Безусловным лидером нынешней пресс-конференции президента Путина стала тема принятия во втором чтении "закона Димы Яковлева". На эту тему журналисты, в основном столичных и зарубежных изданий, задали главе государства аж семь вопросов, разумеется, вставляя свои лирические отступления про то, "как хорошо было бы нашим детям в Америке". Путин пытался донести – Россия не против всех американских родителей
, она против отношения властей к тому, как порой жестоко относятся к ним в некоторых семьях. О том, почему нужно прекратить экспорт наших детей за границу и почему" единороссы" вдруг озаботились детской темой сегодня, в интервью Накануне.RU рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер "Движения развития" Юрий Крупнов.
Вопрос: Юрий Васильевич, выразите свою позицию относительно "антимагнитского закона". Вы против усыновления российских детей семьями из США?
Юрий Крупнов: Я бы ставил вопрос не так. Дело не в том, что что-то плохое со стороны США и любых других стран по отношению к России происходит. Это проблема наша собственная. Связана она, прежде всего, с тем, что у нас отсутствует детская политика. И в ситуации демографической катастрофы…
Вопрос: А у нас разве катастрофа?
Юрий Крупнов: Без сомнений! Что бы там не говорили чиновники о временных успехах, у нас демографическая катастрофа. Так вот, в такой ситуации иметь детей-сирот – это нонсенс. Это показывает реальные духовно-нравственные причины демографической катастрофы. Нам дети во многом не нужны! Вопрос совсем не об усыновлении из-за рубежа. Вопрос в следующем: почему в стране до сих пор не создана система учета, патроната, заботы о каждом без исключения ребенке.
Вопрос: Кто это должен реализовывать?
Юрий Крупнов: В 1998 году я неоднократно предлагал и депутатам Государственной думы, и представителям разного рода общественных движений, например, "Женщины России", создать Фонд Будущего. Где конкретно каждый ребёнок – каждый! – находится под защитой государства. И не допускается ущемление каких-либо прав ни у одного ребёнка. Начиная с права жить и расти в семье, пусть в приёмной, получать образование и медицину.
Вопрос: То есть, в контексте дел "магнитских" и "антимагнитски" Вы этот вопрос вообще не рассматриваете?
Юрий Крупнов: Подчеркиваю: речь идет не о "против США", а о нас самих. Нам необходимо поставить в основу государственной политики культ семьи, и, соответственно, заботу о каждом ребёнке как главной государственной задаче. Слышали фразу: "Дети – наше будущее!"?
Вопрос: Слышал.
Юрий Крупнов: Так вот, открою секрет: это не шутка и не метафора. То, что мы сегодня вложим в детей возрасте 5-10 лет, – это отражение того, какое будущее мы себе желаем. Если мы этого не видим и под этим соусом говорим, что надо бы отправить всех детей на сладкую жизнь "за бугор", то это не какие-то там гуманистические задачи мы будем решать, а убивать свою страну.
Вопрос: Сложно не согласиться. Однако сложно игнорировать то, чем "козыряют" либералы-оппозиционеры: в США погибло за 22 года усыновлений около 20 человек, в то время как у нас это число приближается к тысячи. Притом, в последнее время детей из России в США усыновляют даже чаще, чем на родине. Может, стоит сначала построить систему, о которой Вы говорите, и только потом вводить запрет?
Юрий Крупнов: Конечно! Я против того, чтобы рубить с плеча. Мы не сможем построить систему в одночасье. Понимаете, я не говорю о конкретном законе, который сейчас депутаты принимают. Госпожа Лахова (депутат Госдумы – прим. Накануне.RU), которая и ввела всю эту систему экспорта детей за границу, сегодня требует прекращения этого экспорта. Это ужасно. Важен не запрет, а направление! Либо мы говорим: "В течение 10 лет мы перестаем экспортировать детей, кроме каких-то отдельных разовых случаев", либо мы говорим: "Жизнь так устроена, оставайся всё, как есть".
Вопрос: Насколько Вам видится аморальным спекуляция детской темой? "Экспорт детей" режет ухо, но не так сильно, как то, что дети стали разменной монетой в деле Магнитского. Мол, вы нам такую гадость, а мы вам своих детей давать не будем.
Юрий Крупнов: Даже обсуждать нечего. На эту тему у меня нет слов. Я могу только задать вопрос "Единой России": почему вы не подняли эту тему 10 лет назад? Или месяц назад? Тогда всё было нормально? Или как? Эти люди, принимающие закон, не вызывают ни уважения, ни доверия.
Вопрос: Юрий Васильевич, Вы своими словами настраиваете то в одну, то в другую сторону…
Юрий Крупнов: Хорошее замечание! Обратите внимание: как нельзя спекулировать детьми, так нельзя спекулировать спекуляцией детьми. Извините за закрученную фразу, но это действительно так. Депутаты в чём-то не правы, но это не значит, что мы должны продолжать раздавать своих детей направо и налево.
Вопрос: Что же делать государству?
Юрий Крупнов: Вся политика государственная, в частности возьмем эту шумно известную ювенальную юстицию, направлена на производство детей-сирот. Деятельность государства должна быть направлена на создание семьи, на её сохранение, на её закрепление.
Но этого нет абсолютно, у нас экономика ради экономики. Она направлена на обогащение нескольких олигархов, а не на семью.