Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/news/2011/03/01/10801/
Время публикации: 08:37, 01.03.2011



Будет ли государство делать лучшую в мире школу?




В субботу Президент США Барак Обама призвал в своём еженедельном обращении к нации приоритетно инвестировать в образование, подчеркнув, что Америка не имеет права в эти труднейшие кризисные времена экономить на школе, поскольку это означало бы «сэкономить на способности нашей страны выиграть будущее», ведь через образование нация получает «способность переиграть в конкурентной гонке остальной мир».

И далее, во второй раз за последние десять дней, американский Президент подчеркнул, что ключ к созданию в США новых перспективных рабочих мест и производств лежит через улучшение образования в сфере точных и естественных наук. Как ни странно, Обама ничего не сказал про курс «Место Америки в мире», - наверное, был занят переформатированием арабской части Большого Ближнего Востока. Также возможно, что ЦРУ и его советники ещё просто не успели донести до лидера информацию о созданном в России секретном оружии в виде приоритетности не точных наук, а физкультуры, ОБЖ и «Места России в мире».

Анализируя выступление Обамы, отчего-то вспоминается великая фраза из гайдаевской комедии: «А женщины уже в волейбол играют».

Да, играют! И в волейбол, и в трансформацию и структуризацию мира, и в опережающие вложения в национальное образование и фундаментализацию его содержания.

А что у нас? Во что играем или собираемся играть мы, Россия?

После прошедшего в начале прошлой недели совещания у Аркадия Дворковича, помощника уже российского Президента, было заявлено о переработке проекта образовательного стандарта для старшеклассников и о том, что это сделает некая новая команда разработчиков.

К сожалению, перед нами очередной бюрократический фокус, фейк.

Достаточно указать на то, что едва ли не главное внимание при «переделке» собираются уделять упрощению языка, чтобы даже и учителя смогли прочитать тексты и уяснить, что от них требуют.

Но суть изначально порочного подхода останется прежней, да и принципиально не может быть изменена, если переделка будет поручена очередной абстрактной и бесполой «новой команде разработчиков».

Национальная школа – главное оружие современности, либо массового поражения, либо массового возрождения. И тратить политические и финансовые ресурсы на то, что никогда «не полетит» - преступление.

Моя позиция на этот счёт известна и была изложена в статье «Школе и образованию нужен свой Королёв. И он в стране есть».

Но хотелось бы обратить внимание на ключевой, не технологический, а мировоззренческий, даже религиозный принцип, стоящий за подходом к модернизации образования с 2001 года в целом.

В основе новой российской школы должны быть передовое содержание образование, вводящее всех без исключения школьников в высшие способности мышления, понимания, идеализации, моделирования, действия.

В этих же несчастных стандартах содержание образования подменяют не только бестолковой дрессировкой, но и вообще отказом от содержания, заменой содержания на содержании самих детей.

Это не придуманная мною игра слов, это констатация вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, который в интервью «Голосу России» сказал про школьные стандарты, да и про модернизацию образования в целом, самое главное, и, если вдуматься, сенсационное: «Поправки к Закону «Об образовании», которые были приняты несколько лет назад, переводят понятие стандартов Российской Федерации от содержания к результатам. То есть стандартизируется результат обучения, стандартизируется материальная база учебного заведения. То есть речь идёт о некоторых условиях для содержания ребенка и о результатах, которые должны быть получены этому ребенку» (слушайте первую минуту аудиоверсии интервью).

То есть содержание заменяется на результаты и подменяется «условиями для содержания ребенка».

Значимость данного высказывания Виктора Болотова трудно переоценить

Во-первых, именно Болотов был ведущим исполнителем модернизации образования в должности замминистра, именно он и продвигал и, мягко выражаясь, «внедрял» ЕГЭ.

Во-вторых, при этом Виктор Александрович - честный и порядочный человек, к которому ничего на высокой должности не прилипло. Также он добросовестный и талантливый работник, отдавший сфере образования всю жизнь.

То есть он знает, что говорит. И перед нами, повторю, в чистом виде религиозный принцип, если хотите – в чистом виде антиправославный, жалко, что этого не замечает Московская Патриархия.

Причём, принцип сквозной - ведь то же самое мы слышим уже более двадцати лет про экономику, где не надо строить заводы и т.п., а надо «создавать условия», которые, мол, и дадут «результаты».

Перед нами аличностная модель, где всё должно делаться «само» и, желательно, с нулевыми затратами со стороны государства. Поскольку известно, что сами даже кошки не родятся, то на практике личности есть, но они спрятаны в стороне и являются бенефициарами обезличенных процессов.

В традиционной же российской – и в советской! - школе ставка делается именно на личность каждого без исключения ученика.

Именно на личность должна быть сделана ставка и в новой общенародной российской школе, которая за счёт всех экспериментальных наработок последних 25 лет имеет все возможности стать и быть лучшей в мире.

Итак, будем новую школу строить или продолжать игры в переделки?

С огромным интересом буду следить за действиями государства российского.

www.kroupnov.ru | 08:37, 01.03.2011Источник: Опубликовано в KMnews