Появление в доктрине и реальной политике США нового региона мира – «Большого Ближнего Востока» - является предтечей полного выдавливания России из Кавказа и подготовки к вытеснению России из Каспийско-Среднеазиатского региона.
На доктринальный американский вызов требуется доктринальный ассиметричный российский ответ.
Россия является ключевым государством Кавказа. Поэтому именно Россия выдвигает проект «Большой Кавказ», который должен создать пространство, опережающего экономического, инфраструктурного и гуманитарного развития. Россия приглашает Армению, Азербайджан, Грузию, Иран, Турцию, все государства доброй воли присоединиться к этой инициативе.
Замирение воюющих сторон и удержание в невоенных формах потенциальных политических межгосударственных и межрегиональных споров на Большом Кавказе невозможно в долгосрочном плане без решения задачи экономического развития региона. Стратегия России на Кавказе состоит в том, чтобы Кавказ из пространства «балканизации Евразии», пространства расширения военных угроз, пространства расширения долговременных управляемых конфликтов, стал регионом обеспечения стратегической стабильности Евразии, регионом мира, развития и процветания.
Для этого необходимо реализовать ряд проектов развития (транспортных, гуманитарных, в сфере АПК, рекреации, добычи и переработки ресурсов), учитывающих три основные группы российских интересов в регионе: собственно интересы Большого Кавказа, интересы северокавказских национальных республик и «русских» областей Российской Федерации, интересы двустороннего сотрудничества России с каждой из трех кавказских стран СНГ.
Для разработки и реализации проектов регионального развития должен быть назначен специальный полномочный представитель Президента Российской Федерации по Большому Кавказу в ранге, равном послу по особым поручениям МИД РФ, со своим аппаратом и с широким кругом полномочий.
Подробнее см.: проект
Кавказской доктрины России