Председатель общественного Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов комментирует завершившийся съезд ОНФ. По его мнению, ничего конкретного и действительно необходимого стране эта организация не предложила, да и не может.
- Созданное вчера новое общественное движение«Народный фронт за Россию» уже определили какполитическую «атомную бомбу». А какие у Вас впечатления от нового Фронта?
- Тревожные. С одной стороны, вчерашним учредительным съездом закрывается четверть века либерального проекта. Слова Путина о нашей национальной самобытности, уникальности нашей цивилизации, приоритете традиционных ценностей, «своих корней», объединение по ценностям, а не интересам, необходимости великой цели и единстве народа во имя созидания великой России – всё это риторика, которая прямо противоположна риторике Перестройки, риторике интеграции в Запад и свободного рынка.
Вместе с тем, никаких стратегических целей не предъявлено. Не обозначены механизмы. Риторика висит в воздухе. Скажем, декларации о том, что «мы должны провести новую индустриализацию.., создать миллионы новых высокопроизводительных рабочих мест» в точности повторяют то, что было сказано ровно два года назад. Но где индустриализация? Где хотя бы тысяча – не миллионы - новых рабочих мест, если за прошлый год в обрабатывающей промышленности, согласно официальной статистике, потеряно 150 тыс. мест?!
А ведь новая индустриализация – это самое важное для выживания и дальнейшего развития России. И даже здесь, несмотря на многочисленные декларации о необходимости ухода от сырьевой зависимости и новой индустриализации, ничего не движется, всё стоит…
То есть перед нами очевидный кризис управления, который пиаром и политтехнологиями уже не закрыть.
- То есть ОНФ - не «атомная бомба»?
- Тем, кто бросается подобными метафорами, следует помнить, что стране сегодня нужны не бомбы, а система созидания, преодоления деиндустриализации и утери технологического суверенитета, систем восстановления и развития страны. Прошедшие четверть века - коту под хвост! В этой ситуации необходим прорыв – у страны нет следующих двадцати пяти и даже пяти лет. Пора переходить к проектному реализму, создавать не распределяющее, а созидающее проектное государство.
- Что необходимо сделать для этого перехода?
- Если убрать нефтегазовое временное благополучие, то ситуация настолько плоха, что нам нужны семь созидательных революций: демографическая, промышленно-технологическая, градостроительная, энергетическая, антропологическая, постсоветско-интеграционная и дальневосточная. Однако вместо создания адекватной системы управления силы уходят на демонстрацию сплочённости и единства. Но подо что и для чего?
- Разве не нужна Путину достоверная информация о том, что происходит, а иногда и творится, на местах?
- Нужна. Но бюрократическое болото не вышибается болотом общественным. Нужна мобилизация под сверхзадачи и цели, а не ради мобилизации. Сегодня же основное внимание направлено на то, чтобы преодолеть синдром Болотной площади. Главной опасностью видится неконтролируемая, нефильтруемая общественная активность. Это дальше ведёт к желанию организовать совершенные инструменты донесения тревожных сигналов от населения. Однако это технологическая ошибка.
Существуют десятки мощных механизмов, как получать подобную информацию. Но проблема не в сигналах, а в самом принимающем устройстве. Оно больно. Федеральная власть вместо того, чтобы ставить стратегические цели и вовлекать в их реализацию население, прежде всего, молодёжь, собирается и дальше оказывать населению психотерапевтическую помощь.
Простой пример. В ближайшие три года при новом космодроме Восточный будет построен новый город на 30 тысяч человек. 40 миллиардов на этот проект выделены. Однако ни у кого в государстве нет ответа на ключевой, казалось бы, вопрос, кто будет жить в этом городе. Гастарбайтеры или наша молодёжь, создающая новую русскую и мировую космонавтику?
Мы предлагаем создать здесь передовой национальный космический центр для самой талантливой и перспективной молодёжи, а этот город «ни для кого» сделать молодёжной космической столицей. Но никому во власти этот проект не интересен! Никому, ни фронтам, ни ведомствам, - никому.
В программе нашего Движения развития «Проектное государство» более сотни проектов развития страны, сейчас мы приступили к разработке стратегических инвестиционных проектов для каждого муниципального района страны, однако, это всё делается нами вне и помимо власти.
Тот же город при космодроме. 40 миллиардов, как и прошедшие четверть века – опять коту под хвост? Но вместо того, чтобы за пятнадцать минут в интернете изучить эту проблему и готовить необходимые решения, власть занята «атомными бомбами» и «реальными соцсетями» из людей…
- Но возможно, создание Фронта, - это попытка произвести смену элит?
- Смена элит должна осуществляться под стратегические цели развития страны. Они не сформулированы и не поставлены. Не задан параметр вхождения в новые элиты, кроме незамаранности участием в прошлых элитах, той же «Единой России». В итоге речь идёт скорее о смене оргформы мобилизации элит – от полностью себя дискредитировавшей Единой России к новому надпартийному движению. Это означает, что ОНФ, в лучшем случае, дополнительный потенциальный инструмент давления на Дмитрия Медведева и его окружение, на нынешнее правительство. Но это мелковато для фронта.
- То есть нам следует ждать противостояния между ОНФ и Единой Россией?
- Не может быть противостояния между двумя политтехнологическими инструментами. Ещё раз - всё значительно тяжелее. Старый курс себя полностью исчерпал. Никакого нового курса у власти нет, более того при этих конфигурациях ему пока неоткуда взяться.
Вот это промежуточное состояние, близкое к прострации, – смертельно опасно для страны. Тем более, что кризис нарастает. Нужен переход к проектному государству. Нужны кадры, способные организовать семь созидательных революций. Для этого важно, наконец, – проснуться.