16.07.2014
Страны-участницы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) подписали соглашение о создании Нового банка развития, который должен стать альтернативой МВФ и Всемирному банку.
Первоначальный разрешенный капитал Банка развития будет насчитывать 100 млрд. долларов. Предполагается, что штаб-квартира банка будет располагаться в Шанхае, а первым президентом финансового института станет представитель Индии. Банк будет заниматься инфраструктурными проектами, в первую очередь на территории стран БРИКС.
Также подписан пакет документов о создании Пула валютных резервов объемом 100 млрд. долларов. Пул призван стать своего рода "страховочной сеткой", предназначенной для совместного реагирования на финансовые вызовы".
При всем позитивном настрое общественности по поводу создания Нового банка развития, не учитывается два фундаментальных момента, которые сводят имиджевое и политическое значение этого события практически к нулю, - рассказал
Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.
По мнению эксперта, основная проблема состоит в том, что новый банк будет проводить все финансовые операции по-прежнему в долларах США. Гегемония американского доллара ограничивает возможности экономик стран-участниц БРИКС, в том числе и российской экономики, что в свою очередь способствует укреплению всесилия МВФ и Всемирного банка.
Также, по мнению Крупнова, не ясно под какие мегапроекты «планетарного масштаба» создается новый банк. «Пока нет конкретных проектов Новый банк развития обречен превратиться в еще один инструмент для бюрократии государств БРИКС. А стабилизационный фонд также может использоваться в качестве «подушки безопасности» имени Алексея Кудрина, но при этом это всё не выход за пределы долларовой системы, это не валюта развития», - подчеркнул эксперт.
Какая страна-участница БРИКС выиграет больше от создания Банка развития? Что конкретно получит Россия? Станет ли Банк инструментом для проникновения России на рынки развивающихся стран?
- Как и в ситуации с организацией ШОС, основным бенефициаром Банка развития станет Китай и частично Индия. Но никак не Россия.
Корень зла кроется в том, что у России по факту не оказалось предложений по идеологии и совместным проектам со странами БРИКС. А ведь именно отсутствие конкретных мегапроектов планетарного масштаба является главным сдерживающим фактором для развития нашей страны. В этом виноваты неолибералы российского правительства, которые старательно «кастрируют» Россию от любых геоэкономических действий.
К сожалению, Россия в Форталезе упустила шанс, когда в ситуации давления санкциями, в ситуации геополитического разлома можно было использовать площадку БРИКС как коалицию для продвижения своей новой глобальной повестки для мира. И это уже не ошибка, а серьёзнейший удар по российской государственности. Поэтому неолиберальный блок правительства необходимо «зачищать». Если этого не сделать, они утопят страну, бессмысленно веруя в магию макроэкономических показателей.
Какие проекты может предложить Россия станам БРИКС?
- Россия должна предложить миру новую идеологию развития. Также как в 1957 году спутник стал началом космической эры человечества, а само слово всюду писали латиницей «sputnik», так и новая идеология от России должна получить мировой статус, прописанный латинскими буквами «razvitie».
Для этого, во-первых, Россия должна собрать коалицию стран, готовых вырваться за пределы долларовой системы с целью решения ключевых задач современности. А именно, начиная с проблемы голода до проблем социальной дифференциации, недостатка базовых ресурсов (тех же водных, энергетических ресурсов) и других мировых проблем. Это требует введения своего рода «второго этажа» в глобальной финансовой системе и специальной расчётно-клиринговой единицы – наддоллара или мета-доллара.
Во-вторых, Россия должна предложить конкретизацию концепции многополярного мира в виде проектирования и создания множественных очагов планетарного развития.
Например, один из таких очагов – это Южный Трансатлантический очаг, соединяющий Бразилию с Западной и Южной Африкой. Сегодня США специально перенаправляют туда кокаиновые потоки, чтобы изнутри подрывать этот интересно формирующийся регион. Еще одним «очагом планетарного развития» является создание общего рынка стран большой Центральной Азии, который, на минуточку, насчитывает 350 млн. человек. Через форсированную индустриализацию Афганистана, Россия и мир смогут решить проблему ликвидации наркопроизводства и экстремизма. Т.е. на месте нынешнего планетарного центра наркопроизводства появится новый экономический центр развития.
Для собственного выживания и превращения в альтернативный США центр геополитики, Россия должна в разы поднять свой ВВП и создать на своей территории, прежде всего в Сибири, совместно с Центральной Азией образцовый очаг мирового развития.
Пока же Россия, находясь в чрезвычайно сложной геополитической ситуации, вместо предложения уникальной повестки и использования площадки БРИКС по инерции продолжила подписывать бюрократические «пустые» документы, тем самым, продолжая играть на стороне Вашингтона и загоняя себя в близкую экономическую и геополитическую катастрофу.
Сможет ли Банк развития БРИКС и пул условных валютных резервов способствовать независимости стран-участниц от финансовой политики западных государств?
- Нет. Это абсолютная иллюзия. Пул валютных резервов при продолжении существующего экономического кризиса сгорит за полгода, максимум за год. Сам Банк развития БРИКС со ста миллиардами долларов (подчеркиваю, долларов, а не особой расчетной единицы БРИКС) не в состоянии противопоставить себя МВФ и Всемирному банку.
Да и что такое 100 млрд. долларов, если одни только долги США составляют 18 трлн. долларов?!
Что такое 100 млрд. долларов по сравнению с «финансовым пузырем», который только по достоверно фиксированным долговым обязательствам составляет минимум 600 трлн. долларов. При том что весь мировой ВВП – всего 60 трлн. долларов, т.е. в 10 раз меньше.
Сравнив эти цифры, понимаешь, что Банк развития в глобальной экономике - это случайная песчинка, которая показывает выдающееся в своём роде вредительство неолибералов во власти.