Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/news/2010/08/16/10705/
Время публикации: 15:00, 16.08.2010



Тысяча новых городов для России - проектно-аналитическая записка июня 2008 года




Публикую первую проектно-аналитическую записку по программе "Тысяча новых городов", подготовленную мною в июле 2008 года. Вторая записка опубликована здесь. Общий подход к проблеме градостроительного развития страны был сформулирован в 2003 году в книге "Дом в России".

О новом подходе к реализации национальных проектов на основе комплексного градостроительства в виде сети тысячи новых городов


В России впервые после 20-летнего застоя стали появляться новые города. И это отметил 26 апреля 2007 года в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин: «Реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» … привела к значительной активизации строительства во всех областях: от малоэтажного – до комплексной застройки отдельных районов и даже городов».

Это означает, что жизнь проклёвывается и требует своего, и это требование необходимо поддержать. Тем более, что опыт реализации приоритетных национальных проектов выявил ряд проблем, требующих принципиально нового подхода к их решению, в первую очередь, централизации ресурсов для обеспечения более эффективного и рационального их использования.

Разделение между ведомствами 4 национальных проектов, ориентация на уже сформировавшиеся каналы распределения средств не позволяет добиться реально возможного мультипликативного эффекта от взаимодействия субъектов, участвующих в реализации проектов, также эффекта масштаба прилагаемых средств и управленческих усилий.

Такой эффект может быть достигнут за счет комплексного подхода к градостроительству и переориентации с реализации проектов по принципу «исходя из имеющихся ограничений на местах», на принцип проектной постановки и решения задач новой градостроительной политики, а именно:

- реализация НП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» не только и не столько за счет строительства в существующих городах или в виде отдельных поселков, а за счет строительства новых городов и создание агломераций (в том числе, на территориях граничащих субъектов РФ), что даст эффект экономии за счет масштаба,

- выделение участков под новые города - крупные населенные пункты (от 5000 жителей), что позволит рационализировать процедуры юридического оформления земель, их планировки и застройки,

- комплексная застройка, включающая не только жилье и социальную инфраструктуру, что уже позволит согласованно реализовывать 3 из 4 национальных проектов в новых городах (с учетом обеспечения жителей образовательными учреждениями и объектами здравоохранения), но и создание, ориентированных на удовлетворение потребностей жителей этих городов в продуктах питания, сельскохозяйственных и перерабатывающих комплексов.

- одновременная организация при новых городах кластеров промышленного развития, позволяющих обеспечивать население рабочими местами, которые требуют высокой квалификации и достойно оплачиваются.

Неправильная организация реализации нацпроектов видна и на примере проекта «Доступное и комфортное жильё». Анализ эффективности мер по обеспечению жильём населения в Российской Федерации показал, что главным препятствием для решения проблемы является неправильная организация градостроительства.

Передовой опыт отдельных регионов (например, Белгородская область) и отдельных моментов реализации федеральных целевых программ (например, ФЦП «Жилище») показывает, что главными факторами успеха по решению жилищной проблемы являются:

· Организация крупномасштабного территориального планирования и введение в строительный оборот крупных новых участков земли (более 500 га);

· Привязка новых поселений к параллельно создаваемым местам приложения труда, что позволяет говорить о фактическом проектировании новых городов;

· Ставка на энергоэффективную коммунальную инфраструктуру и строительство энергопассивных домов, т.е. потребляющих минимум в 3 раза меньше энергии, чем стандартные дома;

· Целевые капитальные вложения в инфраструктуры жизнеобеспечения из федерального бюджета, создающие возможность для массовой дешёвой застройки;

· Массовое применение малоэтажной застройки на основе местных дешёвых материалов.

Ключевым направлением деятельности по решению проблемы обеспечения населения жильём является массовое, энергопассивное и чрезвычайно дешёвое малоэтажное строительство.

И поставленная Президентом России В.В. Путиным задача строить по 1 кв метру жилья в год на человека – невозможна для реализации без проектирования и создания сети новых городов.

Сформулированная Президентом задача является абсолютно правильной и точной, отражает настроения широких масс (так, к примеру, в программе политической Партии развития «Пятилетка развития» в самом начале тексты определяется: «Для того, чтобы жить достойно, сегодня нужно строить примерно по 1 квадратному метру на человека в год. Американцы так и строят, и даже больше — около 370 миллионов квадратных метров. А мы едва вытягиваем половину от показателя 1989 года — чуть больше 40 миллионов квадратных метров, то есть менее трети квадратно го метра на каждого жителя страны. При этом мы живем неоправданно скученно: в США и Западной Европе в односемейных домах живут до 75% населения, в то время как в России — не более 30 процентов, и строится таких домов не больше 40%»).

Однако существующая система реализации нацпроектов, подходы, принципы и технологии развития строительного комплекса и градостроительства в целом не позволят в обозримое время не только решить задачу Президента (вводить в строй почти в четыре раза больше жилья, чем сейчас и почти в два раза больше, чем в СССР), но и даже приблизиться к её решению или хотя бы к уровню СССР (0,5 кв. метров жилья в год на человека).

Необходимо кардинальным образом изменить подход. Это и возможно сделать через новую градостроительную политику и массовое строительство новых городов. По предварительным расчётам стране нужно в течение ближайших десяти лет создать не менее тысячи новых городов.

Правильная концентрация ресурсов возникает при постановке задачи на проектирование и строительства сразу до 1000 новых городов и обеспечении этого масштабного градостроительства единым источником целевого бюджетного финансирования под территориальное планирование и базовое инженерно-коммунальное (электроэнергия, газ, вода, транспортные коммуникации) обустройство площадок под новые города.

За счет новой градостроительной политики будут реализовываться одновременно и в комплексе все 4 национальных проекта при согласованном, четко контролируемом и организованном процессе, опирающемся как на ресурсы государства, так и частного бизнеса. Частный бизнес получит стимулы к укрупнению, проработке наиболее рациональных как с точки зрения себестоимости, так и эксплуатационных характеристик строительных решений, поскольку рост масштаба ведет и к росту ответственности, и к долгосрочности отношений всех участников проектов.

Для реализации этого нового подхода необходимо создание ГУП «Государственная градостроительная корпорация» или специальную группу при Председатели Правительства РФ и формирование масштабного государственного заказа.

На первоначальном этапе ГУП ГГК (или Группа) должен будет разработать процедуру подготовки участков и критерии определения их готовности. Соответственно основная задача первого этапа – «поставить на поток», полностью отладить процесс подготовки участков для ежегодного обеспечения 1 - 2 тысяч квадратных километров под строительство до 1000 новых городов в 2007 – 2017 гг.

Новые малоэтажные города будут проектироваться и создаваться по 4 ключевым моделям:

· Государственный город – заказ государства на решение прорывных задач, связанных, как правило, с созданием кластера промышленного развития;

· Ведомственный город – заказ ведомства;

· Корпоративный город – заказ корпорации;

· Общественный город – инициативный заказ неформального сообщества.

На последующих этапах управление процессом со стороны ГУП ГГК будет осуществляться как за счет поэтапного прямого финансирования строительства объектов инфраструктуры (магистральные линии энергообеспечения, дорожно-транспортная инфраструктура) в зависимости от достижения результатов на конкретных этапах проектно-изыскательских и строительных работ, так и за счет использования специально разработанной системы стимулирования частных инвестиций в строительство новых городов.
www.kroupnov.ru | 15:00, 16.08.2010Источник: krupnov.livejournal.com