Московские эксперты из
Движения развития и
Института демографии, миграции и регионального развития выступили с инициативой создать в России уникальную транспортную систему малой авиации со стратегическим заказом отечественной авиатехники как минимум на 10-15 лет. Экспериментальной площадкой предлагается сделать Ямал, как регион, в котором сейчас разрабатываются месторождения газа и нефти мирового уровня и идет интенсивное строительство грандиозных промышленных объектов.
О перспективах создания региональной системы малой авиации и ее пользе для отечественного авиапрома рассказал Накануне.RU председатель общественного Движения развития и председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Вопрос: Расскажите, почему был выбран именно Ямал?
Юрий Крупнов: В настоящее время проблема малой авиации в российских регионах имеет принципиальное значение. Особенно на Северах, а в России по сути 2/3 территории можно отнести к северным регионам. Советские наработки либо физически, либо морально изношены, а взамен новой системы ничего не создано. Сейчас в лучшем случае обсуждаются проекты по модернизации или восстановлению таких самолетов как АН-2 и ЯК-40, а также по закупке иностранных самолетов, что не только не принесет пользы, а прямо усугубит ситуацию в малой авиации России.
Вопрос: И что Вы предлагаете?
Юрий Крупнов: Здесь нужна комплексная системная политика, и, с точки зрения Института демографии, миграции и регионального развития – партнера Движения развития, нужно начинать с отдельных регионов для выработки на них модели новой перспективной региональной транспортной системы.
ЯНАО в этом плане - идеальный субъект РФ. Здесь существует весь спектр транспортных задач в сложных климатических условиях. Тем более на территории округа реализуются грандиозные промышленные проекты, Севморпуть наращивает свою мощность, создаются новые производства. В этой ситуации очень заманчиво обратиться к правительству ЯНАО с предложением сделать округ экспериментальной площадкой для отработки принципиально новой перспективной транспортной системы на основе малой авиации. В случае успеха, эту модель дальше можно будет переносить на другие регионы России, особенно северные.
Вопрос: В чем заключается суть проекта перспективной региональной транспортной системы?
Юрий Крупнов: По результатам прошедшей проектной сессии мы пришли к следующим выводам. Во-первых, нужно повышать общую эффективность, экономичность и безопасность транспорта – для этого необходимо переходить к новой системе управления воздушным движением. Сегодня такие системы в России уже имеются и, более того, самая перспективная проходит экспериментальную отработку как раз в ЯНАО.
К примеру, ГосНИИ АС – государственный научно-исследовательский институт автоматизированных систем – разработал и продвигает сейчас уникальную российскую разработку - систему АЗН (автоматического зависимого наблюдения), которая позволяет делать видимыми все передвижения воздушных судов в том или ином регионе для каждого участника воздушного движения и земли. Это своего рода транспортный интернет, причем, потрясающе дешевый, замещающий сложные и дорогие привычные нам системы связи, навигации и наблюдения воздушного движения.
Можно создать уникальную перспективную систему управления воздушным движением, которая на порядок упрощает управление, делает его экономичным и повышает безопасность.
Вопрос: Это позволит вывести новую авиационную технику?
Юрий Крупнов: Да, позволит использовать в северных регионах даже беспилотные малые самолеты для перевозки различных грузов, как достаточно серьезных – до нескольких тонн, так и в несколько сотен килограмм, например, для перевозки почты.
Второе направление создания перспективной региональной транспортной системы для наших Северов – введение новых типов и видов транспорта как экранолеты и экранопоезда, те же беспилотники, новые модели воздушных судов, а также на новый уровень поставить столь важные для региона виды полуавиационной техники, как те же аэросани.
В условиях Севера, где строительство автомобильных и железных дорог обходится чрезвычайно дорого, важно активно внедрять транспортные средства, передвигающиеся на основе экранного эффекта на небольших высотах над землей. Причём, речь идёт не о какой-то экзотике, а о том типе транспорта, где мы, Россия, уже полвека являемся абсолютными лидерами и имеем разнообразные действующие изделия, но не имеем ответственной государственной политики.
Также на основе наработок будет делаться серьезная ставка на новые модели самолётов, специально проектированных для решения северных задач – продолжить уникальную традицию советской полярной и северной в целом авиации.
Вопрос: Насколько эффективна будет подобная транспортная система?
Юрий Крупнов: Эффективность новой транспортной системы будет получена не только от новых летательных аппаратов и новой маршрутной сети, а от системных потоковых расчетов под возможность обеспечения высокого качества жизни населения. Более того, проектировать и рассчитывать можно не только то, что нужно возить сегодня, а то, что надо возить в перспективе.
Сегодня с учетом большого количества небольших авиакомпаний, организаций, заказчиков и отсутствия стандартизации совокупный эффект всех перевозок практически никак не отслеживается с единой народохозяйственной точки зрения региона. Транспортная система даст новое представление об экономике и организации перевозок.
Вопрос: Ставка будет делаться именно на авитехнику отечественного производства?
Юрий Крупнов: Да. Это и является сверхзадачей нашего проекта. Помимо внедрения новой авитехники нужно развивать все стандартные формы авиации под единый долгосрочный заказ для российской промышленности. Планировать необходимо одновременно и на ближайшие 2-3 года, когда будет организовываться восстановление и усиление существующего воздушного парка и аэродромной сети, и на 10 лет создание нового поколения воздушного парка и общей инфраструктуры.
Заказ на отечественную авиационную технику требуется расписать минимум на эти 10 лет. Чтобы то, что сегодня отсутствует, было запланировано на это время уже сегодня, иначе каждый раз все будет поздно и придется покупать иностранное, или вообще отказываться от полноценного перемещения, тем самым нарушая фундаментальные права жителей большинства наших российских регионов.
Между прочим, сейчас в Госдуме готовится к рассмотрению законопроект о стратегическом планировании в РФ. Вот мы и предлагаем на практике переходить к координированному стратегическому планированию, спроектировать целостную и под нужды населения региональную транспортную систему, и далее выходить на то, чтобы при всей специфики разные регионы консолидировано начали "навязывать" федеральному центру заказы на технику, стандарты и законы.
Вопрос: Какие регионы могут быть заинтересованы в этом проекте, кроме Ямала?
Юрий Крупнов: Мы готовим обращение к руководству Ямала с предложением выступить лидерской экспериментальной площадкой по созданию перспективной региональной транспортной системы.
Но наша главная и конечная задача – обобщать подобные проекты по регионам и федеральным округам и выходить на создание единой региональной системы малой авиации. Переговоры будут вестись, прежде всего, с регионами Уральского и Сибирского федеральных округов, хотя и крайне интересным является стратегически самый главный наш федеральный округ - Дальневосточный.
Вопрос: По Вашему мнению, сколько понадобится времени, чтобы восстановить инфраструктуру малой авиации в регионах?
Юрий Крупнов: При правильной организации инфраструктура может быть восстановлена за 2-3 года. Не в полном объеме, конечно, но через это время она уже начнет приносить эффективность. Новизна подхода заключается как раз в комплексном решении проблем малой авиации и исходном проектировании транспортной системы как баланса всех типов и видов транспорта и как фактического заказчика на серийное производство авиатехники.
Возможность создания подобной транспортной системы в регионах, а особенно на Ямале, оценили и авиационные эксперты. Президент фонда "Партнер развития гражданской авиации" и заслуженный летчик СССР Олег Смирнов отметил, что без малой авиации на Ямале просто не обойтись, и ее развитие должно стать задачей государства.
"Государство должно быть заинтересовано в развитии авиации на Ямале, потому планы и ожидания от вложений в месторождения нефти и газа в этом регионе фантастически. Региону требуется огромное количество оборудования, новых технологий и, конечно, необходима транспортная инфраструктура. Ямал – своеобразный регион, по сути, там нет дорог, так что без авиации никак не обойтись", - рассказал корреспонденту Накануне.RU Олег Смирнов.
По его мнению, создание транспортной инфраструктуры на Ямале станет реальной помощью и подспорью государству в разработке природных ресурсов – нефти и газа.
"Когда открывали Самотлор, тоже не было никакого вида транспорта, кроме авиации. В результате сейчас на этом месте появились и новые дороги, и новые города. А все началось с транспортной инфраструктуры именно авиации. Поэтому, я считаю, что государство должно поддержать такие проекты", - рассказал эксперт.
Правда, Олег Смирнов усомнился, что на Ямале сейчас есть возможность запускать экранолеты, о которых говорится в проекте.
"Могу сказать только как практик. Наша промышленность находится в деградированном состоянии. Россия объективно нуждается в местных авиалиниях, которые разрушены за десятилетия. А наш авиапром не может даже выдать для местных авиалиний самолет, к примеру, АН-2. Так что о экранопланах говорить пока рано. Но идея об использовании новой авиации не нова, это обсуждается во всем мире. Причем Россия в этом обсуждении ближе всех. Об экранолетах говорится уже два десятилетия, и все отворачиваются. Но, может быть, настало время и заняться этим видом авиации. И тратить бюджетные деньги не только на "Суперджеты", но и на подобную авиационную технику. Это ноу-хау, над которым надо работать, и без поддержки государства оно не состоится", - заключил Олег Смирнов.
В пресс-службе правительства Ямала пока не смогли прокомментировать предложения московских экспертов.