Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития, член Федерального совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Костромской области, обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с Открытым письмом о малокомплектных школах и вымирающей русской деревне.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Хочу поделиться с Вами своими впечатлениями от посещения малокомплектной школы деревни КотлОво Кадыйского района Костромской области.
Я верю, Вы поймёте и поддержите меня, как поддержали два месяца назад моё несколько эмоциональное выступление на президиуме Госсовета по проблемам реабилитации потребителей наркотиков. Или как поддержали в 2007 году мой проект спасения космической деятельности на Дальнем Востоке и строительства нового космодрома рядом с посёлком Углегорск Амурской области, и преобразование «неперспективного» ЗАТО в передовой наукоград. Или как поддержали мои экспериментальные разработки школьных учебников и лично наградили меня в 2000 году Премией Президента России в области образования.
С одной стороны, деревне Котлово повезло, поскольку в километре от деревни трасса Кострома-Киров и можно хотя бы ягоды и грибы продавать. У многих других деревень здесь, в Костромской области, да и по всему Нечерноземью и России и такого счастья нет.
С другой стороны, всё как везде: работы в деревни нет совсем, хотя раньше был колхоз-кормилец «Доброволец».
Школа – в тяжелейшем состоянии. Но не оттого, что учителя и директор нерадивые, - они-то, без натяжки, люди святые, делают всё возможное и невозможное для сохранения школы, и великое им спасибо, на таких как они только и держится Россия.
Беда школы, если совсем просто, в том, что ФГОСы (федеральные государственные стандарты) не то что не выполняются, но и не могут быть выполнены по определению: так всё брошено и запущено государством.
Как учиться сельским ребятишкам в этой девяностолетней школе, где коридор – без окон, классы зимой промерзают со стыков стен и полов, парты – реликтовые, нет горячей воды, кухня зимой – ледник, но к обеду, правда, оттаивает, а второй этаж Роспотребнадзор вообще запретил использовать? Когда в спортзале течёт крыша, мячей нет, а на маты больно падать, т.к. у них внутри ваты не осталось? Зато в школе есть биотуалеты! Такие две кабинки, в обнимку стоящие в тёмном коридоре с надписями «М» и «Ж». В которые на переменах бок о бок в очередь выстраиваются мальчики и девочки всех возрастов.
Ярче всего о ситуации говорит прилагаемый к этому письму список скромнейших просьб родителей учеников котловской школы.
В такой школе как издевательство вспоминаешь Конституцию и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Статья 43 Конституции РФ: «1. Каждый имеет право на образование… 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование… 4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни».
И правильно, в общем-то, районные и областные власти вот уже много лет говорят котловской школе и родителям: «Вас легче закрыть». Конечно, легче. И я их готов оправдывать, ведь бюджеты района и области – нищие, а Костромская область – практически банкрот. Все понимают, что в нынешней системе организации хозяйствования и социально-культурной жизни такой школе, как котловская, до этих самых ФГОСов лет тысяча шагать.
Но тысячи лет у таких школ нет.
Ещё года два-три, максимум, пять лет, и школу всё одно закроют. Не мытьём так катаньем. Не развалится сама – так вымерзнет. А если родители в очередной раз уговорят Ростпотребнадзор – так число детей с 15 уменьшится до 10 в какой-то год и появится наконец чудесный повод закрыть школу навсегда - на радость областной администрации, у которой, действительно, сегодня нет возможности содержать школу.
А ликвидация школы автоматически означает ликвидацию села. Это азбука. И ещё одну пядь русской земли сдадим осинкам и берёзкам, медведям и волкам, природному наступлению и одичанию русской жизни.
В котловскую школу родители перед началом очередного учебного года провели меня тайком.
Чувствовал себя ниндзей.
А всё потому, Владимир Владимирович, что ФГОСы в области политики очень похожи в своей реализации на образовательные стандарты – реализация также далека от Конституции, от гостребований и госгарантий. Дело в том, что администрация Костромской области затерроризировала всех глав районов и бюджетников, что, Крупнов, который идёт на выборы в областную Думу от Партии Дела, цитирую, «бандит, олигарх и ставленник Госдепа».
Впрочем, теперь у областных властей всё уже нормально, они и Партию Дела, и Крупнова с выборов сняли, точнее, снесли, и обеспечили для себя, как полагают, ещё пару-другую лет комфортного существования.
Об этой ситуации конституционного кризиса в Костромской области я Вам написал ещё 13 августа и скоро напишу ещё, поскольку вижу прямую необходимость в отмене таких разлагающих власть и страну выборов. Зато теперь я смогу хоть немного помочь школе, не будучи обвинённым в подкупе избирателей.
А если не разрешат директору в ближайшие дни вручить подарки школе открыто, то опять как-нибудь туда проберусь.
А вот руководителю Роспотребнадзора России Анне Поповой, разумеется, можно приезжать в котловскую школу безбоязненно.
Пользуясь случаем, хочу пригласить Анну Юрьевну съездить со мной в Котлово. Я внимательно слежу за государственной деятельностью министра Поповой и вижу в ней высокопрофессионального и вдумчивого управленца. И мне очень хочется, чтобы она при жителях села и учителях спросила у потребнадзора местного, до каких пор он, потребнадзор, вместо того, чтобы с прокуратурой потребовать исполнения госстандартов от областной администрации и федерального правительства, будет выписывать свои грозные предписания несчастным директорам вот таких вот брошенных самим же государством школ?
Ясное дело, с нищими учителями (за полторы ставки, 30 часов в неделю они здесь получают 10 тысяч рублей в месяц, пишу прописью – «десять»!) – так вот, с нищими учителями воевать легко. А с правительством области и Российской Федерации не повоюешь. Опасно и накладно. Но нужен ли тогда стране подобный непотребнадзор?
Когда я слушаю рассказы родителей про грозный роспотребнадзор, то возникает ощущение пьесы абсурда. Вдумайтесь только: федеральная Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей периодически раз в полгода приезжает закрывать школу, чтобы, получается, наконец-то защитить этих самых потребителей – то есть 15 школьников – от необорудованной государством школы. «Закроем школу – защитим потребителя» - вот лозунг деятельности мощного маховика госмашины.
А родители в Котлово молодцы! Стоят горой за школу и не дают её закрывать. В то время как властям не терпится ликвидировать школу. Баба с возу, кобыле легче – можно и дальше будет продолжать оптимизировать.
Показательно, что жители Котлово – теперь уже настоящие профессора в сфере оптимизации. Они со знанием дела мне рассказывают: «Тут, в нашем районе, всё хотят оптимизировать». И резонно спрашивают: «Всё оптимизируют и оптимизируют, а денег в районе и области больше не становится. Только меньше. Куда ж девается это соптимизированное?».
И в самом деле – куда? Этот вопрос мне задают и в других деревнях, посёлках и малых городах.
Владимир Владимирович, надо остановить эту оптимизацию - иначе скоро до того дооптимизируемся, что страны не останется. Стремительно сокращается сеть школ, библиотек, больниц и родильных отделений, тех же отделений Сбербанка и других жизнеобразующих инфраструктур. Такими темпами скоро и Россию оптимизируем. Тем более, что и нефтедоллар надолго рухнул, а ведь даже в самые тучные докризисные годы оптимизация и сокращения сети школ и деревень уже шли полным ходом и даже с каким-то с воодушевлением.
Подчеркну – я никого ни в чём не обвиняю. Я хорошо понимаю всех, кто в пустых бюджетах собирает буквально по несколько тысяч рублей, чтобы хоть как-то поддержать школу.
Но ведь для этого и существует государство, чтобы обеспечивать детям перспективное детство. А для этого необходимо хорошее, а лучше, отличное, отменное образование. И выравнивание условий.
Ведь Котлово и эта школа – в одной стране с теми же московскими школами живёт. А получается, как в разной. Чем дети из таких деревень как Котлово хуже остальных? Крым вернули – не пора ли и Котлово и все котловы вернуть обратно в состав Российской Федерации?
Между прочим, 15 школьников в Котлово все, за исключением одного, - из многодетных семей. То есть стоит село, стоит школа – стоят и живут многодетные семьи. И это вопрос ещё и стратегической демографии.
Проблема этой школы не только и не столько в системе образования.
Разрушена вся система жизни и хозяйствования.
Убиваемая школа – следствие убитого ещё двадцать лет назад колхоза «Доброволец», который имел хорошие показатели по производству льна, картофеля, молока, мяса, овцеводческой продукции. Была и ферма, была и кошара. А теперь ничего больше нет. Вот результат неолиберальной модели экономики и сдачи своих старорусских земель.
Более того, катастрофа в экономике берёт своё начало в унижении образования, поскольку общественное богатство создаётся качеством выпускников школ, в способностях и ценностях которых и лежит источник новой стоимости и процветания.
Уважаемый Владимир Владимирович, так дальше нельзя, надо этот ужас без конца прекращать.
Люди уже 25 лет (целую четверть века!) ждут, когда же закончится погром деревни и страны, когда же правительство возьмётся за ум, начнёт хозяйствовать и созидать, а не реструктуризировать и оптимизировать. Но – продолжают ещё увлечённее оптимизировать, то есть резать по живому и сокращать, сокращать, и сокращать.
Полтора века назад Николай I, вопреки требованиям высших сановников разжаловать капитана первого ранга Невельского в матросы – за то, что тот нарушил предписание «не касаться устья Амура» и так «коснулся», что подарил России аж нынешние Хабаровский и Приморский края и Амурскую область, наложил знаменитую императорскую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!».
Кстати, славный герой освоения нашего Дальнего Востока Геннадий Иванович Невельской – местный, костромской, из также несохранившегося сельца Дракино под Солигаличем.
И наши старорусские территории, откуда всегда и рождались такие чудо-богатыри как Невельской, зиждящие и расширящие русские земли, должны сегодня рассматриваться точно так же, как и новые земли тогда: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!».
Где стоит пока ещё сегодня деревня – она бросаться не должна. Воевать надо за каждую деревню, а в ней за каждую школу. И начать это можно как раз с Котлово.
В этой связи предлагаю, для начала, обстоятельно помочь деревне Котлово – взять и оборудовать одну такую забытую Правительством Российской Федерации сельскую школу согласно правительственному госстандарту. То есть попросту выполнить госстандарт, хотя бы по минимуму. Хотя бы для начала купить мячи в спортзал. Утеплять спортзал, как мне сказали родители, пока что не обязательно, мол, дети же всё равно в нём бегают, спортом занимаются, и потому холода не боятся, но хотя бы срочно привезти от имени государства мячи и маты.
Затем, на втором шаге, обсчитать реальные затраты госстандарта и запланировать деньги в федеральном бюджете. Понимаю, тема всегда, а сегодня, в период экономической катастрофы, крайне непопулярная, мягко выражаясь, но иначе мы потеряем школы, деревню и страну.
Я конечно же, найду способ и сам помочь этой конкретной котловской школе.
Но вопрос не только в данной одной малокомплектной сельской школе, а в тысяче таких школ. Сдача каждой такой школы – сдача очередной пяди нашей русской земли. Возрождение же каждой такой школы – это новый шанс для каждого отдельного села, а также села и России в целом.
Нужна реальная непоказушная госпрограмма подъёма малокомплектных сельских школ и русской деревни в целом. Срочно нужна и госпрограмма подъёма Нечерноземья, старорусских наших земель. Нужна, кстати, и госпрограмма восстановления индустрии льна особенно в этот год знаменитого петровского указа по льну. Я знаю, как организовать такие программы и не взорвать при этом бюджет – это надо делать комплексно, концентрируя бюджетные средства одновременно на новый «колхоз», новую школу, и новых колхозников – например, за счёт увеличения возвращающихся на село студентов сельхозакадемий с полпроцента до хотя бы трёх, а также и переселение работоспособных пенсионеров из Москвы и больших городов на выстоявшие в эти страшные 25 лет сёла, размосквичивание.
Сегодня уже абсолютно очевидны изъяны и издержки финансовой оптимизации, когда государство под видом спасения финансов для страны с неумолимостью производит гигантские очаги вымирания и запустения, за которые уже совсем скоро придётся бороться как сегодня за Арктику. Необходимо новое инфраструктурное освоение брошенных территорий.
Необходимо проектирование и культивирование нового способа жизни для молодёжи, где жизнь на селе оказывается выигрышным билетом и возможностью полноценно работать и растить детей. Необходимы новые поселения в системе новой ландшафтно-усадебной урбанизации и новые системы труда и занятости. И для этого нами разработаны основные проекты развития и идеология.
Необходим альтернативный оптимизации ход. Сегодня даже «эффективные менеджеры» уже в состоянии это осознать.
Хватит деградировать, хватит отступать, хватит сдавать наши земли дикой природе.
Сегодня, после отдыха от 1990-х в тучные нефтедолларовые годы и тем более после Крыма пришло время большого русского дела и большой русской мечты.
Но русская мечта начинается с мечты наших ещё не потерянных безвозвратно деревень. В данном случае – с котловской мечты.
А котловская мечта на сегодня – возродить свою красивую старую школу, вернуть её как центр и основу развития своего села.
Владимир Владимирович, прошу поддержать.
С уважением, Юрий Крупнов,
председатель регионального отделения Партии Дела в Костромской области
31 августа 2015 года