Грубой ошибкой, а, может, и прямым преступлением (со стороны отдельных лиц) являются заявления ряда российских полуофициальных и официальных лиц о том, что за терактами последних десяти дней «стоит Масхадов».
Подобные заявления абсолютно не влияют на улучшение ситуации в Чечне. Зато они играют на руку террористам и настоящим организаторам терактов, поскольку вместо того, чтобы разделять чеченских мятежников и бандитов - интегрируют их в одну единую силу.
И вот, сегодня утром стало известно, что Масхадов вызвался помочь в ситуации в Беслане и освободить захваченных детей (см. Приложение 1).
Этот момент является буквально историческим и руководство Российской Федерации не должно его ни в коем случае упустить.
Масхадову должен быть предоставлен шанс реабилитировать себя.
Надо заранее и официально объявить, что в случае позитивного разрешения ситуации в Беслане он и несколько его ближайших помощников будут помилованы.
Такая возможность в том или ином виде должна была бы ему быть предоставлена ещё в прошедшие три года (см. наши предложения «по Масхадову» в работе июня 2002 года «План по Кавказу. Как решить проблему Чечни» -
www.p-rossii.ru/articles/statshow.php?22=1, также воспроизводим здесь непосредственно эту часть работы в Приложении 2).
Пора понять, что прежняя внешняя и кавказская политика руководства РФ показали свою полную неадекватность. Речь, разумеется, идёт не о том, что надо вести какие-либо «переговоры» с бандитами, а о том, что требуется принципиально иной подход (см. тот же «План по Кавказу», а также материал «Зачем были произведены теракты у станции метро «Рижская» и на двух авиалайнерах?» -
www.kroupnov.ru/5/135_1.shtml).
Уважаемый Президент РФ В.В. Путин. Примите правильное решение - дайте Масхадову шанс. Владимир Владимирович, пожалуйста, поймите, в данном случае предлагаемое Вам решение является не фактом давления на Вас и не будет уступкой с Вашей стороны, а шансом и для Вас, и для страны.
Приложение 1
Автор: Юлия ВЕРНИК
Дата: 3 сентября 2004
Лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов вызвался помочь России освободить заложников, захваченных в школе осетинского города Беслан. Накануне об этом западным СМИ заявил эмиссар Масхадова Ахмед Закаев. Он пояснил, что экс-президент Ингушетии Руслан Аушев и глава Северной Осетии Александр Дзасохов связались с ним и поинтересовались, может ли президент Ичкерии помочь освобождению заложников.
"Мы обсудили (с Аушевым и Дзасоховым) возможность участия чеченского руководства (Масхадова) в поиске разрешения ситуации. У нас нет связи с теми, кто взял заложников, но мы готовы сделать все возможное, чтобы прекратить эту акцию", - сказал Закаев. Он также утверждает, что передал предложение Аслану Масхадову и тот заявил, что "необходимо сделать все, чтобы предотвратить гибель детей". Эмиссар лидера чеченских боевиков также добавил, что готов сам вылететь на место событий, несмотря на то, что в России он объявлен в розыск по обвинению в терроризме.
А сегодня один из сепаратистских сайтов опубликовал послание самого Масхадова, в котором он категорически осуждает бандитов, захвативших детей, родителей и учителей в Северной Осетии. Самопровозглашенный президент Ичкерии заявил, что акция "противоречит установленным им нормам" борьбы с захватчиками на их территории. "Мы боремся против властей России, но не против российских детей, они так же не должны страдать за действия российской власти, как не должны страдать и наши дети", - говорится в письме. Аслан Масхадов одобрил резолюцию Совета безопасности ООН в части требования "немедленного и безусловного освобождения всех заложников".
Чеченский главарь также подчеркивает, что захват заложников в Беслане был осуществлен без согласования с ним как с главнокомандующим вооруженными силами Республики Ичкерия. "Поэтому я требую от мирового сообщества и властей РФ не связывать захват в заложники детей с именем законного президента Чеченской республики Ичкерия", - сказал Масхадов. Он также заявил, что вина за трагические события в Северной Осетии полностью лежит на совести руководства России, не желающего "прекратить оккупацию Ичкерии".
Аналогичные обвинения в адрес Кремля, кстати, на этой неделе прозвучали и от Ахмеда Закаева. "Если окажется, что это чеченцы, если они выдвинут требования, связанные с ситуацией в Чечне, то всю ответственность за происходящее будут нести российские власти", - сказал он.
Напомним, вчера, 2 сентября, в Москву прибыл король Иордании Абдалла II, который заявил, что мусульманское сообщество поддерживает Россию в ее борьбе с терроризмом и выступает за спасение жизни заложников, захваченных бандитами в Беслане.
Школа №1 в г. Беслан в Северной Осетии была захвачена террористами утром 1 сентября. Вооруженные автоматами люди согнали детей, их родителей и учителей в спортзал школы. Погибли 12 человек. По последним данным, преступники удерживают в заложниках более 1 тыс. человек. Вчера при содействии бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева были освобождены, по разным данным, 25-26 пленников.
Приложение 2
Фрагмент работы Ю.В. Крупнова
«План по Кавказу. Как решить проблему Чечни», Июнь 2002 года.
Личное дело Масхадова
Самый бессмысленный с позиции России спор по ситуации в Чечне – надо или не надо вести переговоры руководства России с А. Масхадовым. Несмотря на весь груз хасавюртовских соглашений, приёма А. Масхадова Ельцыным в Кремле и пр. никаких переговоров не может быть, поскольку сначала надо полностью вывести войска из Чечни и признать ошибочным введение войск в сентябре 1999 года, а, главное, признать независимость Чечни. Только в этом случае могут быть не разговоры и переговаривания, а переговоры как процедура международного права.
Однако вывод войск невозможен – прежде всего, потому, что это будет окончательным предательством всех погибших в этой войне. В любом случае, дело не в переговорах, а в признании статуса Чечни.
Однако техническая и любая невозможность переговоров вовсе не означает невозможность предложения лично А. Масхадову и подчиняющимся ему людям добровольно прекратить вооруженное сопротивление, сдаться и принять под гарантии Президента России и, возможно, выдающегося деятеля мирового масштаба - например, премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада – особый статус (на уровне федерального министра) бывшего руководителя субъекта Российской Федерации.
Для этого необходим Указ, который бы а) признал в этом качестве А. Масхадова б) обеспечивал бы ему и его администрации в том составе, который надо совместно определить, гарантии безопасности и обеспечения надлежащего обеспечения (типа пенсионного и номенклатурного, которое, к примеру, есть у Б.Н. Ельцина) в) поручал бы лично А. Масхадову большое государственное дело типа создания образцовой многоэтнической дивизии специального назначения с особым чеченским полком – напомним, что А. Масхадов являлся не только полковником (и неплохим) Советской Армии, но и имеет уникальный опыт “неправильной”, “иррегулярной”, “сетевой” странной войны и именно он, а не наши “профессионалы”, в 1998 году ездил в США и читал лекции ведущим американским генералам г) присвоил бы А. Масхадову звание генерал-полковника Российской Армии.
И пусть “профессионалы” от войны и права ничего на это ни говорят – уж если можно было дойти до такого идиотизма, чтобы принимать в 1996 году в Кремле А. Масхадова в качестве почти президента зарубежного государства, то ради прекращения войны в Чечне и восстановления справедливости возможно принять в Кремле А.Масхадова еще раз. Или почему можно сотрудничать с бывшим полевым командиром А. Кадыровым (и очень хорошо, что стали сотрудничать, он, безусловно, показывает себя достойным человеком) или со сплошь бывшими моджахедами “Северного Альянса” Афганистана? (Более подробно данный вопрос изложен в моей статье “Как Россия сможет предотвратить Пятую мировую войну” -
www.p-rossii.ru/prmirder5th23.phtml).
Масхадов – трагическая фигура и относиться к ней российским властям по-бытовому принципиально неправильно.
Да, он – преступник. Впрочем, не в большей мере, чем те, кто допустил возникновение криминальной Чечни 93-94-го годов, кто заключил Хасавюртовский договор, кто неоднократно в 95 – 96-м в самые важные “для федералов” моменты останавливал успешные наступления российских войск. И не больший преступник чем знаменитый имам Шамиль или Хаджи-Мурат, которые получили при этом от Николая I милосердное обхождение.
При этом необходимо учитывать, что А. Масхадов, по возможности, старался как-то урегулировать ситуацию, искать нередко в убийственной бессмыслице происходящего, возможный смысл. Попустительство российской федеральной власти по отношению к ухудшению ситуации в Чечне и попыткам А. Масхадова навести порядок, по отношению почти к прямым призывам о помощи со стороны А. Масхадова очень достоверно описано в прекрасной статье Натальи Серовой “Чеченские университеты” в “Русском журнале” (См. Приложение 3).
Но государство имеет право на казнь и на помилование. А такое государство как Российское, имеющее крайне беспутное десятилетнее прошлое и даже настоящее, еще и должно сообразить, что помилование и прощение необходимо. Необходим акт милосердия во имя целостности России, во имя чеченского и русского народов.
Я понимаю генерала Г. Трошева, я понимаю А. Кадырова, которые имеют личные и оправданные мотивы фактически вычеркивать Масхадова из людей, с которыми им предстоит жить в мире, и, тем более, вместе работать.
Но, убежден, эти и другие люди поймут государственную мудрость, если она будет не очередной показухой мордоделов (по-научному “пиарщиков”, “политтехнологов”) Кремля, а искренним шагом по направлению к восстановлению страны.
… Или целиком прав А. Масхадов, который в мае прошлого года в интервью “Новой газете” заявил, что “сегодня в Кремле нет чиновника, с которым можно говорить трезво, разумно... Поймите, не с кем вести переговоры!”.