Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/position/2007/02/06/10516/
Время публикации: 14:14, 06.02.2007
Разрушение российской высшей школы в самом разгареМинистерство образования и науки РФ обнародовало макет новых стандартов высшего образования. Глава министерства Андрей Фурсенко убежден, что система вузовского образования «должна сильно меняться». Российская высшая школа с традиционного 5-летнего обучения с выдачей дипломов специалистов - так называемого специалитета - переходит на двухуровневую систему обучения.
«Массовым» вариантом высшего образования станет бакалавриат (4 года учебы), а элитным, предполагающим углубление и специализацию знаний, - магистратура (плюс 2 года). Я утверждаю, что данное решение является вредным и никак не связано с задачами развития образования или развития страны. Переорганизация высшего образования, на мой взгляд, обусловлена тремя посторонними к образованию причинами: Во-первых, сэкономить на высшем образовании, поскольку существенно сокращается количество лет обучения. Одновременно уже два года идёт процесс сокращения количества бюджетных мест. Во-вторых, вписаться в европейские стандарты образования. Это приведёт к ещё большей «утечке мозгов», что выгодно не для России, а для Европы в ее схватке с США за перспективных иммигрантов. В-третьих, приспособить высшее образование к сложившемуся за последние 20 лет уродливому деформированному рынку труда, где мало нужны инженеры и другие серьёзные специалисты и нужна беловоротничковая обслуга, офисный планктон. В этой связи показательно мнение одного из идеологов модернизации российского образования директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяны Клячко, которая так и пояснила смысл введения бакалавриата в России: «Хорошего 4-летнего образования вполне достаточно для выполнения сервисных функций: работы продавцом-консультантом, менеджером среднего звена, операционистом в банке». Это и означает, что и руководство нынешнего Минобразования, и обслуживающая его «наука» видят Россию страной торгашей и клерков, а не инженеров и агрономов. Неспособность развивать российскую среднюю и высшую школу и запускать свой - какой-нибудь Московский или Владивостокский процесс (см. мою статью «России и Евроазиатскому сообществу нужен свой Болонский процесс» в «Литературной газете») - приводит к тому, что принимается процесс Болонский». Курс на сокращение и примитивизацию высшего образования отражает и личное мировоззрение министра Андрея Фурсенко: «Полтора года назад на краткой встрече с Президентом В.В. Путиным Фурсенко посчитал необходимым сформулировать своё кредо: «Мы считаем, что одна из наших задач – это показать, что вообще жизненный успех вовсе не обязательно связан исключительно с получением высшего образования. … Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину» (см.здесь) Впрочем, идеология министра Фурсенко абсолютно соответствует навязанной стране ещё на излёте ельциновского режима так называемой «модернизации» российского образования. Согласно «модернизации», у нас и должен вводиться ЕГЭ (неделю назад был утверждён законом), и двухуровневое образование и другие подобные меры. Так что разрушение российской высшей школы в самом разгаре.
|