Интервью «Клубу Регионов» | 18.06.2013
Главная проблема развития субъектов и региональной политики в России – отсутствие госплана развития промышленности, демографии, энергетики и развития транспорта на 20-30 лет, из-за чего регионы будто становятся участниками броуновского движения, считает Юрий Крупнов. При этом отсутствие госплана лишает губернаторов политической самостоятельности, сосредотачивая всю власть в руках Владимира Путина, что в конечном итоге может разрушить всю систему безопасности страны, поделился эксперт своим мнением с «Клубом Регионов».
«Я считаю, что в нынешней ситуации загадывать о том, что будет происходить в региональной политике - не то что на год, а на месяц или два вперед – просто несерьезно. Ситуация стремительно меняется в результате экономического кризиса, украинского кризиса и в целом кризиса идеологии и системы управления в стране. И в этом смысле мы должны четко понимать, что сегодня основных решений все ждут от федеральной власти, и при всей важности выборов на уровне субъектов Федерации это все-таки очень локальный момент.
Основной вопрос сейчас: будет ли предложен новый формат управления страной, а по сути, будет ли создан госплан? Потому что иначе согласовать 85 субъектов, которые, как молекулы в броуновском движении, движутся каждый в свою сторону исходя из особенностей личности губернатора, мэра областного города, конфликта команд, невозможно. Все сегодня ждут действий с федеральной стороны.
На федеральном уровне должна быть принята понятная каждому губернатору и даже главе муниципального образования схема размещения производительных сил, то есть промышленности, в ближайшие 20-30 лет. Второе: должна быть единая схема транспорта. Должна быть генсхема энергетики, она имеется, но создана в отрыве от всех других генеральных схем. Наконец, должна быть генеральная схема расселения в стране на ближайшие два-три десятилетия, чтобы было понятно, на что мы рассчитываем демографически. И все это должно совмещаться с остальными схемами.
Пока не будет таких четырех генсхем, то и дальше каждый губернатор и глава муниципалитета будут похожи на спецназовцев, брошенных в тропический лес с непонятной задачей. Страна просит госплан, а федеральный центр молчит.
На самом деле госплан напрямую повлияет на политическую самостоятельность регионов. Сегодня мы должны говорить не о политике в регионе, а о политических отношениях: есть какие-то личностные отношения, отношения каких-то отдельных представителей федерального центра, отношения внутри региона, но для этих отношений нет стратегической базы. Все это растворено в непонятной неопределенности.
Если федеральный центр начнет серьезное политическое планирование, то в губернаторе, как в проводнике федерального центра по обеспечению уровня жизни, впервые проявится политик. Недаром у нас говорят, что сейчас единственный политик – это Владимир Путин. Это не потому, что остальные плохие, просто нет объективных задач, и ему приходится все держать в своих руках. Но в конечном итоге это может разрушить всю систему безопасности страны».