Ситуация в Ливии в очередной раз обнажила творческое бессилие и какую-то высокопарную продажность российской дипломатии.
Чего стоит, к примеру, вброс в первый день весны через Интерфакс следующего похабного мнения «источника в Кремле»: «Мы исходим из того, что даже если Каддафи удастся сейчас загнать
ситуацию вглубь, он - живой политический труп, которому не место в современном цивилизованном мире»!
Интересно, кто это у нас там «за зубцами» такой цивилизованный? Счастливо воспринимающий себя в качестве полномочного, так сказать, представителя аж «современного цивилизованного мира», позволяющий себе обыгрывать на законном главе другого государства, члена ООН, название произведения Льва Николаевича Толстого?
Неужели неясно, что чем бы ни были вызваны подобные высказывания, они не достойны нашей страны и по сути являются сигналом к другим государствам относиться к нам точно так же?
Другой пример.
26 февраля в числе прочих государств-членов Совета Безопасности ООН
Российская Федерация проголосовала за Резолюции 1970, вводящую санкции против Ливии и её руководства.
На каком основании Российская Федерация приняла на себя всю полноту ответственности за последствия этого решения?
Где факты и документы, которые бы доказывали, что в Ливии произошли, цитирую, «грубые и систематические нарушения прав человека, включая подавление мирных демонстраций», «широкомасштабные и систематические нападения на гражданское население», которые «могут квалифицироваться как преступления против человечности»?
Как можно было голосовать за резолюцию, в которой уже во втором абзаце на голубом глазу говорится о наличии, внимание!, «подстрекательства к вражде и насилию в отношении гражданского населения со стороны правительства Ливийской Арабской Джамахирии на самом высоком уровне»?
Гениальная формулировка, слов нет! Фактов здесь незачем и спрашивать. Миру предъявили совершенный образец проникновения в суть происходящего в Ливии. Что такое «подстрекательства к вражде и насилию в отношении гражданского населения» со стороны Каддафи? Он что, по ночам ходит по улицам и подстрекает? Вне всяких сомнений, никто, как в известном анекдоте из чапаевской серии про квадратный трёхчлен, этого не только понять не в состоянии, но даже и представить. Однако члены Совбеза как-то умудрились.
И здесь, как и в «живом политическом трупе», ощущается наследие великой русской литературы. Уж не наш ли постпред в ООН Виталий Иванович Чуркин, который вот уже 10 лет так клянёт талибов, что его даже американцы время от времени пытаются сдерживать, приложил к этому художественный талант?
А позавчера Министр иностранных дел России заявил журналистам, что «Россия не рассматривает иностранное, тем более вооруженное вмешательство в качестве средства разрешения кризиса в Ливии».
Как понимать это витиеватое высказывание? Мол, не рассматриваем как средство, то есть Россия не поддержит очередную резолюцию Совбеза? Но восемь лет назад американцы и британцы начали войну против Ирака без всякой специальной резолюции, опираясь на предыдущие похабные резолюции, за которые тринадцать лет исправно голосовала не кто иной, как постоянный член Совета Безопасности ООН Российская Федерация.
И как можно понять советы Лаврова типа того, что «ливийцы должны решить свои проблемы… не с помощью оружия, а исключительно политическим путем» в ситуации, которую он сам же теперь определяет как «гражданская война»? Все ливийцы должны без помощи оружия – или это касается только правительственных ливийцев? И не является ли в ситуации гражданской войны принятие антикаддафийской Резолюции 1970 прямым вмешательством «мирового сообщества» во внутренние дела Ливии на стороне повстанцев?
Если ко всему этому добавить отменно-дезинформационные репортажи государственного телеканала «Россия», с каким-то болезненным сладострастием разоблачающего «тирана» и прославляющего «восставший народ», то нашу государственную официальную дипломатию придётся признать не просто филиалом Немцова и Лимонова, но и неким троцкистским штабом по раздуванию пожара «мировой революции».
Впрочем, Немцов – это слишком высокие материи, поскольку по опять же специально организованной утечке из Кремля, всё в итоге может сводиться к банальной торгашеской сделке в ходе сегодняшнего визита вице-президента США Джо Байдена «Ливия в обмен на ВТО»: США убедят Грузию снять возражения против вступления России в ВТО, а Россия и дальше пусть жизнерадостно «сдаёт» Ливию.
Обсуждать поведение западных держав, прежде всего, США и Великобритании, а также и НАТО в целом, по отношению к Ливии малоинтересно. Здесь всё ясно: США
переформатируют свою бензоколонку Большого Ближнего Востока, на Ливии это хорошо организованное переформатирование вдруг застопорилось, поэтому Ливию будут ломать, при необходимости вгоняя в каменный век. Югославия, Афганистан, Ирак и так далее.
Но сколько ещё будет продолжаться российский позор? Сколько ещё российская дипломатия будет оставаться горбачёвской, то есть беспринципной и «прагматичной», когда итогом всех встраиваний и разменов оказывается опускание достоинства страны и русских ниже плинтуса? И когда особенно глупой эта «прагматичность» смотрится на фоне практически неизбежной потери нами контрактов и доходов от услуг на порядка десяток миллиардов долларов вкупе с неизбежным потом списанием нами долгов Ливии России.
Двадцать лет назад предали в Афганистане Наджиба, затем Милошевича, теперь Каддафи, шатёр которого с широкой улыбкой ещё три года назад размещали прямо внутри Кремля. Нас больше совсем не интересует историческая ответственность? Мы окончательно решили быть страной предателей и нижтожеств? В этом смысл награждения высшей государственной наградой Российской Федерации – орденом Святого апостола Андрея Первозванного – бывшего президента, сдавшего свою собственную страну?
Настал момент истины. У России сегодня, когда «мировому сообществу» с ходу не удалось свалить режим Каддафи, есть все возможности неконфронтационно, изящно развернуть ситуацию вокруг Ливии и восстановить собственное достоинство, выступив в поддержку не рейдерско-бандитского, а справедливого мирового порядка.
Или наша дипломатия и дальше будет катиться под откос, либо мы сейчас упрёмся.
И главная точка неопределенности и возможности состоит в отсутствии достоверной и проверяемой информации по ситуации в Ливии.
В связи с этим, Россия могла бы, опираясь на обращение Муаммара Каддафи к Организации Объединенных Наций с просьбой собрать и направить в страну специальную следственную комиссию, выступить с инициативой создания соответствующей комиссии и готовности организовать её работу по проведению объективного международного расследования событий в Ливии.
Все помнят, каким эпохальным обманом оказалась «информация» США в ООН о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения. Одно только это напоминание является мощным и честным инструментом отрезвления «мирового сообщества» и проведения новой резолюции по созданию спецкомиссии.
У российской дипломатии ещё остаётся шанс очнуться и осуществить международное действие с позиции
мировой державы России.