Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/news/2014/05/29/11123/
Время публикации: 22:33, 29.05.2014



Российский взгляд на перспективы Пакистана и Афганистана



Выступление председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (Москва, Россия) Юрия Крупнова на международной конференции «Стратегическая обстановка Пакистана после 2014 года», Serena Hotel, Исламабад, Пакистан, 29 мая 2014 года.


Российский взгляд на перспективы Пакистана и Афганистана, доклад (pdf)

Российский взгляд на перспективы Пакистана и Афганистана, доклад (doc)

Российский взгляд на перспективы Пакистана и Афганистана, презентация (pdf)

Russian and Central Asian View of Pakistan and Afghanistan, report (pdf)

Russian and Central Asian View of Pakistan and Afghanistan, report (doc)

Russian and Central Asian View of Pakistan and Afghanistan, presentation (pdf)


Уважаемая госпожа председатель!

Уважаемые коллеги!

Благодарю за возможность представить свою точку зрения на столь высоком форуме.

К сожалению, отношения между Россией и Пакистаном уже привычно называют историей о взаимно упущенных возможностях. И наша общая задача – прекратить, наконец, упускать возможности и перейти в принципиально новый режим взаимодействия и сотрудничества.

Подобная задача определяется не только доброй волей каждой из наших стран, но и самой стратегической обстановкой вокруг как Пакистана, так и России по центрально-азиатскому направлению.



Одно предварительное замечание - по поводу используемого нами подхода.
Мы работаем в проектном подходе и, поэтому, одновременно с констатацией наличных обстоятельств и выделением трендов считаем необходимым сразу предлагать и наши ответственные версии необходимого должного будущего, т.е. предметные проектные решения.



В таком проектном залоге Россия видит Пакистан в качестве самого большого и перспективного государства будущего единого Общего рынка «большой» Центральной Азии, включающей не только бывшую советскую Среднюю Азию, т.е. пять новых государств Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан, но и Пакистан вместе с Афганистаном и Ираном.

Отдельные эксперты даже полагают, и я с ними согласен, что в ближайшие десять лет Пакистан имеет все шансы стать членом создаваемого ныне Россией Евразийского Союза.




Общий рынок Центральной Азии следует во многом делать по образцу создающегося с 1957 года Европейского общего рынка (European Economic Community or Common Market).

Данная задача, как представляется, усиливает китайские, американские и японские инициативы восстановление Шёлкового пути, соответственно: строительства Нового Великого Шёлкового пути как создания экономической зоны совместного процветания Китая и стран Центральной Азии вдоль древнего Великого Шелкового Пути (Си Цзиньпинь), строительства Нового Шелкового пути, который «обеспечит нам безопасность и процветание на следующие 100 лет» (Х. Клинтон) и реализацию японской Программы действий по дипломатии Великого Шелкового пути.

Однако, если в упомянутых инициативах государства Центральной Азии рассматриваются преимущественно в качестве проходных транзитных территорий, то при строительстве нового Общего рынка каждое государство должно стать субъектов и самоцелью такого рынка.



Как представляется, Центральную Азию, с точки зрения перспектив не только региона вокруг Пакистана, но и всей Евразии и человечества в целом, не следует ограничивать только бывшей советской Средней Азией, включающей пять новых государств: Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан.



Центральную Азию сегодня целесообразно рассматривать опять по-гумбольтовски, то есть как единый регион, включающий и Среднюю Азию и Пакистан вместе с Афганистаном и Ираном.

С точки зрения нашего проектного подхода пришла пора в максимальной степени рассматривать Пакистан не только как входящего Южную Азию, но и в входящего в единую Центральную Азию.

Насколько мне известно, важнейший вектор политики Пакистана всегда заключался в организация свободного выхода и необходимых транспортных коридоров в Среднюю Азию как через восток (Джелалабад), так и юг (Кандагар) Афганистана, а также через Ваханский коридор.

Россия также заинтересована именно в такой интеграционной платформе, которая позволяет инфраструктурно связывать Пакистан и Среднюю Азию, а далее и русскую Сибирь.

Напомню, что Збигнев Бжезинский достаточно двусмысленно радовался в своей «Великой шахматной доске» тому, что, цитирую, «к счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении»: «Главный геополитический приз для Америки - Евразия».



Обозначенную им расщеплённость и разделённость Евразии Бжезинский воспроизводит в более чем красноречивой схеме, так и названной им «Евразийской шахматной доской».



Для России же задача состоит, наоборот, в создании прочной ЦА, цементирующей всё евразийское пространство и задающей базу для безопасности и процветания. Это является единственным залогом недопущения «балканизации» всех государств Евразии.

К созданию такой интегрированной Центральной Азии и хотелось бы пригласить Пакистан.

Очевидно, что сама модель Бжезинского показывает крайнюю необходимость формирование единого интеграционного макрорегиона ЦА, задающего границы для нового общего рынка.

Более того, в новый интеграционный регион ЦА целесообразно включить и Сибирь. С этой целью, чтобы обозначить полнокровное участие русской Сибири в новом общем рынке я также ввёл шесть лет назад специальный термин для такого макрорегиона – Новый Средний Восток.

Важность Сибири обуславливаются здесь вектором преобразования российской жизни, вектором развития, когда уже сейчас политический и экономический центр России начинает переноситься за Урал, в Сибирь.
Это связано с необходимостью преодолевать неравномерность расселения, восточнее Урала в России на 2/3 (66 %) территории страны проживает всего ¼ (25 %) всего населения России, а также с приоритетным развитием Дальнего Востока России, Арктики и Центральной Азии.

По сути главное в ближайшие годы для России – соединить и замкнуть по примерно 73-ему меридиану Индийский и Северный Ледовитый океаны.

Депутат Челябинского областного законодательного собрания Константин Захаров прекрасно сформулировал данный императив в своём твитте в ответ на доклад нашего Института по проблемам Сибири, предложив по сути новую геополитическую ось: «от Сабетты до Карачи».



Сабетта – это новый строящийся порт на полуострове Ямал.

Красным цветом обозначена новая геополитическая ось, интегрирующая, «сшивающая» и цементирующая Центральную Азию и Евразию в целом.



Из данного геополитического и геоэкономического императива следует собственно русская перспектива, причём, направление данной перспективы – это именно Пакистан!

Насущная необходимость такой центрально-азиатской и трансазиатской интеграции, как представляется, определяется и стратегической обстановкой вокруг Пакистана.

В последние годы в Центральной Азии возникла новая ситуация, когда на место возникшей с приходом Талибов к власти неустойчивой стабильности пришёл захват и оккупация США и НАТО Афганистана и превращение ими Афганистана – «сердца Азии» - в военно-стратегический плацдарм с расширением на Пакистан и бывшую советскую Среднюю Азию или «малую» Центральную Азию.



Даже после вывода с территории Афганистана основной части иностранных войск, а это прежде всего, войска НАТО, там останется минимум 9 военных баз с возможностью стратегического контроля гигантского театра военных действий от середины Китая и до Египта.

Появление в первой администрации Обамы неологизма АфПак наглядно демонстрирует одно из направлений расширения афганского плацдарма.

Вторым необъявленным направлением является Средняя или «малая» Центральная Азия, где создаётся второй геополитический полигон Вашингтона. Возможно, во внутренних решениях Пентагона его по аналогии с АфПак обозначают как АфЦА.

Горькая реальность при этом состоит в том, что границы такого расширяющегося плацдарма очерчивают варварские атаки беспилотников.



Цементирует этот плацдарм транспортно-логистическая сеть Вооружённых Сил США и НАТО по северному направлению в виде Северной дистрибутивной Сети (СДС, the Northern Distribution Network - NDN), и по восточному направлению через Хайберский перевал.



По сути перед нами совершенная (perfect implementation of) реализация спроектированного в 1983 году Большого Ближнего Востока (The Greater Middle East, ББВ), колоссального макрорегиона от Северной Африки до границ Индии и нынешней Российской Федерации.

Цель изобретения ББВ заключалась в том, чтобы утвердить на всём пространстве от Марокко до Китая управляемые режимы для контроля добычи и транспорта нефти против всех государств Евразии, включая и Европейский Союз.

Не случайно Пабло Эксобар назвал этот проект трубопроводостаном.
Наглядным примером реализации ББВ является до сих пор неработающий газопровод ИПИ и схватка за Ливию, Сирию…



Именно под проект ББВ ещё президентом Картером было инициировано создание Сил быстрого реагирования США (Rapid Deployment Joint Task Force), из которых затем выросло Центральное Командование вооруженных сил США (USCENTCOM, Centcom), контролирующее сегодня важнейшую евразийскую часть макрорегиона ББВ.



Вдохновляющую идею Вашингтона в регионе 20 лет назад блестяще сформулировал в своей «Великой шахматной доске» Збигнев Бжезинский: «Главный геополитический приз для Америки - Евразия».

Трудно не восхититься очередным проявлением способности великих США к большой стратегии (grand strategy)!
Цель почти достигнута. США с началом в октябре 2001 года операции «Несокрушимая свобода» прочно внедрились в самое интимное и чувствительное место Евразии – Центральную Азию.

Проблема, однако, состоит в том, что даже в относительно оптимальной глобальной ситуации у США и НАТО с очевидностью не стало хватать ресурсов для стабилизации захваченного макрорегиона.

А сегодня - в разгар финансово-экономического кризиса и поднимающихся больших геополитических систем, включая возрождение российской мощи, не говоря уже о Китае - ресурсная необеспеченность присутствия США в Центральной Азии с неизбежностью требует от них использования технологии конфликтов малой интенсивности и мятеж-войны.
Это означает, что кризис силы и мощи заокеанского государства будет выражаться в нескончаемом непрекращающемся вакууме власти, что будет с неизбежностью дестабилизировать всю Центральную Азию и вызывать нарастающую конкуренцию и жестокую схватку всех больших геополитических систем – и США, и Китая, и ЕС, и России.

Всё большее сомнение вызывает нахальное утверждение Сэмюэля Хантингтона о том, что «в мире, где не будет главенства Соединенных Штатов, будет больше насилия и беспорядка и меньше демократии и экономического роста, чем в мире, где Соединенные Штаты продолжают больше влиять на решение глобальных вопросов, чем какая-либо другая страна…».

Способность управлять Евразией, которую пытается демонстрировать США, сегодня абсолютно не очевидна!

Поэтому все вполне закономерно и оправданно ожидают повторения в Афганистане и регионе 1990-х годов.

Позиция же России и государств Центральной Азии, наоборот, требует не только мира и стабильности, но и полной безопасности в регионе.

Без полномасштабной безопасности нашим государствам не удастся осуществить свои геополитические и геоэкономические задания и провести новую индустриализацию как критически значимый фактор для перехода на новый уровень экономических возможностей.

Для России в геополитическом плане это означает строительство мощного Евразийского Союза и реинтеграции постсоветского пространства.

Стабильная и процветающая «большая» Центральная Азия и процветающий Афганистан – залог безопасности и процветания России и ключ к мощному Евразийскому союзу.

Таким образом, Россия безусловно заинтересована в дальнейшем укреплении пакистанской государственности.

Россия и государства Центральной Азии исходят из того, что наиболее востребованной стратегической задачей для Пакистана и всех государств региона является стабилизация и процветание Центральной Азии - причём, именно «большой» Центральной Азии, в которую входит как бывшая Средняя Азия СССР и Средний Восток: Иран, Афганистан, Пакистан.



При этом со стороны России и значительной части новых государств бывшей советской Средней Азии – имеются три базовых ожидания от Пакистана.

Первое ожидание – что Пакистан выступит главной силой по строительству единого общего рынка Центральной Азии.
Данный общий рынок, объединяющий государства с совокупным населением более 350 миллионов человек, мог бы к 2030 году стать важнейшим экономическим образованием Евразии.

Россия надеется, что 100 миллионов молодых, до 22 лет, пакистанцев получат прекрасное профессиональное образование и выступят армией развития всего макрорегиона. И в этой ситуации любые попытки парамилитарных и экстремистских террористических сетей втягивать молодёжь в криминальные сети окажутся тщетными.

Далее я подробнее раскрою идеологию и механизмы формирования такого общего рынка, пока же отмечу, что ведущая геоэкономическая роль Пакистана в строительстве такого общего рынка определяется не только его ключевым геополитическим положением и большим по численности трудолюбивым населением, но и прогнозами по реиндустриализации, которые резко интенсифицируют экономический рост вашей страны.



Второе ожидание – что Пакистан совершит прорыв в направлении улучшения отношений с Индией, Афганистаном и Ираном и выступит флагманом стабилизации геополитической ситуации в Центральной Азии.



И третье ожидание – что Пакистан вместе с другими региональными державами примет деятельное участие в форсированной индустриализации Афганистана как необходимого фактора создания общего рынка новой Центральной Азии и стабилизации всего евразийского пространства.

Форсированная индустриализация Афганистана требует электрификации с увеличением производства электроэнергии в три и более раз, строительство опорной железнодорожной сети и организация нескольких новых сетевых индустрий, от обе.

При этом для России первичная индустриализация Афганистана должна органично включаться в новые индустриализации всех уже первично индустриализированных государств региона – и Пакистана прежде всего.




Пакистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, индустриализуя Афганистан, могли бы провести свои вторичные индустриализации, а Россия – третичную (первая была в 1930-е годы, вторичная в 1970-е годы прошлого столетия), причём, именно в прилегающей к Центральной Азии Сибири, со столицей новой индустриализации в Омске.

Вторичная индустриализация основана на машиностроении, третичная – массированной роботизации.



Для организации нового Общего рынка Центральной Азии в качестве ключевых со стороны России наш Институт предлагает систему стратегических инвестиционных проектов (СИП), которые могли бы организовывать индустриализацию Афганистана с российской стороны и одновременно создавать опорный каркас нового Общего рынка Центральной Азии. Данные СИП представлены на Слайде.

Прежде всего, речь идёт о каскаде из 9 гидроэлектростанций по трансграничной реке Пяндж, сети горно-добывающих производств и афганском участке железнодорожной Индо-Сибирской магистрали от Кундуза до Джелалабада с шириной колеи 1520 мм и строительством мощного сухого порта на границе Афганистана и Пакистана.




Отмечу, что пянджский каскад ГЭС и российские гидроэнергетические проекты в Киргизии позволят организовать единую энергосистему Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан. На слайде показана такая система с центром в Хорогской ГЭС, расположенной совсем недалеко от Пакистана и в будущем способной организовать высоковольтную линию (ЛЭП ) «Хорог-Вахан-Читрал».

В конечном счёте сверхзадача состоит в том, чтобы превратить Афганистан в драйвера развития Центральной Азии и строительства Общего рынка.

Важнейшим следствием форсированной индустриализации Афганистана станет ликвидация планетарного центра наркопроизводства в Афганистане, который (с 250 тысячами гектар под посевами мака в этом году) давно уже стал локомотивом наркопреступности и наркоэкономики во всей Евразии.

С нашей точки зрения, форсированная индустриализация Афганистана также может и должна стать образцовой программой мирового сообщества под эгидой ООН по организации альтернативного развития – здесь прошу изучить розданный Вам доклад нашего «Новое поколение программ альтернативного развития для ликвидации афганского наркопроизводства».

В целом одним из ключевых направлений сотрудничества между Россией и Пакистаном, безусловно, является урегулирование проблемы Афганистана, где экономический подъём является основным.

В связи с вышеизложенным, с нашей точки зрения, было бы целесообразно создать новый региональный формат помощи Афганистану в проведении форсированной индустриализации со стороны Пакистана, России и Ирана, - своего рода «Большой Тройки» помощи Афганистану.

Особое внимание хотел бы обратить на возможность строительство Индо-Сибирской магистрали и Трансазиатского коридора или пояса развития вдоль 73-его меридиана.



На Слайде наглядно представлен критический разрыв между путями сообщения Южной Азии и северной Евразии, что напрямую ведёт к расщеплению и разделению Центральной Азии.

Императивом является транспортно-коммуникационное соединение Индийского и Северного Ледовитого океанов в Трансазийский коридор или пояс развития.



В этом плане мы предлагаем приоритетным сделать совместный Российско-пакистано-индийский проект строительства железной дороги с шириной колеи 1520 мм по территории Афганистана до границы с Пакистаном и создании там сухого порта как основу трансматериковой Индо-Сибирской магистрали.



Для Пакистана в настоящее время наш Институт также разрабатывает систему стратегических инвестиционных проектов, частично представленных на Слайде.

Общий рынок как инвестиционный пул под создание Общего рынка через систему СИП – до 30 млрд долларов США.
В связи с вышеизложенным хочу в заключение своего доклада суммировать главные предложения:

Задать новую повестку российско-пакистанского сотрудничества – строительство нового Общего рынка Центральной Азии и реализацию Трансазийского коридора или пояса развития вдоль направления 73-его меридиана;

Приступить к продвижению концепта «Большая Тройка» - Россия, Пакистан и Иран - помощи Афганистану (Cooperation of ‘Three Big’ (Pakistan – Iran - Russia).

Подготовить и провести в октябре т.г. Российско-Пакистанский Форум в России, в Сибири, возможно, в Омске, а затем в Пакистане, на который пригласить представительные делегации не только из центра, но и из регионов

Составить вместе с заинтересованными фабриками мысли и инвестиционными компания Альбом СИП по Пакистану с привлечением российских инвестиций и ресурсов

Приоритетным сделать совместный Российско-пакистано-индийский проект строительства железной дороги с шириной колеи 1520 мм по территории Афганистана до границы с Пакистаном и создании там сухого порта.

Спасибо за внимание.
www.kroupnov.ru | 22:33, 29.05.2014Автор: .