Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Январь 2011 »»
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Ограничение власти:
Обязанность любого умного человека найти консенсус между перипетиями жизни

«Люди умирают, если не видят смысла жить» - интервью латвийскому «ЧАСу»

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации09:41, 18.01.2011
задать вопросспросить Крупнова

В Даугавпилсском отделении русской общины Латвии прошла встреча с известным российским общественным деятелем, руководителем Движения развития Юрием Крупновым . Пожалуй, наиболее известен он как страстный поборник идеи, согласно которой новый геополитический центр мира находится на Дальнем Востоке. И возрождение России начнется именно отсюда. Поэтому Юрий Крупнов призывает перенести столицу РФ во Владивосток. Но в беседе с «Часом» разговор шел не о проблемах российской государственности, а обсуждался простой вопрос: почему и в России, и в Латвии население стремительно сокращается?

Так считает известный российский общественный деятель, руководитель Движения развития Юрий Крупнов

Русские и латыши не хотят размножаться?

- Может, и неуместно вспоминать старый анекдот о мужчинах, которые в супружеской постели любовью не интересуются - в неволе они не размножаются. А некоторые, похоже, не размножаются на свободе. Без шуток: именно после обретения демократии и в России, и в Латвии рост рождаемости сменился резким спадом, а смертность начала расти. С другой стороны, и в некоторых благополучных европейских странах смертность превышает рождаемость. Демографический кризис - это просто одинаковый итог разных явлений, или есть некая общая причина?

- Вы правильно сказали: тот или иной результат может быть вызван абсолютно разными причинами. И если мы говорим о снижении уровня рождаемости в Швейцарии, Латвии или России, то понятно, что на это влияют разные факторы. Приведу такой пример. В «старой» Европе население стареет - и это одна из серьезных проблем. Но у нас происходит то, что метко названо «европейской рождаемостью и африканской смертностью». Россия за 15 лет потеряла более 10 миллионов населения! У нас чрезвычайно высок уровень смертности в наиболее трудоспособном возрасте. Вероятность смерти в возрасте от 15 до 60 лет в стране в три раза выше, чем в «старой» Европе.

Продолжительность жизни мужчины в среднем в России сейчас составляет 59 лет, а в западных странах - 74 года. Причин много - и экономических, и социальных. Низкий уровень доходов, недоступность квалифицированной медицинской помощи, примитивизация структуры трудовой занятости, снижение статуса мужчин в обществе и так далее.

Тупик, выхода нет?

- Те же самые причины характерны и для маленькой Латвии. В итоге у нас уровень смертности по данным за прошлый год - более 13 человек на тысячу населения. А уровень рождаемости - лишь 9,6 на тысячу. За годы независимости число латышей уменьшилось на 80 тысяч. Среди нетитульного населения статистика еще более удручающая. Вымираем потихоньку. Причем и у вас, и у нас пересечение двух кривых, когда рождаемость стала ниже смертности, произошло в 1992 году. Тоже случайное совпадение?

- Конечно нет. В 90-е годы в минусе, кроме России, оказались Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Венгрия, Румыния, Восточная Германия. Так что волей-неволей надо искать общие тенденции. Все эти страны пережили болезненную ломку экономики, что сказалось на судьбах людей. Но я бы сделал акцент не на этом. Сошлюсь на замечательного российского ученого, доктора медицинских наук Игоря Гундарова. Он обратил внимание на то, что

во время войны в Советском Союзе после Сталинградской битвы внезапно повсеместно - и на фронте, и в тылу - уменьшилась смертность. У людей появилась надежда и цель - и желание жить. Так уж устроен человек, что ему мало куска хлеба и крыши над головой - он хочет постичь смысл своего существования. Когда есть общая для всего народа задача, когда есть движение вперед - люди могут преодолеть трудности. А если у них есть ощущение тупика, то откуда-то берутся сердечно-сосудистые заболевания, инфекции, увеличивается число бездетных семей.

- Возрастает и число самоубийств. В одной вашей статье обнаружила странный факт: по числу самоубийств в мире лидируют Россия и Литва. Специально поинтересовалась - Латвия тоже в группе с высоким числом суицидов.

- В этой деликатной теме вообще трудно говорить о закономерностях. Всемирная организация здравоохранения считает критическим уровнем 19 самоубийств на 100 тысяч человек. И в России, и в Литве, и в Латвии этот уровень намного выше. А в США, в Австралии - нормально, примерно 7 самоубийств на 100 тысяч населения. Самый низкий уровень - в Египте, там вообще несколько сотых процента. Так что экономическое благополучие тут точно не главный фактор. Надо еще учесть, что специалисты относят к суициду и большую долю смертей от несчастных случаев - от алкоголя, передозировки наркотиков, падений с высоты. У меня, например, есть сильно пьющий родственник. Когда я говорю - что же ты творишь, ты же себя губишь, он отвечает: «Какая разница, сдохну я в сорок или в пятьдесят лет?»

Время мегаполисов прошло

- Но вот что интересно, в грустном списке постсоветских и постсоциалистических стран, где возникли демографические проблемы, нет ни Закавказья, ни Средней Азии. А ведь там аналогичные проблемы. Может быть, дело в религии?

- На мой взгляд, важнее сложившаяся модель семьи. Вот я недавно был в Дагестане. Там обычно в одном дворе два дома. В одном живет старшее поколение, в другом - отделившаяся молодая семья. Сообща выращивают детей, помогают друг другу. Такой многовековой уклад жизни оказался очень устойчивым.

На мой взгляд, к малодетности вынуждает и мегаполисная урбанизация. По инерции мы продолжаем развивать большие города с многоэтажными микрорайонами. А в XXI веке это градостроительный тупик. Надо держать курс на усадебную модернизацию, на строительство энергоэффективных, удобных отдельных домов для каждой семьи. И структура промышленности будет зависеть от того, понравится ли людям жить в определенных условиях. Еще один фактор - равномерное региональное развитие.

Именно в мегаполисах демографические проблемы выражены наиболее сильно, хотя в них точно живут не самые бедные. Кстати, многим кажется, что огромные города - признак развитости страны. На самом деле число «пухнущих» мегаполисов с населением более 10 миллионов человек растет именно в странах третьего мира - и одновременно резко ухудшается качество жизни в таких городах. А развитые страны переходят к усадебному расселению, к новым здоровым нормам жизни.

Дайте людям Дело

- Грустно это все. Говорят, в лондонском метро вместо табличек «Выхода нет» повесили надписи «Выход рядом», после чего снизилось число самоубийств. Так, может, выход действительно рядом?

- Понимаете, самая большая российская проблема - это то, что у власти сегодня слишком много людей, которым не то что соотечественники за рубежом, им Кострома и Тверь не нужны. Для обслуживания нефтяной трубы хватит 70 миллионов, а остальные - балласт.

- А я думала, что это наша специфическая проблема, когда правящей элите ее народ не нужен...

- Должен подчеркнуть: Россия медленно, но разворачивается на новый курс - курс развития. Наконец у нас появились национальные проекты, то есть более-менее ясные цели и способы их достижения. Для практической организации развития необходим новый политический класс, способный предложить стране, в первую очередь ее молодежи, Дело. Зарождается новый уклад жизни, новая модель. Преодолеть демографическую катастрофу возможно только через обретение нового мировоззрения и строительство новой цивилизации. По-другому, проще, не получится.

Новости | 09:41, 18.01.2011Источник: Латвийская ежедневная русская газета «ЧАС» | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты