5 программ, согласованных с Правительством РФ в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Однако заявленные прежним руководством области показатели и содержание проектов переселения не могут рассматриваться в качестве реалистичного механизма достижения целей Госпрограммы.
Более того — руководство Тамбовского района, являющегося одной из двух оставшихся территорий вселения, выступило с публичными заявлениями о невозможности реализации Госпрограммы.
Всё это свидетельствует о необходимости коренного пересмотра содержания и механизмов проектов переселения и самой методологии разработки региональной программы Амурской области.
Пять кластеров — технологическая основа развития Амурской области
Для обеспечения мощного и интенсивного развития Амурской области, создания
десятка тысяч новых рабочих мест высокой квалификации Губернатором заявлена организация на ее территории пяти кластеров:
• Лесоперерабатывающий
• Космический кластер
• Машиностроительный
• Соевый кластер
• Транспортно–энергетический
Уникальность позиционного района
ЗАТО Углегорск и космодрома Свободный для создания космодрома была подтверждена в 1995—1996 гг. официальными выводами Государственной межведомственной комиссии из представителей Минобороны, Генштаба, Российского космического агентства, Госкомоборонпрома, других ведомств и предприятий промышленности по выбору возможного места дислокации национального космодрома.
Поэтому главным проектом переселения соотечественников для Амурской области могло бы стать
создание на базе ЗАТО Углегорск полномасштабного космодрома
Конкурентные преимущества космодрома «Свободный»
•
Основная ценность — максимальная
концентрация высокопрофессиональных специалистов на территории, составляющей ½ России (5 часовых поясов).
• Лучшая из возможных для России географическая широта расположения – 52 гр. с.ш.
• Наибольший в мире диапазон азимутов запусков от 51 до 110 гр.
• Удобные зоны падения отделяемых частей практически по всем азимутам пусков, чего нет ни у одного другого наземного космодрома.
• Практически уникальная для России возможность запусков на гелиосинхронную орбиту.
• Возможность осуществления геостационарных, пилотируемых и отлетных запусков.
Предложение по космодрому Свободный
Стратегическое видение космодрома Свободный на данный момент могло бы выглядеть следующим образом: «Первый подлинно российский космодром, новый полнофункциональный основной национальный космодром».
Оптимальным решением могло бы стать создание полноценной космической транспортной системы, включающей в себя все типы носителей с основой на ракете—носителе типа «Зенит» и запусках многоразового космического корабля—челнока «Клипер». Первый национальный российский космодром должен быть лучшим в мире и основываться на самой перспективной космической транспортной системе.
Новый космодром, в первую очередь, должен обеспечить максимально эффективное на территории РФ выведение в космическое пространство пилотируемых кораблей, а также спутников всех типов на наиболее приоритетные с военной и коммерческой точек зрения – геопереходные и геостационарную орбиты.
В 1995–1996 гг. Комиссией был рассмотрен ряд потенциальных мест запуска с учетом основных важнейших требований, как–то: наличие безопасных трасс в широком диапазоне направлений запусков, исключение пролета над территорией иностранных государств, наличие развитой транспортной инфраструктуры и ряд других.
Выбор места будущего космодрома однозначно был сделан ещё в 1996 году Государственной межведомственной комиссией в пользу Свободного как единственного в Российской Федерации места, которое бы удовлетворяло одновременно следующим требованиям:
— расположение на территории России;
— минимальная географическая широта;
— максимально широкий спектр возможных азимутов запуска;
— отсутствие активных участков полета ракет–носителей над территориями иностранных государств, а также над густонаселенными областями страны, городами и промышленными центрами;
— расположения районов падения отделяющихся частей ракет–носителей вне территорий иностранных государств, вдали от крупных населенных пунктов и вне территорий заповедников.
— близость развитых транспортных магистралей;
— наличие производственных и сырьевых ресурсов;
— создание необходимых объектов инфраструктуры с перспективой ее развития.
Первый запуск с космодрома Свободный был осуществлён 4 марта 1997 года – запуск ракеты–носителя «Старт 1.2» с космическим аппаратом «Зея» с мобильной пусковой установки. В период до 9.02.2007 с космодрома Свободный было осуществлено еще 4 коммерческих пуска легких спутников (по 1 для США и Швеции, 2 – для Израиля).
Оборонные задачи
Обеспечение независимого и экономичного доступа России в пилотируемый космос, Контроль Первого стратегического района мира — западной акватории Тихого океана вдоль побережья Китая, Восстановление БАМа как резервной транспортной системы региона и строительство рокадной дороги Транссиб — БАМ через Углегорск.
Следует отметить, что
Минобороны на территории области наиболее эффективно обеспечивает присутствие государства – например, обеспечивает некоррупционные государственные вложения через финансирование боесопособной армии и кадровых военных
Таким образом, в Амурской области существует основа для качественного преобразования социально–экономической ситуации и перехода на путь опережающего развития не только области, но и всего Дальнего Востока.
Это уникальный социально–производственный комплекс потенциально кластерного типа с ядром на космодроме Свободный и ЗАТО Углегорск.
Существует 3 варианта развития ситуации вокруг
космодрома Cвободный и ЗАТО Углегорск
1. Ликвидация космодрома и ЗАТО Углегорск
2. Создание центра запусков лёгких РН и спутников
3. Создание первого Национального космодрома России
Ликвидация космодрома повлечёт
ликвидацию ЗАТО Углегорск (5100 жителей) и потерю инфраструктуры космодрома (более 7 млрд. рублей ), потерю Россией контроля над Первым стратегическим районом, перехват Южной Кореей у России космической инициативы путем строительства на о. Венародо собственного космодрома на российских же технологиях.
Это противоречит как интересам обороноспособности и национальной безопасности, так и главной задаче госпрограммы — необходимости заселения Дальневосточных приграничных территорий в целях достижения достаточной плотности и качества организованного населения
Первый национальный космодром России
Предлагается создать на базе ЗАТО Углегорск первый национальный космодром России, а на базе промышленного центра Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) мощности по производству РН типа «Зенит» и пилотируемых кораблей «Клипер».
Это позволит в итоге создать Свободненский космический кластер и Восточный коридор развития «Свободный – Комсомольск» – промышленно-технологическую основу развития Дальнего Востока
Сущность кластеров. Кластеры – это уникальные сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний и организаций, специализированных поставщиков продуктов и услуг, фирм смежных отраслей, а также связанных с их деятельностью научно-внедренческих организаций и учебных заведений, производящих на основе согласованного действия лидирующий мировой продукт
Основой первого национального космодрома является создание космической транспортной системы на основе РН типа «Зенит» и пилотируемого корабля «Клипер»
Помимо организации космодрома для пилотируемой космонавтики перспективным является организация полного цикла создания (проектирование, конструирование, изготовление) микро— (массой 20−100 кг), нано— (1−10 кг) и пикоспутников (не более 1 кг). И выведение спутников указанных типов на низкие и средние орбиты лёгкими РН типа «Старт» и управление космическими аппаратами.
ВОСТОЧНЫЙ КОРИДОР РАЗВИТИЯ
УГЛЕГОРСК – КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ
ВКР - платформа инновационно-промышленного развития Дальнего Востока
Создание Восточного коридора развития «Свободный – Комсомольск» с опорой на восточный участок БАМа переорганизует и модернизирует БАМ, стимулирует промышленное развитие Амурской области и Хабаровского края, предоставит рынки сбыта для новой черной (Гаринское месторождение) и цветной металлургии региона и в итоге определит увеличение численности населения по коридору в 2 - 3 раза за 10 лет.
Это станет платформой инновационного развития всего Дальнего Востока
Структура кластера на базе космодрома Свободный
1. Правительство РФ и ДФО, МО РФ
2. Федеральный космический центр «Восток» (филиал Роскосмоса)
3. Областная и местная администрация
4. Руководство космодрома Свободный
5. Консорциум аэрокосмических предприятий, развивающих СДКК
6. Компании — поставщики космических услуг в ДФО
7. Компании — смежники (поставщики сырья, комплектующих, механизмов для РКО)
8. Космические НИИ и КБ, работающие по заказу СДКК
9. Военные организации и НИИ
10. Инновационно-космический технопарк
11. Финансовые и страховые структуры
12. Научные организации, Учебный космический центр
13. Компании — провайдеры инфраструктуры
14. Фирмы сопутствующих отраслей
15. Компании-потребители космических услуг
16. Учебные заведения, Детская космическая академия
Предлагаемый к созданию дальневосточный космический кластер является уникальным. Аналогов предлагаемой идее в мире нет.
Именно поэтому данный проект имеет все шансы стать реальной основой для крупномасштабной реализации Госпрограммы.
Организация Свободненского космического кластера позволит создать большое количество рабочих мест не только достойно оплачиваемых, но и качественно отличающихся от лишенных перспектив и привлекательности рабочих мест, предлагаемых на сегодняшний день во многих проектах переселения. Это позволит привлекать соотечественников из числа проживающих в странах Западной Европы, Америки и Канады, а также обучающихся в ВУЗах России.
Опережающее развитие космической деятельности в Приамурье и на Дальнем Востоке сделает востребованным интеллектуальный инженерно–технический, конструкторский и научно–разработческий потенциал зауральских городов Томска, Новосибирска (Академгородок), Омска, Красноярска, позволит существенно остановить утечку мозгов из Сибири и России в целом.
Это поможет поднять престиж страны в целом, сделать Россию привлекательной для переселения соотечественников, проживающих за рубежом, остановить и даже повернуть вспять процессы эмиграции из России наиболее активной и профессиональной части населения.
Для полноценного функционирования СДКК потребуются представители следующих специальностей:
Специалисты высшей квалификации (инженеры, конструкторы, разработчики и исследователи, электронщики, программисты, машиностроители, приборостроители, энергетики, управленцы и др.), и достаточно редких космических специализаций (например, космические баллистики, операторы слежения за космическими объектами и др.).
Инженерно–технические работники со средним специальным образованием. Высококвалифицированные промышленные рабочие.
Создание центра запусков лёгких ракет-носителей наноспутников позволит за 10 лет увеличить численность населения ЗАТО Углегорск с нынешних 6 тыс. человек до 15 - 20 тысяч.
Создание первого национального космодрома России и лидирующей программы развития пилотируемой космонавтики позволит за 10 лет увеличить численность населения вокруг ЗАТО Углегорск до 50-70 тысяч человек.
Возникнет городская агломерация с опорой на поселения Углегорск, Свободный, Шимановск, Серышево, Гарь (Мазановский район) (со 120 до примерно 200 тысяч жителей).
Создание новых производственных мощностей для обеспечения полного цикла космической деятельности вокруг космодрома Свободный позволит в течение 7 лет создать в районе Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) с опорой на Комсомольское авиационное производственное объединение и Судостроительный завод более 30 тысяч рабочих мест, требующих высококвалифицированного труда, и не менее 60 тысяч рабочих мест средней квалификации.
Общий рост населения, включая членов семей работников, составит более 120 тысяч человек, и население Комсомольска–на–Амуре вырастет с нынешних 270 до 500 тысяч жителей.
Уже сегодня ЗАТО Углегорск обладает всей необходимой инфраструктурой для создания и развития космического кластера:
• Наличие превосходной социально–культурной и жилищной инфраструктуры ЗАТО Углегорск, включая на данный момент свободное жильё в количестве до 50 квартир.
• Избыточная электроэнергия Бурейской и Зейской ГЭС через ЛЭП в 3 километрах от Углегорска.
(к 2013 г. планируется сдать Граматухинскую ГЭС мощностью 300 МВт — в 40 км от ЗАТО Углегорск.).
• Пролегающие около ЗАТО Углегорск федеральные транспортные пути (федеральная трасса «Чита — Хабаровск» — в 400 метрах от въезда в городок, Транссиб в 1 километре и БАМ в 220 километрах, два региональных аэропорта и полноценный аэропорт на авиабазе стратегических бомбардировщиков «Украинка», судоходный участок р. Зея, связывающий порт Свободный с портом Благовещенск и далее портами р. Амур).
• Строительство в 20 километрах нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан».
• Расположение космодрома «Свободный», обладающего наилучшими в РФ условиями для запусков ракет–носителей всех типов: наиболее широкий диапазон азимутов запусков, отсутствие активных участков полета над иностранными государствами, наличие безопасных районов падения частей ракет–носителей.
Потребность в обеспечении участников программы собственным жильем может быть решена путем строительства частных малоэтажных деревянных домов, что частично обеспечит рынки сбыта для новых предприятий лесоперерабатывающего кластера
Оптимальным решением, обеспечивающим организацию кластера, было бы создание комплексной особой экономической зоны (ОЭЗ), включающей в себя одновременно промышленно–производственную и технико–внедренческую зону
и обеспечивающей весь набор установленных Федеральным законом от 22.07.2005 N 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» набор налоговых и иных преференций
Создание комплексной ОЭЗ вокруг развития космической деятельности позволит привлечь российский и международный капитал. Особую роль среди зарубежных партнеров могли бы играть фирмы Сингапура, Южной Кореи и Японии
Базовым моментом при создании космодрома и космического кластера является решение вопросов: о кадровой конверсии старших офицеров, правильном использовании военного имущества Министерства обороны и других направлениях взаимодействия между Минобороны и гражданскими ведомствами.
Военные кадры являются главным потенциалом ЗАТО Углегорск и основой дальнейшего развития региона. Нельзя реализовать Госпрограмму по содействию переселению соотечественников без сохранения базового потенциала военных кадров.
Из примера проекта переселения на базе ЗАТО Углегорск и космодрома Свободный следует общий вывод о той методологии, которая является правильной при определении и разработке
проектов переселения. Следует делать ставку на перспективные масштабные проекты развития территорий. Приоритетом при выборе потенциального очага опережающего регионального развития являются его возможности и конкурентные преимущества.
Проекты развития, подобные созданию Свободненского дальневосточного космического кластера, являются главным методом эффективной и крупномасштабной реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Скачать презентацию (PowerPoint, 4.6M)