"Мнения.ру":
Выделение 90 млрд из федерального бюджета на развитие села — это ничтожная сумма. На 10 лет выделяется такая сумма, а на саммит АТЭС было выделено более полутриллиона. С одной стороны, госпрограмма по развитию села — это правильно и нужно, и хорошо, что она есть. Однако в целом правительство очень сильно оторвалось от реальной жизни. Я не удивлюсь, если у нас запустят программы по построению Сколково в каждой деревне.
Площади пахотных земель у нас — самые большие в мире. В России, несмотря на то, что за 20 лет исчезло более 20 тысяч деревень, остаются еще десятки тысяч деревень. В этой ситуации такие ничтожные деньги – это издевательство. Дмитрий Медведев, являющийся адептом таких проектов, как Сколково и расширение Москвы, способствует своими решениями гиперцентрализации страны. Тем самым прямо разрушаются не только деревни, но и малые города.
Для улучшения ситуации на селе в первую очередь нужно коренным образом изменить всю социально-экономическую модель в стране. При данной «экономике трубы» и «экономике олигархата» село существует по недоразумению. В этой ситуации рассуждения о том, что можно сделать с селом, — абстракция. Необходимо уйти от мегаполисной урбанизации в пользу гипергородов и идти во все 1800 муниципальных районов страны. Однако не с Медведевым стоит обсуждать такие вопросы.
Нам нужно создавать глобальную
индустрию сверхкачественного и сверхдешевого питания. Мы должны пользоваться большим количеством наших пахотных земель и современными высокопродуктивными технологиями. В России нужно обеспечить несопоставимый ни с кем в плане массового питания уровень жизни плюс производство продовольствия на экспорт на суммы в десятки и сотни миллиардов долларов. Фактически надо экспортировать продовольствие вместо нефти. Это требует другой социально-экономической модели и других кадров.
"Фаил.рф":
Правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Предполагается потратить на неё 300 миллиардов рублей, треть которых – из федерального бюджета. Однако многие эксперты критически отнеслись к этой программе, считая, что она требует как минимум раз в двадцать больше денег.
Своё мнение о том, что надо делать для развития села, высказал «Файлу-РФ»
председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий КРУПНОВ.
– Первое, что надо нам сделать, это кардинально поменять государственное мировоззрение и государственную идеологию. Мы должны всё пространство России рассматривать как наш уникальный ресурс, требующий принципиально новых подходов к его освоению.
Требуется преображение всей страны через мощную поддержку промышленности. И здесь надо обязательно использовать громадные ресурсы молодёжной энергии.
Если мы меняем мировоззрение, то далее возникает нормальная работа, где нам необходимо заняться развитием всех муниципальных районов. В России их – 1821, и нужно, чтобы каждый из них стал предметом ежедневной ответственности премьер-министра и правительства.
Надо не разговорами заниматься об улучшении жизни на селе, а отвечать за положение в каждом муниципальном районе. Да, там есть мэры, но сегодня во многих регионах очень большой недостаток ресурсов. То есть, правительство на федеральном уровне фантазирует что-то, а в районах кувыркаются, как могут, чтобы еле-еле свести концы с концами.
Надо сделать каждый муниципальный район предметом прямого управления из федерального центра.
У правительства должна висеть карта муниципальных районов России, и по каждому из 1821 района надо отслеживать постоянно, как обстоят дела. Размещая в районах проекты и инвестиции, государство должно управлять ими и, соответственно, развитием каждого района.
Надо радикально пересмотреть подходы к тому,
какими будут сёла. Прежними они уже не станут. На селе должна быть и промышленность. Например, сейчас в мировом машиностроении есть очень интересная тенденция – создаются небольшие (с использованием роботизации и других технологических новшеств) предприятия (примерно 20–30 работников), выпускающие уникальную продукцию для крупных фирм, вроде «Боинга» или «Аэрбаса».
Нужно не бояться на селе организовывать такие предприятия, проектировать такие индустрии, и, конечно, прежде всего, – агроиндустрию. Но здесь должны быть передовые технологии, совершенно другая техника.
Надо форсированно развивать коммуникации. Очень большая проблема – оторванность людей от культурных центров и друг от друга. Конечно, сейчас здорово помогает Интернет, который, кстати, почти ничего не стоит провести по всей стране в идеальном виде, но никто этим не занимается. При этом проедаются гигантские деньги на информационные технологии.
Необходимо разрабатывать недорогие российские автомобили и ещё развивать аэротизацию всей страны, строя малые и небольшие самолёты, чтобы обеспечить более широкие возможности для быстрого перемещения людей.
Надо вообще уйти от всех устаревших инерционных представлений о селе. Мы должны исходить не из абстракций рынка и всяких макроглобальных экономических показателей, а из конкретики повседневной жизни.
Мы живём в условиях гигантской по территории страны с недостаточной плотностью населения. Поэтому примерно четверть экономически активного населения должна иметь возможность иметь квартиру в городе и дом на селе. И это – не роскошь, не экзотика, это должно стать нормой.
Всё это возможно и с финансовой, и с технической стороны. Однако на это не направлено внимание правительства.
Громадные ресурсные резервы надо искать в создании высокопроизводительной индустрии продовольствия мирового значения. Продовольствия качественного и максимально чистого экологически.
Россия, обладая самым большим в мире запасом пахотных земель, может решить такую задачу. Но для этого требуется принципиально иная государственная доктрина развития села.