Доклад Ю.В. Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития на первом Российско-Афганском Форуме 14 мая 2009 года.
Многоуважаемый вице-президент Исламской Республики Афганистан Карим Халили!
Многоуважаемый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Иванович Сечин!
Многоуважаемые участники Российско-Афганского Форума!
Подготовка к Российско-Афганскому Форуму позволила нам выявить неимоверно значительный потенциал сотрудничества между Россией и Афганистаном.
Оказалось, что Россию и русских знают, уважают и просто любят в Афганистане. И очень ждут активного и творческого присутствия России в сердце Азии. Это относится ко всем народам, провинциям и значимым общественным силам Афганистана.
И в России сегодня тоже начинают всё активнее вспоминать тот весьма значительный вклад в развитие Афганистана, который имеет одно только материальное выражение в более сотне инфраструктурных и хозяйственных объектов и сотне тысяч подготовленных кадров с высшим образованием.
Руководство Российской Федерации в последние годы в лучших традициях российской мировой политики установило стратегический диалог с руководством Афганистаном и серьезно содействует укреплению афганской государственности.
Вместе с тем, представляется, что у российских элит второго-третьего эшелона пока ещё не хватает зоркости разглядеть мировой смысл и значение Афганистана.
В гимне Афганистана есть строки «Эта страна будет сиять вечно, как солнце в голубом небе, В груди Азии. Она всегда будет оставаться ее сердцем».
И это абсолютно точное, математически точное, как и вообще поэзия в мусульманском мире, определение истинного положения дел.
Без здоровья у этого сердца в груди Азии, без стабильности и прочного, фундаментального мира в этом регионе никогда не будет процветающей Евразии и России.
Поэтому надеюсь, что меняющаяся ситуация в мире и Центральной Евразии, а также активная неправительственная дипломатия, в частности, наш Российско-Афганский Форум, позволят существенно стимулировать активность российских корпораций и ведомств по направлению экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества России с Афганистаном.
Я убежден, что без России невозможно выйти из того тупика, в который, это очевидно, зашел так называемый Боннский процесс 2001 года.
Но и наоборот, без активного сотрудничества России с Афганистаном невозможно решить многие чисто наши, российские, проблемы.
Так, подъём и развитие Афганистана определяется, как свидетельствуют ведущие мировые эксперты и собственные аналитические разработки Института демографии, миграции и регионального развития, прорывным развитием сельского хозяйства и промышленности. По сути речь необходимо вести о программе индустриализации Афганистана.
Однако и для России проблема индустриализации, только не первичной, как это необходимо для Афганистана, или вторичной, как для Ирана и Пакистана, государств Средней Азии, а третичной, основанной на выходе в седьмой технологический уклад и всемерного развития фундаментальной практико-ориентированной науки, передовой промышленности и инновационного образования, является сегодня жизненно необходимой.
Отсюда, только в открытом и доверительном диалоге, уважительном и внимательном отношении к друг другу наши странны могут полноценно развиваться и определять стабильность всей Евразии.
Ключевым моментом при этом является укрепление российской и афганской государственностей.
Ключ к решению проблем центральной Евразии – строительство мощного, единого и независимого афганского государства.
К сожалению, к настоящему времени выработалась явно непродуктивная манера обсуждения Афганистана как внешнего нам, постороннего и пассивного предмета, требующего от так называемого «мирового сообщества» каких-то гуманитарных или даже военных действий по отношению к нему.
Но Афганистан – это суверенное государство, форма совместного существования во Всемирной Истории единой группы уникальных народов, из которых наиболее многочисленны пуштуны, таджики, хазарейцы и узбеки.
Немыслимо относиться к Афганистану как объекту, объекту приложения внешних сил.
Показательно, что Россия в заявлении своих высших руководителей и своей практической политике относится к Афганистану именно как к субъекту, то есть равному и глубоко уважаемому партнеру.
Однако, вне всяких сомнений, на сегодняшний день наши партнерские отношения могут и должны быть существенно усилены выработкой и применением нового принципа экспорта развития.
30 октября прошлого года премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества в Астане обратил внимание, с моей точки зрения, именно на это, сказав о том, что в современном мире «предметом конкуренции становятся ценности и модели развития».
Россия исторически всегда была заинтересована в мирном развитии и стабильности своих соседей и других народов мира. Ее доктриной всегда была взаимовыгодная помощь другим народам в строительстве сильных и процветающих государственностей на основе равноправного диалога с полным уважением к традициям и уникальности этих народов. Именно поэтому и в Афганистане она помогала системному подъёму и ускоренному технологическому прорыву, опирающемуся на науку, образование и промышленность.
У нас сегодня есть все возможности для того, чтобы через организацию совместного развития и индустриализаций сделать экспорт развития творческим ответом России на обанкротившуюся доктрину экспорта демократии, сделать экспорт развития механизмом спасения ситуации.
На сегодняшний день стала очевидной бесплодность попыток инсталлировать в Азии «нормальные общества» на основе того самого экспорта демократии: Ирак разрушен гражданской войной; «Боннский процесс» в отношении Афганистана зашел в тупик; якобы «подлеченный» демократией Пакистан стоит на грани катастрофы. Экспорт демократии, предполагающий строительство из народов «правильных наций» провалился. Оказалось, что технологии нациостроительства (nation-building) разрушительны по своей сути. Они не могут сплачивать народы и создавать нефиктивные государственности.
В этой ситуации у России появляются уникальные возможности внести свой вклад в стабилизацию ситуации и достижение мира в Афганистане и всей Центральной Евразии. С нашей точки зрения, России следует громко заявит принцип единого, сильного и независимого Афганистана как основы стабилизации в Центральной Евразии и предложить свой российский проект индустриализации Афганистана. Это сразу позволит нашей стране выступить главной объединительной силой для интенсивно раздергиваемого сегодня на куски Афганистана и региона в целом.
В отличие от многих других государств Россия не вмешивается во внутренние дела Афганистана. Нам ничего не нужно от Афганистана, кроме интенсивного развития и процветания самого Афганистана, – и в этом бескорыстии и неэгоизме сегодня главная сила России.
Уверен, что Российско-Афганский Форум станет значимым шагом на пути к укреплению российско-афганского стратегического диалога и сотрудничества.
Уже поступают предложения от членов афганской делегации, от афганского сообщества в Москве, от российских участников проводить Российско-Афганский форум на систематической основе. Может быть, даже создать организацию с тождественным названием. Это тоже предлагаю сегодня обсудить в дискуссиях и отразить в итоговой Декларации Форума.
Спасибо за внимание.