Председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития» Юрий Васильевич Крупнов рассказал корреспондентам портала «Россия для всех», насколько серьезны в нашей стране демографические проблемы, как их решать, а также о том – какой из вопросов демографии остался незамеченным в обществе.
- Юрий Васильевич, Вы много ездите по стране. Как Вы оцениваете социальную устроенность наших граждан?
- Как крайне низкую. По сути, вне мегаполисов страна пребывает в катастрофическом состоянии и вне социального государства.
- Почему Вы так считаете?
- Во-первых, не построены новые постсоветские инфраструктуры в социальной сфере, например, та же медицина. Во-вторых, серьезно деградировала сама философия социальной политики, произошла дикая коммерциализация и появилась опасность, что и в социалке будет установлен рынок - например, платные медицина и образование, непонятно, как обеспечивать семью жильем. В итоге наши граждане пока довольствуются символическим вниманием к ним - теми же пособиями на ребенка, которые на решение демографической проблемы, конечно же, никак не влияют.
- А что с рождаемостью? Она в стране растет или падает?
- Падает, и с неизбежностью будет падать, поскольку всплеск рождаемости за последние пять лет был связан с тем, что во взрослое состояние вступали группы населения, которые родились во второй половине 1980-х годов, в самый разгар перестройки, когда был существенный пик рождаемости: те, кто тогда добавочно родились - теперь это 25-летние граждане, - соответственно, и сегодня родили больше детей. Отсюда и недавний всплеск рождаемости - этот фактор участвовал в приросте населения на 70-80%.
Еще один фактор, который повлиял на кратковременный всплеск рождаемости (его вклад не превышает 20%), - материнский капитал, эта мера простимулировала рождение вторых детей. Но при этом значительная их часть как бы позаимствовали из будущих рождений, тем самым ухудшив статистику рождаемости ближайших лет.
Сейчас рождаемость сползает в жутчайшую яму. Достаточно указать только на один параметр: количество женщин детородного возраста к 2025 году снизится более чем в 1,5 раза, а в возрасте 20-30 лет - почти в 2 раза!
- С чем это связано?
- Это связано с тем, что так мало родилось девочек в 1990-е годы, и этот провал будет и далее воспроизводиться каждые 25 лет. Но даже на пике рождаемости коренное население страны все равно убывает.
- Получается, что активных участников всплеска рождаемости, который вы упомянули, родившихся в 1980-х годах, не напугали социальные проблемы?
- Дело не в страхе перед неустроенностью, их просто больше физически. Их больше родилось 25 лет назад, и теперь, вступая в детородный возраст, эти молодые люди в свою очередь родили больше детей.
- Как много бесплодных пар в нашей стране?
- Есть статистика - медицинская, Росстата, косвенная... Точных данных не существует. Однако официально указывают на то, что среди семейных пар 15-17% являются бесплодными. Покойный ныне академик РАМН В.И. Кулаков, являясь директором Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, утверждал о 6 млн женщин детородного возраста, страдающих бесплодием, и 4 млн мужчин, причём до половины это функционально бесплодные пары, где вовремя осуществлёнными мероприятиями профилактического характера можно было избежать проблемы.
Профилактика и преодоление функционального бесплодия практически отсутствует. Технологически отработано исключительно ЭКО. Крайне слабая работа с формирующимися у подростков установками, которые и ведут к приобретенному бесплодию.
Вообще эта проблема должна стать центром дискуссий в СМИ, поскольку по привычке обсуждают исключительно потребительское желание/нежелание иметь детей и забывают, что очень много наших сограждан как раз хотят, но не могут иметь детей! В том числе, повторяю, половина - это те, которые могли бы быть родителями по физиологическим параметрам, но в результате неправильного образа жизни или вовремя не проведенных профилактических мероприятий на данный момент бесплодны.
- Как много рождается детей-инвалидов, больных детей? С чем это связано?
- Здесь очень много различного рода спекуляций. Нередко мы можем услышать о том, что у нас 80 или 90% больных детей. Все-таки если брать детей с действительно тяжелыми заболеваниями, то их ежегодно рождается примерно 40-50 тыс. Конечно, помимо генетики это связано со всеми известными злоупотреблениями и отсутствием программ по профилактике. В значительной степени это вопрос отсутствия политики здоровья в нашей стране.
- В 1990-е годы в стране количество разводов подскочило с невероятной скоростью. Насколько крепки нынешние союзы россиян, на ваш взгляд?
- Количество разводов в благополучные нулевые годы снизилось, но ситуация, при ее значительном явном улучшении с конца 1990-х годов, является критической. Институт семьи серьезно подорван, особенно в мегаполисах.
- Укажите, пожалуйста, средний возраст вступления в брак россиян.
- Сегодня россияне вступают в брак значительно позже, чем это было, скажем, 30 лет назад. Если брать возраст 18-24 лет основным в то время, то сейчас я бы назвал 25-34 года. Здесь ситуация схожа со средним возрастом рождения первого ребенка, сдвинувшимся в стране в среднем к 25 годам.
- Это вас настораживает?
- Это в полной мере отражает сломанную социальную структуру общества и отказ государства от ставки на семейную политику и политику рождаемости в стране. В основе лежит тщательно внедряемая идеология, которая направлена на обоснование этого процесса как нормального. Культивируется нередко антисемейный образ жизни, якобы научно объясняется постарение браков, постарение первого материнства и так далее. На самом деле это говорит только о том, что у людей отсутствует уверенность в перспективе жизни, есть жилищные и иные фундаментальные проблема.
Добавим еще тот факт, что большинство россиян ориентируются на мегаполисы, а в мегаполисах вопрос жилья значительно сложнее, чем в других регионах, поэтому люди судорожно ищут способ, как создать устойчивость, и часто они идут на брак и первое рождение ребенка не потому, что уже укрепились в жизни, а потому что понимают: если и дальше будут ждать какого-то благополучия и стабильности, то просто рискуют остаться без детей и семьи.
- Сколько детей сегодня рождается в среднем в российской семье?
- Если брать суммарный коэффициент рождаемости, который показывает условно среднее число рождений на одну женщину, то сейчас получается примерно 1,6-1,7 ребенка.
- А какой результат был бы оптимальным для нас сейчас?
- Это жесткая статистика - 2,15-2,3 ребенка.
- На какие проблемы демографии, на ваш взгляд, необходимо сегодня отреагировать крайне оперативно?
- Если говорить про демографию в целом, то по всем статистическим данным абсолютно очевидно, что в стране вообще сломан механизм даже простого воспроизводства коренного населения. То есть у нас коэффициент рождаемости 1,6, а в Москве он вообще стремится к единице, в мегаполисах этот показатель держится на отметке 1,2-1,3. Мы видим, что наше общество, коренное население, уже не способно даже к простому воспроизводству, оно фактически вымирает. Это означает, что при существующей социально-экономической ситуации и при всех идеологических установках мы как страна обречены на вымирание. Если не переходить к амбициозной демографической политике, не организовывать поистине демографическую революцию в стране, то к концу столетия нас останется примерно 80 млн человек, если до этого времени мы как страна еще сможем существовать. Нельзя забывать, что наша территория самая большая в мире, это 1/7 часть земной суши.
- Что делать?
- Нужна революция, демографическая созидательная революция - амбициозная программа по восстановлению семьи. Стратегически ставку нужно делать на большую русскую семью с тремя-четырьмя детьми. Если хотите, это императив нашей демографии. Если к 2035 году в России не будет 60% семей с тремя-четырьмя детьми, то население будет стремительно убывать, и мы будем вымирать. Всю социально-экономическую модель и государственную политику направить на поддержку таких семей. Во-первых, здесь нужна новая индустриализация, поскольку основным, опорой семьи является мужчина, и если у него есть профессиональный карьерный рост и достойный заработок, то вокруг него может складываться нормальная семья. Второе - это другое решение жилищной проблемы, в том числе переход к другому типу урбанизации, к ландшафтно-усадебной малоэтажной урбанизации, чтобы у женщины появилась возможность посвятить себя воспитанию троих-четверых детей, чтобы было пространство для свободного воспитания. Третье - работа по столь ответственному делу, как воспитание детей, должна оплачиваться государством. Это серьезнейший вклад в решение нашей основной проблемы, это серьезнейший труд. Соответственно, мама с тремя-четырьмя детьми, помимо разных льгот по жилищу, должна иметь от государства зарплату в 2-3 тыс. долларов. И, наконец, четвертый момент - это полная смена всех установок потребительства, концепция которого внушает молодым россиянам, что дети мешают карьере, жизни и так далее. Нужно переориентироваться в срочном порядке на установки, связанные с тем, что семья задает базовую ячейку и стандарт общества, без семьи жизнь неполноценна. Эти меры, на мой взгляд, в своей основе способны подготовить демографическую революцию, которая должна коренным образом изменить ситуацию в стране. Проще не получится