Значительная часть нашей элиты и «простого» населения, прочитав популярную книгу А. Паршева «Почему Россия не Америка», сделала из рассуждений автора о климатических особенностях страны чрезвычайно удобный для себя вывод: всё в северной и холодной России изначально нерентабельно – а потому и не надо развивать промышленность и вообще тут, на этой самой природой мало любимой земле, особо обустраиваться и обживаться…
При правильной постановке дела все внешне очевидные и «железные» климатические «природные» «законы» переворачиваются.
Мы не будем обсуждать справедливость физико-географических рассуждений А. Паршева, хотя одно из самых остроумных ему возражений состоит в том, что в несеверных и тёпло-жарких США климатические условия являются ещё более тяжелыми, поскольку гораздо больше, чем в России у них там энергии уходит на кондиционеры – не на обогревание, а на охлаждение.
Нам необходимо указать на полную несправедливость и несостоятельность мыслей о том, что жить в нашей северной стране невозможно или плохо. И что мы якобы обречены, оставаясь в России, прозябать, пребывать в отсталости и запустении. И что это, мол, обусловлено «объективными обстоятельствами».
При правильной постановке дела все внешне очевидные и «железные» климатические «природные» «законы» переворачиваются.
Россия является исключительно благоприятной и удобной для полноценной и счастливой жизни страной. Только на территории России возможно не претерпевать часто повторяющихся природных катастроф: землетрясений, цунами, торнадо, засухи. Только на территории России не бывает длительной и изнурительной жары, а холод при соблюдении элементарных бытовых условий легко переносим.
И главное – наша территория не является пустой или проклятой и только здесь, на территории России, существует уникальная как минимум тысячелетняя традиция жить достойно и красиво, правильно отвечая всему: климату, нападениям, глобализациям, объективным законам, наконец.
Россия имеет уникальный культурно-исторический многовековой опыт осмысленной совместной жизни многих народов – и это наш российский ключевой и необычайно мощный ресурс.
Россия - не пустое пространство, не Leere Raum автора книги Main Kampf, двинувшего 22 июня 1941 года свои армии из людей «высшей расы» на «неполноценных славян» и прочих обитателей территории тогдашнего СССР.
Россия – всемирно-историческая величина, доказавшая что можно жить достойно и красиво в иногда очень трудных внешних условиях.
В России невозможно жить и строить по-американски, по-английски, по-малайзийски или по-центральноафрикански? Разумеется – поэтому в России нужно жить, трудиться, проектировать и строить по-российски.
Пока мы будем оставаться в плену ненаших представлений и воззрений, нам, в самом деле, ничего не светит на нашей земле.
И неважно, будем ли мы рассуждать как многие «западники», тоскующие оттого, что Россия не Запад и не Америка, что Россия – не является «нормальной страной». Или будем рассуждать как некоторые «патриоты», озабоченные доказыванием того, что жить как на Западе или как в Америке мы никогда не сможем по «объективным причинам».
В самом деле, какая разница, что А. Паршев и те, кто разделяют его рассуждения, «антизападники», если они дружно и в такт вместе с «западниками» не верят в Россию и не способны разглядеть самобытного и уникального лица России – и той воли и силы, преобразующей данные нам ограничения и не всегда удобные обстоятельства?
Вот коллеги А. Паршева С. Валянскин и Д. Калюжный восклицают: «До общества никак не дойдет простая мысль, что массово в таких природных условиях, в каких живем мы, больше никто в мире не живет. И каждое новое поколение взывает Богу: почему мы так плохо живем? — вместо того, чтобы задуматься: благодаря чему мы вообще еще живы? Тот факт, что постоянно задается «неправильный» вопрос, показывает, что люди не знают своей страны. Впрочем, и тех стран, с которыми Россию сравнивают, не знают тоже»[1].
Казалось бы, вот ещё одни «научные» и правильные слова о нашей ситуации.
А на самом деле, если вдуматься, подобные рассуждения в своей основе являются исключительно поверхностными и неплодотворными, и логика этих рассуждений загоняет нас всё дальше и дальше в тупик.
Ведь основная мысль тут, как ни крути, заключается в том, что мы живём плохо и что лучше жить мы не имеем никакой возможности по самым что ни на есть объективным причинам – т.е. для того, кто хорошо «знает свою страну», правильным является не переживания по поводу плохой жизни, а принятие этой самой «плохой жизни» в качестве вечного естественнонаучного закона. Есть ведь закон Ньютона или Гей-Люссака – так вот пора ввести закон Паршева-Валянскина-Калюжного: о принципиальной невозможности жить в России массово «хорошо». И пусть все от мала до велика начнут повторять: как все тела падают на землю, так и в России жить всегда плохо.
Только после этого не надо удивляться нашей разрухе и мерзости запустения. Они являются и будут абсолютно законным буквально математическим следствием принятия данного закона, его, так сказать, блестящим доказательством.
Любой заход на сравнения того, где, на какой территории и в какой стране «лучше» и «удобнее» жить, без указания на то, о ком именно идёт речь, кто и с чем, с какой идеей собирается жить, является средством уничтожения своей личности и воли жить вообще, прямым шагом к люмпенизации себя и всего населения.
Отдельный человек и население страны впадает в эти сравнения и выяснения очень легко, поскольку за ними бабья зависть и творческое бессилие. И не только попадает в ловушку бесконечного нытья и незаконных сравнений, но и совершает отказ от самоопределения и утверждения собственного призвания, смысла и назначения собственной личности.
Необходимо честно признать, что все эти сравнения и рассуждения про изотермы и зимы, все эти «законы» не только напоминают бредовые выдумки отогнанных в 1941-м от Москвы немцев про «Господина Мороза», который помог русским, но и обнаруживают страшную деградацию нашего сознания.
Вот как А. Паршев загоняет сознание жителя России в угол.
«Кто не знает, что мы живем в самой холодной стране в мире? Это знают все. Но все ли представляют, насколько она холодна?..
Многие ли даже образованные люди поверят, что в столице Англии Лондоне растут пальмы и бамбук? Забавно, но со мной спорил по этому поводу человек, недавно вернувшийся из турпоездки в Англию, пока я не показал ему в его фотоальбоме его же собственную фотокарточку на фоне пальмы. Ну не заметил, бывает.
…Мои приятели несколько лет пользуются своеобразным видом туризма - с отработкой части цены путевки. Так вот, они ездили в Норвегию в мае... а собирали клубнику.
Как же это получается? Ведь Англия, а тем более Норвегия – северные страны?
Среднегодовая температура в России - минус 5,5 градусов Цельсия. В Финляндии, например - плюс 1,5 градуса.
…По суровости зимнего климата одинаковы: обитаемая часть Норвегии, юг Швеции, Дания, Нидерланды, Бельгия, Западная Германия (кроме Баварии), Восточная и Центральная Франция, север Италии, Хорватия, Албания, северная Греция, приморские районы Турции, Южный берег Крыма и побережье Кавказа. Средняя температура января там выше нуля. А ведь Норвегия больше чем на 3000 км севернее Греции!..».
Вот оно – самое математическое доказательство в мире.
Вот только доказательство чего?
С точки зрения почитателей изотерм и среднегодовых температур представленные данные являются безусловным свидетельством изначальной проигрышности жизни в России – «в самой холодной стране в мире».
А с нашей точки зрения, подобные наукообразные рассуждения доказывают извратность, несостоятельность и полную бесперспективность такого «климатического» воззрения на мир и собственную страну.
Вот совсем другой взгляд профессора Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова С. Шубина, автора монографии «Северный край в истории России»: «Условия жизни россиян и норвежцев к концу XX века оказались несравнимы.
Уверен, что мои земляки-северяне могли бы жить ничуть не хуже норвежцев. Наши деды и прадеды пользовались одинаковыми орудиями труда, немногим отличалась, причём в нашу пользу, и среда обитания. Не случайно в памяти скандинавских народов наш край навеки остался в качестве процветающей Биармии…
Чем же объяснить наше несостоявшееся благополучие?..», в чём «истоки и причины нашего неустройства»[2]?.
Как же разительно отличается взгляд на мир москвича Паршева, переживающего по поводу слишком холодной России, и уроженца и жителя Архангельской области Шубина, который переживает по поводу того, что мы сказочную Биармию – предмет доброй зависти проживающих в более тёплых местах народов – превратили в разрушенную и умирающую территорию!
У Шубина условия и неблагополучие являются результатом наших неправильных действий в мире, серьёзной ошибки, которую мы систематически допускаем. А у Паршева условия и неблагополучие даны по умолчанию, в качестве отправной точки и фатального приговора.
У Шубина поморское мировоззрение, которое не допускает нетрезвого и насквозь ложного рассуждения об условиях «вообще», о том, что «где ж лучше, где нас нет!» (А. Грибоедов).
А за рассуждениями Паршева, как и у большинства наших «западников» и «антизападников» стоит кондовый экономизм, равно вырастающий из марксизма и либерализма. Бытие, ясное дело, определяет сознание, а бытием является экономический базис, а экономический базис получается вычитанием издержек из доходов, а издержки у нас по причине неудачного климата и географии – большие, слишком большие.
Однако буквально все реальности мировой истории и современного мира полностью опровергают этот бесплодный экономизм. В Центральной Африке, которую не надо обогревать и в которой не нужны стены в два-три кирпича, не наблюдается процветания и изобилия. В Японии, которая исключительно бедна природными ресурсами, мы видим ведущую промышленную державу мира. Более того, Япония стала, не имея лесов, лидером экспорта продукции из леса, а Россия, из которой немеренно в ту же Японию вывозится необработанного «кругляка», почти потеряла статус и достоинство лесной державы. Небольшая Малайзия сумела в последние двадцать лет осуществить индустриализацию и выйти в заметные субъекты мировой политики, а несколько соседних столь же тёплых государств совершить исторический рывок не сумели и продолжают пребывать независимыми в состоянии, которое немногим отличается от их колониального прошлого.
Кого обслуживает подобный климатическо-географический экономизм?
Во-первых, ту импотентную туземную элиту, которая свою неспособность управлять страной на мировом уровне переводит в проблему неподходящих обстоятельств и условий жизни.
Россия бросила свои Севера? Скукоживается на наших глазах? Так это понятно, ведь, как подсказывает нашим «реформаторам» А. Паршев, там экономически невозможно и нельзя жить, там никто в мире не живёт: «Климат обитаемой части Канады примерно соответствует климату нашей Ростовской области и Краснодарского края. Есть в Канаде, конечно, и «севера», только там практически никто не живет. Это сырьевые регионы. Кстати, проживают в узкой южной обитаемой полосе Канады 24 миллиона человек. Вся остальная территория - добыча сырья и туризм»[3].
Во-вторых, паршевский экономизм обслуживает тот самый Запад, против которого так отчаянно борются А. Паршев и его однодумцы.
Западу не только чрезвычайно подходит климатическая логика А. Паршева, но благодарный Запад считает необходимым обратить эту логику ещё на сами внутренние пространства страны. Ведь, рассуждая за Паршевым и медитируя на изотермы, следует признать, что не только Россия не Америка, но и Сибирь и Европейский Север - не Кубань. И, даже закрывшись от «мирового рынка», «объективный» капитал будет «бежать» из холодных регионов в тёплые, что потребует «закрывать» Архангельск от Москвы, а Москву от Краснодара. То есть жизнь в России более-менее рентабельна разве лишь в Сочи да ещё в паре подобных мест.
Поэтому Запад в лице, к примеру, Брукингского института (Нью-Йорк) в 2002 году спешит представить результаты «фундаментального исследования», в котором блестяще реализована логика «антизападника» Паршева.
«В России, в отличие от других стран северного полушария, изотермы – линии постоянной температуры – идут не с севера на юг, а скорее с запада на восток. При движении от Москвы на Восток вглубь Евразии становится все холоднее. До революции 1917 года это не составляло непреодолимого препятствия для общего развития России, потому что экономическая деятельность большей частью разворачивалась в более умеренных районах европейской части России. Но в советское время, в соответствии с планами коммунистов, массы людей были переселены за Урал и в Сибирь по причинам, лишь частично связанным с эксплуатацией таких стратегических ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и драгоценные металлы. Более важными считались соображения государственной безопасности – промышленные и военные объекты располагались как можно дальше от угрозы, исходящей от Соединенных Штатов и Западной Европы – кроме того, у властей была идея, что территорию нужно заселить, чтобы ее контролировать. В Сибири в тех местах, где другие страны с такой же температурой, например, Канада, поставили бы лишь небольшой аванпост или временные базы, советское правительство строило города с миллионным или более населением.
В результате теперь Россия экономически более холодная и удаленная страна, чем она была сто лет назад (см. таблицу). Почти сорок пять миллионов – 30 процентов населения России – живут и работают восточнее уральских гор в районах, где средняя январская температура колеблется от -15 до -40 градусов по Цельсию (от -5 до -40 по Фаренгейту). Как показало наше исследование, такое распределение населения и экономической деятельности в температурном и географическом отношении приводит к огромным расходам для российской экономики. Если Россия хочет быть конкурентоспособной на мировом рынке, она должна «выйти из холода», избавившись от «доисторических» предприятий и сократив свои большие города в регионах восточнее Урала. Переселение людей назад в европейскую часть России будет для России реальной возможностью объединиться с Западом…»[4].
Черту под этой высокой аналитикой подводит следующее глубокомысленное замечание английской газеты «The Guardian»: «Изобретенный в Брукингском институте график, который отображает температуру на душу населения, показывает, что средние россияне год за годом боролись с низкими температурами просто потому, что Сталин удерживал многих из них в ледяных краях» (13 июня 2002 г.).
Вот так.
… Мы почти утеряли собственное видение мира и исходно трагическое сознание, когда мы приходим в этом мир сражаться за достойную жизнь и тяжело трудиться – пахать – ради неутери и восстановления в себе Божьего образа и подобия, когда все наши самые подвижнические усилия и служения могут быть отвергнуты и перечёркнуты образующими этот мир силами.
Мы сегодня и есть эдакие помытые Видаль Сассуном и причёсанные массажными расчёсками бомжи, бездомные одуревшие фантазёры, которые в массе своей на деле уже отказались жить и заняты только неустанными обоснованиями собственного решения нежить, опускаться, пропадать, уверениями себя, что только так пораженчески и можно и надо думать, чувствовать, ощущать.
И под происходящую люмпенизацию сознания подстраивается и люмпен-элита – политики, аналитики, писатели, интеллигенты, журналисты и пр. Им становится выгодно посочувствовать и помочь обосновать то, почему в «этой стране» жить невозможно - да, пожалуй, и не нужно.
Можно и нужно критиковать руководство позднего СССР и ранней РФ, но нельзя не признавать очевидного факта - снижение воли к жизни и труду у огромной массы нашего населения.
Что же делать, если даже сознательный член КПРФ недавно признался нам в частном разговоре: единственный на сегодня способ на Дальнем Востоке в самых благословенных южных краях (например, на юге Амурской области) возвратить в сельскохозяйственный оборот заброшенные земли - пригласить китайцев. И пояснил: те по два урожая снимут и завалят округу разнообразными продуктами, а у нас уже некому работать - либо бегут из села, либо уже не хотят и не могут, и не будут работать.
И это проблема духа и даже религиозная.
Для свободного радостного труда необходимо правильное сознание и благодать.
Без этого ничего не будет.
Любые указания на географические и климатические или социально-политические особенности России, на любые условия и обстоятельства жизни не позволят нам ответить на главный вопрос: как радостно и производительно - достойно - жить в своей стране.
В чем основание свободного трудового усилия? Наш ответ: в выходе из нынешнего тупика новой цивилизации.
Российский народ сегодня прекрасно осознаёт уникальность собственной тысячелетней цивилизации.
Согласно различным опросам, большинство населения РФ всё-таки, в конечном счёте, считает себя особой и самобытной цивилизацией. Вот результаты исследования, проведённого ВЦИОМ в ноябре 2001 года: по мнению 71% опрошенных россиян, Россия принадлежит особой – «евроазиатской», или православной цивилизации, поэтому ей не подходит западный путь развития и только 13% считают Россию частью западной цивилизации[5].
Достойная жизнь в России является сегодня не вопросом идеологии, а вопросом правильно организуемой практики и технологий. Это вопрос самоопределения к тому, какую практику мы сами будем восстанавливать и строить. Это вопрос программирования новых образов, форм и укладов жизни.
Новое вовсе не означает отрицание старого. Более того, новое может и должно означать воспроизводство тысячелетней традиции – но в новой ситуации и на вновь сформулированных основаниях.
В чём же состоит наша тысячелетняя традиция? И в чём может быть наш проект? Что именно позволит нам уйти от уныния и безысходности?
В чём должен быть наш путь из тупика?
Мы считаем, что в том, чтобы строить на основе славных традиций наших народов и тысячелетней российской государственности новую цивилизацию – которая не только выступит альтернативой так называемой «мировой цивилизации» и Pax America, с идеей глобального господства и унификации всего и вся на Земле[6], но и станет местом не суетливого устройства и пристраивания к вовне происходящему, а пространством реализации уникальной личности каждого человека.
Эту цивилизацию имеет смысл называть Северной, поскольку она строится на обычном для наших народов принципе полноценно и достойно - по-мировому и на мировом уровне - жить там, где родился, пусть эти места являются северными и исходно заведомо менее выгодными и более трудными[7].
Северная цивилизация – значит, осуществлять мировое развитие и мировое качество жизни там, где ты живёшь, то есть «здесь и теперь», в данном тебе месте напрямую отвечать на глобальные и геополитические вызовы, разрабатывать и реализовывать альтернативные, построенные на принципе личности, методы организации мирового развития и мировой жизни.
Северная цивилизация – это именно цивилизация, т.е. обустройство и мирообживание, в конечном счете, всеобще принимаемая и разделяемая «цивильная» жизнь. Но которую ниоткуда не принесут и надо самостоятельно и на данном месте выстраивать.
В наши дни достойно жить в России может означать только одно – совместными усилиями строить новую цивилизацию. Только построение новой цивилизации может противостоять уничтожению через столкновение цивилизаций и основой, осмысленным и перспективным предметом для диалога тысячелетних цивилизаций.
Классик американской геостратегии Самюэл Хантингтон в своей программной статье «Столкновение цивилизаций?» ввёл представление о разорванных или расколотых странах (the torn countries[8]). Основание подобной разорванности он видит в одновременном наличии разных цивилизаций внутри одной страны: Турции, Мексики, Югославии, СССР и Российской Федерации и др.
Идеи С. Хантингтона не только поддерживаются большим количеством практических политиков США и Великобритании), но в основу современной глобальной доктрины США положена именно эта крайне опасная для человечества идея.
Администрацией США сегодня официально утверждается, что преодолеть столкновение цивилизаций возможно только через тотальное и повсеместное установление в мире унифицированных национальных демократий[9].
Для народов России и близких народов соседних стран такой подход означает только одно: гибель всех традиций и самобытности, превращение в безликую массу, заселяющую безликую территорию (если позволят, опять же).
И в этой ситуации единственным выходом является самый правильный и традиционный для наших стран и народов ход – строить собственную цивилизацию, приглашая к сотрудничеству все страны и народа мира.
Почему очень важно для новой цивилизации взять имя северной?
Здесь следует указать на языковую трансформацию в английском словоупотреблении, которую можно, как представляется, использовать в качестве аналогии для прорисовки задачи построения новой мировой цивилизации. Интересно, что в основе современного насквозь «цивильного» английского слова «душ» (shower) лежит древне-английское scur - «буря», «ливень» (как «ливень» используется и в современном языке). Этот корень наряду с древне-верхне-немецким scur «непогода», «буря» и является «сестринским» русскому слову «север», «северным», его этимологической основой.
Также важно напомнить, что понятие севера всегда достаточно условно.
Российский Крайний Север заселен несколькими миллионами человек – это невиданный показатель для всех стран мира (в Канаде живет в достаточно мягких условиях канадских Северов всего 35 тыс. человек, в Лапландии - 3 тыс. человек и т.п.).
С другой стороны, древние греки считали холодной северной страной с ужасным климатом Скифию, древние римляне – Колхиду и Таврию. Римский поэт Публий Овидий Назон писал о месте своей ссылки – «Молдавии, глуши степей»:
… Кутают тело в меха, шаровары из шкур, когда люто
За Душу стужа берет; только лицо на ветру:
Льдинки звенят при ходьбе, свисая с волос и качаясь,
И от мороза бела, заледенев, борода.
Здесь замерзает вино, сохраняя форму сосуда;
Вынут из кадки, не пьют, глотая куском[10].
Высказать Вам, как ручьи промерзают до дна от морозов,
Как из озер топором ломкую воду берут?
Этой условностью понятия севера изящно воспользовался и А.С. Пушкин в «Дон Жуане». Лаура, выйдя на балкон и обозревая Мадрид, мечтательно произносит: «А далеко, на Севере, в Париже…».
Но, отмечая необходимость процессов цивилизации (по превращению неудобного и неблагоприятного – в удобное и благоприятное), условность отношения к северности, следует всё-таки видеть в Севере и Северной цивилизации понятие не только географическое (как, скажем, «Северный ледовитый океан») и не астрономическо-природное (как «запад» – то, где «падает» Солнце), а преимущественно этногенографическое, обозначающее вектор русско-российского (включая народы Белой Руси) этногенеза.
И для такой этногенетической программы есть исторические основания. Ведь до того как восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были у славян самым северным племенем и в Повести временных лет Севером обозначается область жизни племени северян (см., также «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера – статью «Север»)[11].
Этногенез не закончился – именно в этом состояло выдающееся открытие Л.Н. Гумилева. И деградирующее сегодня российское население и невостребованная ныне молодежь может стать новым «племенем», которое позволит преодолеть идентификационную катастрофу, своими силами осуществить идентификационную реабилитацию и восстановление, и, в конечном итоге, построить Россию как мировую державу, т.е. государственность предлагающую миру эффективное решение нефиктивных мировых проблем[12].
Цивилизационное строительство определяется ключевым сдвигом – цивилизационным сдвигом – в основаниях, форме и содержании жизни основной массы людей.
На каком же цивилизационном сдвиге строится Северная цивилизация?
На сдвиге от общества потребления, утилизации и конкуренции – к обществу личной доблести и сотрудничества.
Что является базой общества личной доблести и сотрудничества?
Прежде всего, принцип личности, высшим, недосягаемым и вечным идеалом которого является Иисус Христос.
Центральной заботой общества становится совместная помощь и сотрудничество в деле образования личности каждого человека, народа, страны и личностного определения человечества в целом.
Общество создаёт культ и поощряет личную доблесть каждого – т.е. усилие каждого человека или общности образовывать собственную личность, предельно выявлять тот «кусочек Бога» - собственную уникальную и неповторимую личность, уникальный и неповторимый взгляд, воззрение на мир и мировидение.
При этом общество, культивируя стремление каждого личным усилием укрепить общество, утвердить и сделать более мощными принципы жизни, понимает невозможность определения извне характера и жизненной траектории каждого, оставляет каждому полную свободу идентификации - т.е. право строить собственное самоопределение.
Это общество совести – т.е., по-гречески, сюнэйдезиса и по-латыни консциенции (со-видения и со-ведения, совместного знания) – выработка меры действий и поступков каждого человека в отношении к тому, как на него смотрят лица человечества и сам Иисус Христос и Бог.
Это общество взаимопомощи - кооперативное общество (по князю П. Кропоткину), а не конкурентное, т.е. ведущее, так или иначе, к войне всех против всех по Т. Гоббсу.
Это общество, определяющее технологию собственной организации через качество жизни как желаемого образа (идентификации) и системы кардинальных и менее масштабных (вплоть до мелких) преобразований для реализации этого образа-идеала.
Ключевой цивилизационный сдвиг, определяющий построение Северной цивилизации, - реализация принципа личности как основания подлинно христианского массового общества.
В этом случае, Северная Цивилизация является предложением миру со стороны России нового формата мирового порядка, который исходно выстраивается на необходимости объединения усилий ведущих мировых держав и всех желающих стран и корпораций для построения на всем Земной шаре – и, в том числе, на наших Северах и даже в полярной Арктике - принципиально новых форм жизни и деятельности вокруг принципа личности и самобытности.
Наши страны являются безусловными лидерами в освоении казалось бы невозможных для жизни просторов. Одно указание на Северный Морской путь (Севморпуть, СМП), предложенного еще в конце 19-го века Д.И. Менделеевым и адмиралом С.О. Макаровым и введенного в эксплуатацию в 30-е - 40-е годы, достаточно для того, чтобы обозначить здесь наше лидерство. А если ещё добавить исключительные достижения в сфере обживания космоса и создания орбитальных систем жизнеобеспечения, где станция «Мир» имела и имеет абсолютное лидерство, то наши возможности и устремления к мирообживанию станут ясными. Поэтому проблема состоит только в том, как перевести данное лидерство в современные формы.
Главная особенность подобных форм жизни состоит в том, что они могут выстраиваться исключительно на принципе бескорыстия и незаинтересованного сотрудничества перед лицом величия северной природы, когда экстремальные условия существования попросту не позволяют развертывать и применять привычные, характеризующиеся высокой энергозатратностью и равнодушием к человеку, технологии.
Прототипической основой для определения, отработки и культивирования таких новых форм жизни являются формы, уклады и культур-антропологические формации жизни традиционных коренных и старожильческих народов, особенно народов Северов России (включая, разумеется, русских), «нордических» народов Германии и Скандинавии, Канады и США.
А традиции народов, родовая память, опыт государственности, помноженные через собственные труд и образованность, являются главными ресурсами для построения Северной цивилизации.
Россия имеет тысячелетний цивилизационный или цивилизаторский опыт и уникальную этноохранительную методологию цивилизаторства - достаточно сравнить методы российской колонизации Северной Америки в конце 18 - начале 19-го веков с методами колонизации, которые демонстрировали янки.
Тут и нужна Северная цивилизация и мировая держава, которая как раз и предназначена, что и доказано на уникальном историческом опыте России, держать мир и поддерживать исторические личности людей и народов.
Даже самые малые народы сохранены в России благодаря державной традиции братства русских и всех российских народов, которые именно и прежде всего через державу всегда получали наибольшую возможность для реализации собственной исторической личности.
Здесь всегда надо помнить блестящее положение В.В. Кожинова об этой уникальной стороне нашей российской державы-цивилизации.
«Невозможно излагать здесь всю этническую историю стран Запада, но для уяснения проблемы достаточно в самых общих чертах сравнить ее с этнической историей России, - той России, даже в центральной части которой на протяжении веков жили, росли и крепли вроде бы совсем «чужие» русским народы - башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и т.д., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот (!) человек.
На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и т.п.). Ныне всего только два народа, живущие на территориях крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя как еще живые силы - ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут кровавую войну за элементарную национальную автономию...
И если уж называть Россию «тюрьмой народов», то, в точном соответствии с логикой, следует называть основные страны Запада не иначе как «кладбищами народов», а потом уж решать, что «лучше» - тюрьма или кладбища...»[13].
Строительство Северной цивилизации потребует реализации соответствующих цивилизационных программ и проектов, в частности:
§ новые типы автономных поселений (фактории)
§ новые формы общения и телекоммуникаций (цифровые сетевые деревни и пр., полисотектура)
§ новые типы энергетики (в частности, нетрадиционные виды «малой энергетики», мини-АЭС капсульно-одноразового типа, биоэнергетика и др.)
§ новые социально-организационные технологии (страхование жизни, социальные виды гражданства, персональный патронат и др,)
§ новые типы локальных универсальных промышленных центров (на основе лазерных инструментальны комплексов типа заводов cluster-tools)
§ новые типы транспорта и др.
Строительство Северной цивилизации является чрезвычайно трудным и долгосрочным делом – требуется не менее 40 - 70 лет. Минимальным циклом реализации политики и поколенческого «оборота» (периода) - 25 лет. Соответственно, именно 25 лет должны рассматриваться в качестве срока капитальных вложений.
Данный срок, который примерно равен времени смены поколений, также указывает и на единственный наличный ресурс - молодежь. Только молодежь может составлять основу пионерных сетевых и локальных общностей построения Северной цивилизации, которые и определят субъектов, «тело» и «лицо» Северной цивилизации.
Только подобные общности в состоянии объединять силы и ресурсы под создание необходимой для цивилизационного строительства культурно-образовательной мощности.
В настоящее время существует уже немало интересных инициатив и проектов, вокруг которых возникают подобные общности. Часть из них мы описали в главе «Полисы» - и большинство их инициированы на северных территориях.
Здесь следует заметить, что локальность работы и действия цивилизационностроительных общностей вовсе не означает их провинциальности и отсталости. Локализм (это модный сегодня на Западе термин) нисколько не противостоит мироразвитию, подлинному масштабу мышления и действия.
На смену известному лозунгу 80-х годов «Мысли глобально, а действуй локально» (Thinking Globally, Acting Locally) сегодня следует ввести новый: «Мысли и действуй в мировом масштабе, но с конкретными преобразовательными результатами в данном месте»[14].
Идеология глобализации и мода на глобализм во многом извратила представления о мироразвитии и мировой жизни в целом. Масштаб мировых преобразований и усилий человеческих коллективов вовсе не определяется формальными размерами и глобальностью. Как правило, именно в подобных локальных и даже «частных» инициативах и опытах события подлинно мирового масштаба и происходят, на деле выступая «точками» появления мировых идей и подлинного мирового сообщества.
Итак, основной вопрос, который уже решают и будут решать такого типа локальные общности является вопрос о том, как в данном месте осуществлять мировое развитие и, тем самым, жить полноценно, достойно, перспективно и на мировом уровне.
Ключевым методом построения Северной цивилизации должно стать достижение мирового качества жизни. Для этого, собственно, и необходима мировая держава.
Если мы в ближайшие годы начнём восстанавливать себя и обращаться как страна к реальным проблемам и задачам, если мы сумеем вытащить себя в состояние решительного развития, то уже через десять лет мы и мир не узнают Россию.
И приоритетное место в нашей решимости жить достойно занимает создания «класса» помещиков и преображение нашей земли через одно-двухэтажное расселение.
Российский климат не только не против качественной жизни и поместной урбанизации, но и, наоборот, в силу своих культурно-исторических традиций требует именно их.
Культурно-цивилизационный смысл и характер традиционного расселения наглядно представлен в следующем малоизвестном факте.
Предложенная в начале 90-х для возобновляющегося развития Среднерусская система расселения, в которую входят территории широтного пояса от востока Костромской области вдоль линии железной дороги на Бологое и далее на запад и дороги, соединяющей Санкт-Петербург с Москвой (примерно это сегодняшние Костромская, Ярославская, Тверская, Новгородская и Псковская области), в дореволюционные годы (1900 – 1917 гг.) служила пространство жизни для почти 12 миллионов людей, а в настоящее время, вопреки произошедшему с 1917 года научно-техническому прогрессу, включает в себя едва 3 миллиона жителей.
Климатические и географические показатели данной территории нисколько не изменились. Более того, экологически она по-прежнему остаётся одной из наиболее чистых и благоприятных для жизни регионов на земном шаре. Однако реальная плотность, производительность и освоенность жизни через век научно-технического прогресса упали примерно в четыре раза.
И деградация территории продолжается. Почти все малые и средние города, особенно их уникальные исторические районы, разрушаются, огромное количество памятников зодчества уже потеряно и, в то же время, не создаётся никаких новых градостроительных объектов, которые бы через столетия способны были выступить в функции исторических.
Разве можно остановить и, тем более, повернуть ситуацию к развитию, если не ставить задачи цивилизационного строительства – тут, на этой благодатной земле?..
___________________________________
[1] Валянскин С., Калюжный Д. Понять Россию умом. — М.: Алгоритм, 2001, с. 5.
[2] Шубин С.И. Северный край в истории России. Проблемы региональной и национальной политики в 1920-1930-е годы. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2000, с. 3.
[3] «Русский путь - ПАРШЕВАЯ РОССИЯ. Интервью Александра Никонова с Андреем Паршевым» - размещено на сайте - user.cityline.ru/~linko/rus/intros/parros.htm
[4] Putin's Agenda, America's Choice: Russia's Search for Strategic Stability. Policy Brief № 99 — May 2002, by Clifford Gaddy and Fiona Hill -
www.brook.edu/comm/policybriefs/pb99.htm .
[5] ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (ВЦИОМ) Пресс-выпуск № 32, 13 ноября 2001 года
[6] См., в частности, работу Ю. Крупнова «Преэмптивная война. США против мира» на -
www.pereplet.ru/krupnov/33.html#33 , а также книги «Стать мировой державой» и «Гнев орка» (совместно с М. Калашниковым).
[7] По данной проблеме см. материалы программы общественного движения «Партия России» - «СЕВЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ» на
www.p-rossii.ru/prsevciv.phtml , а также мою статью «Северная цивилизация» в журнале «ИNАЧЕ», № 5 (2003 г.) -
www.p-rossii.ru/articles/stat37.phtml
[8] Samuel P. Huntington. THE CLASH OF CIVILIZATIONS. - Foreign Affairs. Summer 1993, v 72, n 3, p. 22 (28). См. например, следующий пассаж: «В будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны, в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад. Но есть и внутренне расколотые страны — относительно однородные в культурном отношении, но в которых нет согласия по вопросу о том, к какой именно цивилизации они принадлежат. Их правительства, как правило, хотят «вскочить на подножку поезда» и примкнуть к Западу, но история, культура и традиции этих стран ничего общего с Западом не имеют…».
[9] См. мою работу «Преэмптивная война. США против человечества» -
http://www.pereplet.ru/krupnov/33.html#33
[10] Удивительно точное описание типичных «охотничьих» историй мужчин с Крайнего Русского Севера про «водку кусками»…
[11] Разумеется, необходимо учитывать наличие и других многочисленных указаний на северность наших традиций (хотя и быть тут осторожными, чтобы не удариться в досужие псевдоисторические спекуляций). См., к примеру, рассуждения руководителя научно-поисковой экспедиции «Гиперборея», доктора философских наук, автора нескольких книг про северную историю славянских народов В. Демина: «Греки вообще не знали собственной истории и забыли о своей прародине. Как известно, Солон у египетских жрецов спрашивал: а что вы можете рассказать о нашей истории - эллинов? Это связано со многими причинами. А главное, с теми катаклизмами, которые пережили все народы, и с потерей памяти, которая передавалась устно, и с созданием новой традиции жизни. И, как это всегда бывало, с борьбой идеологий. Те, кто завоевывали свое место под солнцем, ничего не оставляли от заслуг своих предшественников. Даже, если это были их родственники. Так было всегда: и в очень далекие времена, и в новейшие.
О жителях Гипербореи писали многие античные авторы. Плиний Старший говорил о них как о реальном древнем народе, жившем у Полярного круга и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского! Его "Естественная история" гласит: "За этими (Рипейскими) горами, по ту сторону Аквилона (римское название Борея. -Ред.) счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами... Солнце светит там в течение полугода... светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта... с благоприятным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью".
От античных авторов дошло до нас и одно из возможных самоназваний Гипербореи. Это -"Туле" с ударением на последнем слоге. Оно идет еще со Страбона, но прослеживается в топонимике разных стран. Есть Тула в России. Видимо, в память о древней прародине индейцев то же название носила столица древнего центральноамериканского государства тольтеков, просуществовавшая до XII века н.э. на территории современной Мексики. Города Тулон и Тулуза во Франции, Тулча в Румынии, Тульчин на Украине, река Тулома в Мурманской области, озеро Тулос в Карелии, Тулымский Камень (хребет) на Северном Урале. И этот клубок можно развязывать до бесконечности…».
[12] См. мои статьи «Стать мировой державой» -
www.p-rossii.ru/articles/stat34.phtml и «Путь к себе. Доктрина России в 21 веке: как построить мировую державу и не одарить мир геополитическим Чернобылем» -
www.pereplet.ru/text/krupnov23apr02.html , а также программу ОД «Партия России» МИРОВАЯ ДЕРЖАВА на
www.p-rossii.ru/prmirder.phtml .
[13] Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. – М., 1997, стр. 79
[14] Здесь следует отметить огромное разнообразие массовых движений, направленных на создание новых форм жизни и деятельности. Подобные образцы народного творчества содержатся в разнообразных программах коммюнитаризм (Г.Г. Пирогов, Э. Атциони), в различных наивных начинаниях типа В. Мегрэ и пр.