Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Сентябрь 2014 »»
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Ограничение власти:
Обязанность любого умного человека найти консенсус между перипетиями жизни

Городки демографического будущего

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации23:40, 21.09.2014
задать вопросспросить Крупнова
Публикация в журнале «Управление развитием территорий», № 2 2014.

Скачать
журнал в pdf
(см. статью на стр. 29-32)


Стратегическая программа «Городки демографического будущего» (далее – ГДБ), разработанная Институтом демографии, миграции и регионального развития, родилась в ответ на инициативу руководства страны, закреплённую в региональных законах и знаменитых «майских» указах Президента России В.В. Путина, о бесплатном выделении многодетным семьям земельных участков для жилищного или дачного строительства. По существу – это программа содействия строительству и возрождению малых городских поселений преимущественно ландшафтно-усадебного типа с учетом демографических приоритетов и обеспечения комфортных условий жизнедеятельности многодетных семей, включая воспитание и обучение (в том числе трудовое и эстетическое) детей, обеспечение трудовой занятости и творческой самореализации развития взрослого населения.

Основной идеологический смысл программы заключается в создании во всех субъектах Российской Федерации федеральной сети таких городков демографического будущего с целью преодоления проблем с неэффективной градостроительной политикой на пути к открытию новых социально-экономических возможностей при разработке государственной демографической политики, направленной на превращение многодетных семей в элитную социальную прослойку – лидерскую страту, получающую от государства возможность создавать своим трудом семейное родовое «гнездо» и семейную собственность. Главной задачей программы является инициирование и содействие реализации комплексного подхода при проектировании строительства или реконструкции малых городских поселений, обеспечивающего необходимые и достаточные условия демографического роста населения в Российской Федерации.

Авторы программы выделяют три проблемных направления, без которых обсуждать градостроительную политику и создание федеральной сети городков демографического будущего невозможно. Первый вопрос состоит в изменении подходов к градостроительству и необходимости начать мыслить целыми городами, потому что на данный момент создаются отдельные поселки – микроспутники, называемые комплексной застройкой. Для того чтобы изменить ситуацию с жилищной сферой и ЖКХ надо перестать измерять все градостроительные блага квадратными метрами или комплексными решениями. Вторым проблемным вопросом является отсутствие индустрии создания и вывода под застройку инфраструктурно оборудованных жилищных земельных массивов, доступных для застройки. Третий момент – городки демографического будущего должны стать полноценными формами жизни, то есть реализовывать самый передовой на сегодня тип урбанизации – усадебно-ландшафтную малоэтажную урбанизацию (подробнее см. книгу А.С. Кривова и Ю.В. Крупнова «Дом в России. Национальная идея», М., 2003 г.).

В связи с удручающей демографической ситуацией в нашей стране необходимо по-новому оценить такую социальную группу населения, как многодетные семьи. Многодетная семья должна стать элитой российского общества, и именно на это должны быть направлены усилия государства и всех его исполнительных органов. Тем более что такому подходу на превращение многодетных семей в лидерскую страту на сегодня самим же государством созданы идеальные предпосылки. Три года назад на государственном уровне была выдвинута идея о том, что многодетные семьи имеют право на безвозмездное выделение инфраструктурно обустроенных земельных участков под жилищное или дачное строительство. Данная инициатива является исторической и абсолютно правильной. На сегодняшний день основополагающая законодательная основа уже есть, и главным вопросом является реализация. В большинстве случаев выделяемые участки не обеспечены необходимой инфраструктурой и располагаются вдали от «цивилизации». Также важным моментом является, как и какая земля выделяется для многодетных семей, может ли она быть консолидирована в большие массивы для организации полноценных форм жизни для детей. Формальное выделение участков уже исчерпало возможности неорганизованного, хаотического выделения имевшихся отдельных участков на уже застроенных территориях. Недавно принятый новый федеральный закон, предусматривающий внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части предоставления многодетным семьям возможности выбора между получением в собственность земельного участка для строительства своего жилья или жилья по договору социального найма, не сможет решить проблемы предоставления земельных участков многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в целях улучшения жилищных условий.

Показательно, что абсурдность таких попыток «соскочить» с магистральной задачи фронтального выделения многодетным семьям земельных участков лучше всех подчеркнул не кто иной как сам его инициатор – председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, который при выдвижении законопроекта на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике сам же и сказал, что введение договоров социального найма в итоге «создаст очередную очередь, которая будет продолжать очередь по договору социального найма, сохраняющуюся с советских времён».

В этой ситуации представляется целесообразным перейти к новому способу реализации права многодетных семей на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства – от хаотического выделения разрозненных земельных участков к массовому проектированию и строительству на консолидированных земельных участках новых небольших малоэтажных поселений на 300-1000 семей – своего рода городков демографического будущего. То есть решение стратегической государственной задачи в отношении многодетных семей лежит в плоскости создания федеральной сети городков демографического будущего, реализующих современную усадебно-ландшафтную урбанизацию. В основе концепции создания такого типа расселения лежит решение задачи, как поступить с выделяемыми государством отдельными участками.

Для такой масштабной программы, как создание федеральной сети городков демографического будущего законодательной основой становится реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в котором Правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации было поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В связи с этим программа федеральной сети городков демографического будущего, с одной стороны, опирается на существующую законодательную базу, с другой стороны, на политическую волю: «городки демографического будущего» создаются на основании решения региональных органов государственной власти по инициативе заинтересованных групп населения, а также бизнес-сообщества муниципального формирования, в котором предполагается строительство городка демографического будущего. При этом органы власти при участии инициативной группы определяют земельный участок, на котором предполагается создавать городок демографического будущего, утверждают градостроительную концепцию, обеспечивают межевание участков, коммунальную и дорожную инфраструктуру.

Городки демографического будущего описываются разработчиками как «перспективные малоэтажные поселения ландшафтно-усадебной урбанизации, обеспеченные всеми возможностями и необходимыми условиями для расширенного демографического развития, комфортного проживания детей и родителей». Инфраструктура ГДБ обеспечивает современное медицинское обслуживание в дородовой и послеродовой периоды, передовое эстетическое воспитание и полноцен ное обучение детей, комфортное и безопасное проживание в экологически чистой среде. Такие поселения создадут для многодетных семей принципиально новые, качественно отличающиеся от современных урбанизированных жилищ условия жизни: экологичное, экономичное и энергопассивное жилье, основанное на современных энергосберегающих технологиях, позволяющее обеспечить для подрастающего поколения здоровую и нестеснённую стенами современных квартир жизнь. Институтом демографии, миграции и регионального развития уже подготовлены необходимые разработки и готовые технические решения по дешёвому строительству элитного малоэтажного жилья и сверх дешёвым решениям по инфраструктуре и ЖКХ. Разработчики рассчитывают, что при правильной организации процесса строительства со стороны государства абсолютно реалистично выйти на типовой дом в 100 кв. метров в 1 миллион рублей (причём с возможностью достройки в дальнейшем, то есть на принципе «растущий дом»), который до 70% оплачивают сами семьи, и на типовой инфраструктурно оборудованный участок в 15 соток стоимостью менее 250 тысяч рублей.

При этом ставка делается на то, что всё жильё в обязательном порядке должно быть экологичным, энергоэффективным и энергопассивным (стандарт «3Э»), то есть с минимальными затратами на ЖКХ, экономным и в то же время элитным по качеству проживания.

Первым реализуемым проектом данной программы станет «Солнечный город» возле города Волгодонск. Концепция «Солнечный город» разработана Институтом демографии, миграции и регионального развития в рамках программы «Проектное государство» на основании обсуждений с родительской общественностью г. Волгодонска, представителями администраций г. Волгодонска, Волгодонского района и Правительства Ростовской области, а также собственных предпроектных исследований и изысканий Института в период с сентября 2013 года по апрель 2014 года. Данный проект в настоящее время поддержан Правительством Ростовской области.

Чтобы в полной мере реализовать законодательно обеспеченное на сегодняшний день право многодетных семей на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, необходимо, прежде всего, желание самих многодетных семей объединиться для строительства поселения, предоставляющего высокое качество жизни. Главным шагомв реализации программы является инициатива «снизу» от многодетных семей. В Волгодонске с такой инициативой выступила член городского родительского комитета Лекарева Тамара Евгеньевна, которая получила поддержку родительского комитета и привлекла к обсуждению представителей администраций г. Волгодонска, Волгодонского района и Правительства Ростовской области. По итогам прошедшего обсуждения Концепции проекта «Солнечный город», подготовленной Институтом демографии, миграции и регионального развития, власти города Волгодонска и Волгодонского района дали свое согласие на выделение под данный проект массива земель порядка 2000 гектаров, где будут построены современные дома, предусмотрены не только базовые общественные пространства, но и ботанический сад, будут созданы другие необходимые условия для достойной жизни.

В итоге инициаторы пилотного проекта надеются, что в 2014-2017 гг. на границе г. Волгодонска и Волгодонского муниципального района Ростовской области будет построен первый в России городок демографического будущего. Институт демографии, миграции и регионального развития организует концептуальное, научно-методическое и организационное сопровождение проекта. Обязанности, которые берет на себя институт в период реализации проекта «Солнечный город», достаточно обширные. Кроме участия совместно с муниципальными органами власти и активом многодетных семей в разработке заданий на проектирование концепции городков демографического будущего, планируется также помощь в организации жилищно-строительного кооператива, создании управляющей компании, разработке перспективных градостроительных решений, доступных и экологичных домов. Институт демографии, миграции и регионального развития видит себя в роли общественного координатора Программы по реализации взаимодействия инициативных групп с администрацией муниципального образования по вопросам строительства городка демографического будущего на основе трехстороннего соглашения о сотрудничестве и организатора интерсектрольной коалиции по строительству первого в России городка демографического будущего и готов предоставить экспертов по оценке разрабатываемого градостроительного плана и иной градостроительной документации, включая проекты межевания, агентские и консалтинговые услуги по проектированию и строительству, и ведение проекта вплоть до приемки и утверждения совместно с органами государственной власти разработанной градостроительной и проектно-сметной документации.

Волгодонский проект призван стать образцом для создания федеральной сети городков демографического будущего, формирующей новую расселенческую политику в России.

Одна из причин, по которой Институт демографии, миграции и регионального развития занимается продвижением этого проекта в городе Волгодонске, – статус Волгодонска как новаторского города, который первым откликнулся на идею использования уникального шанса предоставления земельных участков для строительства целостных городков демографического будущего. Уникальность города в том, что поднятая «снизу» инициатива смогла консолидировать разных людей и разные уровни власти для первого шага к реализации программы. Немалую роль играет и территориальное расположение города – на берегу Цимлянского водохранилища, в центре будущего пояса расселения Азовско-Каспийской системы, которая позволит поднять и укрепить градостроительный пояс от Волгограда до Ростова, создать новый архитектурный облик этих территорий, способствовать максимальному использованию уникальных и природно-климатических ресурсов региона.

Цель развития Азовско-Каспийской системы расселения как регионального проекта – формирование единой системы расселения на юге Российской Федерации, направленной на ускоренное, комплексное социально-экономическое развитие региона. Задачи, которые будут решаться в процессе развития, направлены на ликвидацию пространственной разобщенности, развитие транспортной связанности региона в широтном (Восток – Запад) направлении, снижение социального и экономического неравенства между сельским и городским населением, изменение структуры населения за счет поддержки пассионарной части населения, в том числе многодетных семей, создание условий для развития рабочих мест в «точках роста» – городках демографического будущего. При выборе места размещения ГДБ учитывалось то обстоятельство, что в городе Волгодонске и Волгодонском муниципальном районе примерно одинаковое количество многодетных семей (соответственно 630 и 450) зарегистрировано на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, что в совокупности составляет более 1000 семей. Исходя из этих условий, размещение городка демографического будущего на границе двух муниципальных образований – городского поселения и муниципального района является наиболее целесообразным. Это решение позволяет сконцентрировать ресурсы на инженерное обустройство территории и комплексно решать проблему сразу двух муниципальных образований.
Проектом предусматривается достаточная транспортная и социально-культурная инфраструктура (образование всех типов, медицина, культура) и места приложения труда, занятость как в социокультурной сфере, так и в производственной, на небольших заводах и фабриках, включая при желании участки земли для коллективного или личного хозяйства в несколько гектар. Городки должны быть в своей основе самодостаточными, способными создавать новую добавленную стоимость и непрерывно наращивать свою капитализацию.

Разработанная концепция сохраняет планировочные решения разработанного генерального плана города Волгодонска в части муниципального образования, развивая при этом его пространственные характеристики и связывая части города в самодостаточный и экономически активный субъект. Пространственная организация городка основана на принципах живописного подхода к планировке территорий. Кварталы индивидуальных жилых домов сформированы по принципу создания активного фронта застройки с развитыми территориями общего пользования внутри самого квартала. Существующие на территории кадастровые кварталы и участки будут вписаны в пространственный каркас будущего города.
Еще одной особенностью для экономичности и повышения экологичности проекта станет прогрессивный и наименее затратный подход к строительству инженерных коммуникаций: способ прокладки сетей в одном коллекторе – инженерно-коммуникационный грид. Это позволит экономить не только на прокладке сетей, но и на их эксплуатации.

Одним из условий существования городков демографического будущего является их обеспеченность всеми возможностями и необходимыми условиями для расширенного воспроизводства его жителей (медицинские и учебные учреждения, рабочие места, экологически чистая среда и многое другое). Перспективная занятость населения планируется за счет создания новых рабочих мест на современных и экологичных предприятиях. Возможные сферы деятельности будущих предприятий, создаваемых вместе с городком демографического будущего: биоэкономика, новые направления в энергетике, биотехнологии фотолиза топливного водорода, агропредприятия с использованием улимата и локации региона, логистика и судоходство, создание межрегионального центра переработки сельхозпродукции. Учитывая особенности города Волгодонска, также предлагается создание научных школ с привлечением структур крупнейшего производственного объединения атомного энергетического машиностроения Атоммаш, аутсорсинг выполнения программного обеспечения и прочих продуктов для Атоммаша.

Основной сферой деятельности в городке предполагается организация агропредприятия по индустриальной переработке сельскохозяйственной продукции, поставляемой со всего большого региона – намечающейся Азовско-Каспийской системы расселения, и производству экологически чистых продуктов питания: центр переработки сельскохозяйственной продукции. Основные критерии организации агропредприятия в городке демографического будущего следующие: организация производственной деятельности предприятия на основе создаваемых потребительских обществ с коллективной собственностью на средства производства (организация агропредприятий на основе потребительских обществ дает мощный стимул для значительного увеличения экономических показателей производства); применение кассетного способа агропроизводства для выращивания экологически чистой продукции без применения минеральных удобрений и пестицидов; организация агропредприятия, включающего в себя весь цикл производства продукции по цепочке «поле-переработка-фирменный магазин» с исключением из нее посредников.

Одним из эпицентров города демографического будущего призван стать ботанический сад, являющийся центром разведения растений, пространством для отдыха детей и взрослых. Кроме него, в структуру агропарка предлагается включение яблоневого сада, урожай которого будет использоваться для внутреннего потребления, экспорта и прилегающего производства.
Новости | 23:40, 21.09.2014Автор: . | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты