20.03.2014
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов по
итогам трёхдневной работы в Омске (17-19 марта) подготовил проектно-аналитическую записку - предложение руководству Омской области и федеральной власти "Об организации флагманского проекта Новый Омск – Аэрополис как механизма подъёма и развития Омской области".
ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ, МИГРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Об организации флагманского проекта Новый Омск – Аэрополис как механизма подъёма и развития Омской области
В рамках реализации Стратегии Омской области до 2025 года и в целях интенсификации работ по строительству международного аэропорта Омск-Фёдоровка представляется целесообразным использовать уникальное положение Омска как ведущего транспортно-логистического узла Евразии и консолидировать силы на областном и федеральном уровне вокруг принципиально нового для России и флагманского для Омской области проекта Аэро(тро)полис-Новый Омск.
В основе проекта будет лежать создание двух новых городов как центров модернизации и развития Омска – вокруг будущего аэропорта на 50 тыс. человек и на месте нынешнего аэропорта Центральный на 30 тысяч человек – и соединяющей их скоростной авто- и железнодорожной магистрали (см. Схему 1).
В составе Нового Омска помимо аэропорта будет три зоны: логистическая, промышленная и селитебная, поселенческая. В селитебную зону войдут четыре городка: молодёжный городок, городок знаний (наукоград, академгородок), городок сеньоров (пенсионеров) и для многодетных семей (городок демографического будущего).
При этом источником стратегических доходов будут два ключевых рынка – освоения Арктики и индустриализации Центральной Азии (включая не только бывшую советскую Среднюю Азию, но и Афганистан, Пакистан и Иран), что делает Омск ключевым сибирским плацдармом освоения Северов и Центральной Азии, создания двух новых рынков (о рынках Арктики и Центральной Азии, в целом Сибири как нового центра России смотрите и скачивайте доклады нашего Института демографии, миграции и регионального развития -
здесь и
здесь).
Строительство Нового Омска требует порядка 150 млрд рублей капиталовложений, из них до 15 млрд рублей триггерных невозвратных вложений и до 90 млрд рублей долгосрочных инвестиций на 12 лет из средств федерального бюджета (Фонд Национального благосостояния или Национальный резервный Фонд).
Проект Новый Омск позволит загрузить промышленность Омской области на ближайшие 15- 20 лет и выступить основным источником доходов для бюджетов города и области.
Современными аналогами проекта Аэрополис-Новый Омск на постсоветском пространстве являются олимпийские Сочи, Сколково, АТЭС, космодром Восточный, та же казахстанская новая столица Астана и др.
Важнейшим источником доходов в Новом Омске будет реконструированный в
Иртышско-Обскую водную магистраль (скачать
здесь) - глубоководного пути по Иртышу и Оби от Китая до Северного Ледовитого океана – Иртыш, в рамках единой транспортно-энергетической водной системы России и Индо-Сибирского пути («путь из индус в ханты»). Это также создаст мультиплицированный эффект взаимоусиления авиационной деятельности аэро(тро)полиса через сопряжение с возможностями речного транспорта по Иртышу и позволит восстановить и усилить Иртышское пароходство.
Расположение Нового Омска на северо-западе от Омска даст положительный социальный и экологический аспект (воспроизводства исторической модели Омска как города-сада).
Также Новый Омск позволит стимулировать создание Северного обхода Омска протяжённостью 52 км на базе расположенных по линии будущей трассы золоотвалов ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 объёмом в 50 млн. т золошлаков.
В окружении таких соседей по Западной Сибири как Тюмень — нефтяная житница страны, Новосибирск — города Сибирской фундаментальной науки, Томска — города студентов и высшего образования, реализация данного проекта позволит задать новое позиционирование и миссию Омска как столицы новой индустриализации России, поскольку разработка трёх новых рынков (Арктики, Центральной Азии и самого Нового Омска) даст заказ и толчок на создание на базе существующих старопромышленных баз промышленности нового технологического уклада, в котором опорой новой индустриализации станет приборостроение и транспортное машиностроение (в частности, в промзоне Нового Омска целесообразно построить новый авиазавод по производству самолётов для Арктики и Северов - в частности, восстановления того же Ан-74, производства модернизированного Ан-124 и "укороченного" Ан-124 ("Руслана") - и экранопланов (экранолётов).
Оператором проекта предлагается сделать специально созданную Корпорацию строительства Нового Омска (Новоомск-Строй).
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:
- Создать при Правительстве Омской области Рабочую группу по разработке и продвижению проекта Нового Омска;
- Подготовить и провести в Омске
17-20 апреля 2014 года на базе СибАДИ трёхдневную проектную конференцию в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ, «командно-штабные учения») по теме «Новый Омск на базе аэро(тро)полиса Фёдоровка как индустриально-траспортный центр развития Арктики и Центральной Азии» с приглашением федеральных и региональных органов исполнительной власти, делегаций регионов интереса для Омска (Арктика, Центральная Азия, Сибирь), бизнеса, представителей образовательных, научных и экспертных сообществ, представителей гражданского общества.
ПРИМЕЧАНИЕ
Стратегический инвестиционный проект "Новый Омск - аэрополис" был представлен в Омске 17 марта 2014 г. на
заседании экспертной площадки «73 меридиан как фактор развития транспортно-логистического потенциала Омской области» под председательством первого заместителя Губернатора Омской области В.Ю. Синюгина и затем 19 марта 2014 г. на круглом столе "Инновации и развитие" ежегодного Сибирского промышленно-инновационного форума "ПромТехЭкспо".