Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/12/01/10282/
Время публикации: 18:16, 01.12.2005
Российское образование в 2030 годуНаша школа может и должна быть лучшей в мире к 2030 году, абсолютным лидером мирового образования – а Россия – первой образовательной державой мира.
Видение и прогноз (рисуя будущее) К 2030 году российское образование станет лидирующим в мире и будет иметь абсолютную глобальную монополию, станет ведущей статьёй экспорта и доходов для России. Россия будет первой образовательной державой мира – страной лучших педагогических практик и технологий, страной педагогов, каждый молодой человек которой в 22 года становится человеком мира, мировой личностью. Почему так Мы находимся в трижды уникальной ситуации. Впервые за долгое время в России не избыток, а критический недостаток человеческого ресурса. Россия развалена. И единственной абсолютно конкурентоспособной сферой в стране на сегодня является само образование. И это требует от нас трижды сделать ставку на развитие образования, поскольку образование всегда выступает главным средством развития страны, а теперь ещё должно выступить инструментом резкого повышения антропологического качества населения и естественным наличным конкурентным преимуществом России. Каждый человек должен быть в три раза более глубоко и эффективно образованным, чем сегодня. Как придти к России как первой образовательной державе мира? 1. Образование должно в первую очередь заниматься промышленностью и наукой, ставить цели развития страны и стать штабом развития страны. Если не выстраивать новую промышленность и науку, если не развивать страну, то образование и образованные люди останутся невостребованными. 2. Поставить в центр личность, перейти к персональному или «штучному» образованию на основе развития нескольких эффективных систем. Для каждого ребёнка найти самого главного для него и развивающего его взрослого и соединить с ним, в том числе через телекоммуникационно-дистанционные системы. 3. Кардинально сменить содержание образования и всего набора образовательных технологий. Новое содержание образования должно сохранять и наращивать традиционную фундаментальность российского образования – но теперь на принципах личности и деятельностного подхода. 4. В основе нового содержания должны лежать всеобщие способы и техники мышления и деятельности, представленные в итоге в виде высших способностей понимания, воображения, мышления, позициирования, моделирования, идеализации и др. Каждый без исключения российский ребёнок должен быть введён в систему фундаментальных высших способностей как главного жизненного капитала. Создание из разбухшего набора низкокачественных предметов системы немногих предметов, которая организуется метапредметными стратегическими курсами и проектно-исследовательской деятельностью – интенсификация образования, прекращение разрушения личности детей многопредметьем и мелкотемьем. 5. Введение всеобщего высшего образования – использование грядущей демографической «ямы» с 2010 – 2020 гг. для перехода от высшего профессионального образования к высшему общему образованию как основному для всего населения страны. 6. Превращение педагогов в первое сословие – т.е. повышение ценности образования, учительской профессии, статуса педагогов в разы, на порядки - всеми силами государственной и общественной организации. 7. Кардинальная переорганизация педагогических вузов – в частности, под задачу ежегодного выпуска пяти тысяч отобранных по конкурсу выпускников («пятитысячники») с повышенной специальной подготовкой и полным материально-техническим обеспечением (дом, компьютеры, книги и др.). 8. В два раза до 2015 года повысить относительные расходы на образование – с нынешних 5, 1 % от ВВП до 10 % от ВВП, при задаче в пять раз повысить ВВП к 2020 году и за 15 лет повысить расходы на одного учащегося в 10 раз. 9. Организовать 1000 федеральных школ – лучших в мировом образовании уже к 2010 году – как сеть опережающего развития, призванную отработать модель новой российской школы. 10. Провести эдукатизацию (от латинского «educatio» или белорусского «эдукация», т.е. «образование», «просвещение» - оппозиция милитаризации) российского бюджета в целях образовательной мобилизации страны – альтернативы экономики «трубы». Образование не услуга – а главное дело страны, которое отличает мировую державу от «банановых республик». Не инвестиции, не нефтедоллары создают величие и творят историю – а образование. Именно образование является своего рода ДНК страны, основой её идентичности и развития. Общество знания и интеллекта, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО должно оставить в прошлом нелепое и бесперспективное общество «трубы». Пояснения и материалы к тезисам: Российское образование в 2030 году: наша школа может и должна быть лучшей в мире к 2030 году, абсолютным лидером мирового образования – а Россия – первой образовательной державой мира Тезисы к дискуссии для передачи Первого канала «2030" (Программа Александра Гордона) на тему "Российское образование в 2030 году" (показана 30 ноября 2005 года) Данные тезисы изначально предполагалось построить по форме средневекового диспута на фиксировании противоположных утверждений, причём, позитивного утверждения в проектной форме (что должно быть и что следует делать) и отрицающего утверждения в форме выделения основания, прогноза и определения последствий. Также следует учесть, что внятная реальная образовательная политика в РФ отсутствует. Ни в каких документах не содержится всей полноты мер, которые считаются необходимыми. Документы являются или предельно общими, или предельно конкретными, разовыми. Высказывания высокопоставленных чиновников фрагментарны и нередко непонятны и сенсационны («частное образование является некачественным[1], 25 процентов уроков родители могли бы оплачивать сами и т.п.) Мною утверждается: заявленная модернизация образования приведёт к разрушению российской школы и дальнейшему ослаблению страны – необходим курс на развитие образования. 1. Модернизация уничтожает развитие В настоящее время имеется две принципиально разные доктрины и политики российского образования: Модернизация образования и Развитие образования. Модернизация. Российское образование неадекватно нынешним экономическим реалиям, поэтому его надо приспосабливать к экономике – экономике «трубы». Российская школа может неплохо выглядеть в середине списка стран. Отсюда и идеология и практика модернизации, требующая на место остатков советской школы поставить сконструированное новое, собранное с миру по нитке. Итогом модернизации будет превращение России в сырьевую колонию, в цивилизацию «трубы», неуклонная депопуляция – для обеспечения сырьевых отраслей достаточно 50 – 80 млн. человек[2] и т.д. - убогое образование в убогой стране. Развитие. Российское образование ещё имеет потенциал, оставшийся от советской школы, имеет все необходимые экспериментальные заделы для развития – поэтому образование – ключевой механизм восстановления и развития страны как мировой державы. Российская школа может и должна быть лучшей. Отсюда и идеология и практика развития, т.е. требование воспроизвести советскую школу по уровню и качеству образования, обеспечить преемственность – но в разы умощнив наше образование на базе уникальной российской исторической традиции. Итог – Россия как мировая держава, мировой лидер, сумевший остановить депопуляцию и перейти к демографическому развитию (для развития России нужно не менее 200 млн. человек населения). 2. Развитие образования требует переорганизации и развития всей страны с позиции образования. В первую очередь, развития промышленности и науки. Модернизация является исключительно ведомственной реорганизаций, совершаемой в интересах снижения бюджетных расходов (государство уходит из образования – экономия на образовании) и приспособления к другим сферам и экономике в целом. Модернизация переводит сферу образования в сферу обслуживания населения и других отраслей. Развитие образования исходит из необходимости решения очевидных всеобщих задач страны, которые могут и должны решаться сферой образования: 1. Интенсивное развитие промышленности и науки, что и определяет востребованность образованного населения (триада развития страны). Для этого необходимо включать всех подростков и юношей в сферы развития страны (академии) 2. Предотвращение перехода демографической катастрофы в антропологическую, кадровую и экономическую. В условиях падения численности населения качество и высокий уровень образования на протяжении всей жизни для каждого гражданина России (особенно ребёнка и молодого человека) становится критической для развития страны и обеспечения базовой безопасности страны. Образование жизненно необходимо для страны как штаб развития страны, а не ликвидационная комиссия по утряске советского наследства. 3. Развитие образования должно использовать демографические тренды, а затем и переломить их. К штучному образованию Модернизация строится на приспособлении к демографической катастрофе. Развитие – на использовании демографических тенденций ближайших лет (резкое уменьшение численности учащихся – в течение десяти лет фактически в 2 раза[3]), когда уменьшение числа учащихся даёт возможность перейти к персональному – «штучному» - образованию, к резкой интенсификации образования и подъёму его качества. Это требует сохранения и повышения существующих расходов на образование вне зависимости от сокращения контингента учащихся и, главное, перехода к новой формации образования, введение в школы принципиально новых технологий персонального образования, основанных на принципе личности. 4. Развитие направлено на мировую личность. Модернизация базируется на организационно-экономических нововведениях (например, подушевое финансирование, ЕГЭ – ГИФО, бакалавры-магистры и др.). Это является неэффективным и насквозь идеологическим, если не вульгарно фискальным – сэкономить на образовании, переложить максимум ответственности с государства на родителей. Развитие образования основано на кардинальной смене содержания образования и всего набора образовательных технологий. Новое содержание образования должно сохранять и наращивать традиционную фундаментальность российского образования – но на принципах личности и деятельностного подхода (фигурально: лучшее из немецкой, американской и российской традиций образования). В основе нового содержания должны лежать всеобщие способы и техники мышления и деятельности, представленные в итоге в виде высших способностей понимания, воображения, мышления, позициирования, моделирования, идеализации и др. Каждый без исключения российский ребёнок должен быть введён в систему фундаментальных высших способностей как главного жизненного капитала. Создание из разбухшего набора низкокачественных предметов системы немногих предметов, которая организуется метапредметными стратегическими курсами и проектно-исследовательской деятельностью. Итогом развития образования должна стать средняя и высшая школа, выпускающая мировых личностей. Отсюда и приоритетные меры: * Постановка из позиции сферы образования целей развития страны и всех ключевых сфер деятельности и регионов в стране * Переход на персонально-деятельностное содержание образования и принцип высших способностей * Введение персонального образовательного патроната каждого без исключения российского ребёнка как основы персонального патроната перспективности и безопасности в целом * Введение всеобщего высшего образования 5. Педагог – должен стать самой престижной профессией в России Для модернизации статус учащегося и учителя по необходимости будет ниже общего статуса специалистов других сфер. Требуется исключительно экономическое повышение статуса при небрежении к ценностной основе статуса («Ты, что, дура, в школе работаешь?») Развитие требует не только кардинального повышения фактического комплексного статуса учителя, педагога (включая управленцев), но и превращение образующихся и образующих в первое сословие – т.е. повышение ценности образования, учительской профессии и т.п. в разы, всеми силами государственной и общественной организации. Кардинальная переорганизация педагогических вузов под задачу ежегодного выпуска пяти тысяч отобранных по конкурсу выпускников («пятитысячники») с повышенным содержанием образования и полным материально-техническим обеспечением (дом, компьютеры, книги и др.). Всё это в целом связано и с расходами на образование, которые в настоящее время составляют не более 7 процентов в федеральном бюджете и должны составлять не менее 10 – 15 процентов[4]. 6. Россия – мировой лидер в образовании к 2030 году Последствия проведения модернизации образования: чудовищное социальное расслоение общества и слом вертикальной мобильности («лифтов»), деградация страны и её окончательное скатывание в разряд третьестепенных стран - культурная революция в той или иной форме Последствие курса на развитие образования: превращение новой российской школы в лучшую школу мира, в абсолютного лидера – и построение России как мировой державы на основе немилитаристской мощи и неагрессивной образовательной экспансии и образовательном лидерстве в мире. Для этого необходимо организовать в России 100 авангардных элитных школ и Академию развитию, которая даёт возможность каждому желающему ребёнку в России за государственный счёт реализовать с 12 до 22 лет личную образовательную программу (ЛОП) в рамках персонального образования. 7. Логика развития против логики приспособленчества и согласия на убогость Модернизация идёт вразрез со всеми мировыми тенденциями Развитие исходит из базовых мировых тенденций и необходимости не только опираться на них, но и использовать («осёдлывать») их через собственный мировой образовательный проект Авторы модернизации кладут в основу адаптационную и ликвидационную логику Авторы развития ставят на логику целей и содержательного преобразования. Модернизаторы – не верящие в российское образование люди и фантазёры, поскольку не хотят взглянуть в глаза реальности. Они реализуют задачу экономии на образовании и приспособлении его к трубе – а всё остальное выступает исключительно в функции обоснования наукообразием (например, берётся всё самое слабое из зарубежных систем образования – то же, скажем, ЕГЭ – известная «аналитическая» записка для В.М. Филиппова, в которой утверждалось, что в большинстве стран мира ЕГЭ; или миф о перегрузке детей и т.п.) Более подробно позиция Ю.В. Крупнова по курсу на развитие российского образования представлена в статьях, опубликованных по адресу: spasem-shkolu.p-rossii.ru/8. [1] Андрей Фурсенко, министр образования и науки России в Екатеринбурге – «Я никому бы сейчас не советовал отдавать детей в частные школы… Вокруг детей там много суетятся, но на самом деле качество образования не всегда соответствует требованиям, которые мы предъявляем к самым обыкновенным школам» — Московский Комсомолец от 20.12.2004 [2] Бывший министр экологии (с 1991 года, когда он входил в правительство Е. Гайдара, до 2000 года), член-корреспондент РАН и поклонник А. Чубайса В.И. Данилов-Данильян утверждает: «Сырьевая экономика предполагает концентрацию трудовых и прочих ресурсов только там, где расположены эксплуатируемые природные объекты… А остальное население в сырьевой экономике не нужно. И чем меньше его будет, тем для сырьевой экономики лучше, тем меньше с нее будут драть налогов, потому что меньше будут социальные затраты государства. С этой точки зрения можно сказать, что сырьевая экономика заинтересована в депопуляции» (http://www.opec.ru/comment_doc.asp?tmpl=comment_doc_print&d_no=37800). [3] А.А. Фурсенко в декабре 3004 года: «Есть некоторые отечественные реалии, которые носят объективный характер. Прежде всего нам нужно быть готовыми к тому, что текущие демографические процессы приведут в ближайшие годы к значительному сокращению числа учащихся. Например, в общем образовании сокращение числа обучаемых к 2010 году составит около 23 %. В начальном профессиональном образовании — 36 %, в среднем профессиональном — 26 %, а в сфере высшего образования рост сохранится еще пару лет, а затем число студентов сократится на 16 %. Эта тенденция в совокупности с рядом субъективных факторов указывает на необходимость серьезных структурных изменений». [4] «Народ Тайваня всегда придавал первостепенное значение образованию. Одна из статей прежней Конституции гласила, что расходы на образование, науку и культуру должны быть не менее 15 % от общего бюджета Центрального правительства. … Несмотря на аннулирование 15%-ной нормы, фактические ежегодные бюджетные ассигнования, направляемые на образование и культуру, намного превышают эту цифру», - писал в 1999 году Президент Тайваня Ли Дэнхуэй в своей книге «Позиция Тайваня» в главе под много говорящим названием «Образование прокладывает путь в будущее» Тезисы к дискуссии для передачи Первого канала "2030" (Программа Александра Гордона) на тему "Российское образование в 2030 году" (показана 30 ноября 2005 года)
|