Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Январь 2006 »»
пн вт ср чт пт сб вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Первый шаг на пути к ядерной геоэкономике

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации15:47, 18.01.2006
задать вопросспросить Крупнова
Новый руководитель Российского агентства по атомной энергии Сергей Кириенко сделал в Астане важное заявление по итогам визита Президента В.В. Путина в Казахстан и его встречи с Президентом Украины: "Все, что есть на территории России, Украины и Казахстана, — это элементы единого комплекса Минсредмаша, который надо восстановить… Выгоднее попробовать собрать комплекс вместе, чем достраивать отдельные его части".



___________________________________________________________

Статья опубликована
Агентством политических новостей - Казахстан
18 января 2006 года
___________________________________________________________

В этом событии следует отметить четыре объективно значимых момента.

Во-первых, Кириенко вспомнил и специально выделил знаменитое Министерство среднего машиностроения СССР — знаменитый "Средмаш", который был мегаведомством, определяющим развитие атомной отрасли как интегрирующей Союз единой технологической системы. Средмаш являлся поистине союзообразующей отраслью. Таковой он, вне всяких сомнений, может стать в новых условиях при правильной организации межгосударственной ядерной сферы.

Во-вторых, после распада СССР произошёл и распад единого технологического комплекса с потерей для каждого из новых государств. Не случайно Сергей Владиленович в своём пятничном заявлении отметил, что технологический комплекс Минсредмаша в своей основе остался на территории России, однако некоторые его существенные части находятся в странах СНГ. Например, подчеркнул он, добыча урана активно ведется в Казахстана, а турбины производятся на Украине. То есть серьёзные элементы сырьевой базы отрасли находятся в Средней Азии, а энергомашиностроительной — на Украине.

В этой связи глава Росатома выразил заинтересованность либо в долевом участии украинского завода по производству турбин, либо в партнерстве, создании совместного предприятия. "Мы готовы на любой вариант, выгодный как нам, так и партнерам. Взаимно выгодный — это очень важно, потому что иначе это сотрудничество не будет стабильным", — отметил Кириенко.

Один из ближайших проектов, о котором шла речь на состоявшихся в Казахстане переговорах — российско-казахстанское СП "Заречное". Это предприятие занимается разработкой уранового месторождения, которое расположено на юге Казахстана вблизи границ с Узбекистаном и Киргизией. Все запасы природного урана в этом регионе были разведаны еще во времена Советского Союза. Основные урановые месторождения сосредоточены на территории Казахстана, который по запасам этого сырья занимает в настоящее время второе место в мире. Россия владеет 45 процентами акций СП "Заречное". "После урегулирования имеющихся вопросов совместное предприятие по добыче природного урана, которое было создано по инициативе президента Нурсултана Назарбаева, активно заработает", — выразил уверенность Владимир Путин. После выхода предприятия на полную мощность ежегодная добыча урана на нем составит 500 т.

Хотя, конечно, необходимо понимать, что этого очень мало: годовая потребность в природном уране только для российских АЭС уже сегодня составляет 3 600 т. Кроме этого экспортные поставки в страны восточной Европы уже сегодня составляют 2 200 т урана. На своих месторождениях Россия добывает только 30 % от потребностей, остальное ядерное топливо идет из запасов СССР. Поэтому для единого евразийского ядерного комплекса потребуется также уран и с других месторождений Казахстана, уран Украины и уран, добываемый в других республиках и в дальнем зарубежье. Но отсюда возникает, между прочим, и чрезвычайно интересная инновационная перспектива ускоренного развития реакторов на быстрых нейтронах, которые уходят от зависимости от урана-235.

Стоит также отметить, что все годы после распада СССР между нашими странами не прекращалось научно-техническое, а, в последнее время, и гуманитарное сотрудничество. Регулярно встречаются профессионалы в науке и практике ядерной сферы, встречается молодёжь, а в последние три года и дети: так, в международном конкурсе "Энергия будущего" с удовольствием участвуют дети не только российских регионов, но и Казахстана и Украины.

В-третьих, Кириенко заявил в Астане, что долю ядерной энергетики в стране планируется довести до той, которая зафиксирована в энергетической стратегии России. А это, согласно утвержденной в 2003 г. Правительством Российской Федерации "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", означает фактическое удвоение производства электроэнергии на атомных станциях к 2020 году. В результате чего доля АЭС в производстве электричества в России должна возрасти с 16 процентов в 2000 году до 23 процентов в 2020 году (а в европейской части — до 32 процентов).

До сих пор Энергетическая стратегия в этой части не выполнялась: требуемые ежегодно новые мощности в количестве до 2 ГВт не строились и не вводились. Поэтому заявление руководителя Росатома по существу стало открытым обязательством добиться того, что пока оставалось декларациями.

В-четвёртых, Кириенко подчеркнул, что комплекс Минсредмаша необходимо восстанавливать не только для внутренних целей. Буквально он сказал следующее: "Мы комплекс Минсредмаша должны восстановить и для внутренних целей и для участия в открывающемся мировом рынке".

Особую значимость последнее заявление получает в связи с ситуацией председательства России под энергетической безопасности и недавней газовой "войной" между Российской Федерацией и Украиной.

С моей точки зрения, указание на мировой рынок не только добавляет важное качество к трём предыдущим моментам, но и обнаруживает принципиально новую позицию новой команды Росатома.

Возможно, мы являемся свидетелями перехода от политики выживания и инерционного существования отрасли к политики развития и глобальной экспансии ядерной сферы через ядерную геоэкономику.

Напомним, что согласно ставшей уже классической книге под редакцией корпусного генерала Карло Жана и университетского профессора Паоло Савона "Геоэкономика. Господство экономического пространства" (М., 1997), под геоэкономикой понимается "дисциплина, изучающая те аспекты международной конкуренции, где главными действующими лицами выступают не корпорации, тресты или банки, а государства", а также "принцип объединения всех экономических установок и структур какой-либо страны в единую стратегию, учитывающую общемировую ситуацию".

Курс на воссоздание технологической системы Средмаша и позволяет Казахстану, Украине и России выступить единой командой, особым сообществом-"страной" в деле экспансии на внешние рынки строительства и обеспечения эксплуатации АЭС.

Атомных комплексов в мире много быть не может. Как, например, и глобальных авиапромышленных корпораций. Реально 3, максимум 4. Поэтому ни Казахстан, ни Украина ни вместе, ни по отдельности не в состоянии иметь ядерный комплекс, способный успешно конкурировать на мировой арене, полноценно и эффективно действовать в мировом масштабе. Объединив же ресурсы и выработав острую стратегию с опорой на ядерную геоэкономику каждая из наших стран и ей население получает блестящие перспективы.

У геэкономики трубопроводной (нефть, газ) есть существенные ограничения.

Уязвимость и затратность транспорта энергоресурсов, их ограниченность (в частности, это одна из основных проблем будущего восточного трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан") состоит не только в том, где негде взять необходимые десятки миллионов тонн нефти. Здесь главное, невозможность глобальной монополии: российская нефть не единственная в мире и даже не самая большая по объёмам производства и уж тем более не самая дешёвая, не говоря уже о том, что достать "далёкие" страны (например, Южной Америки, Южной Азии или Африки) нефтью и газом крайне затруднительно. Более того, в самые ближайшие годы добыча нефти у нас в стране по абсолютно объективным уже причинам начнёт необратимо снижаться.

Принципиальную ограниченность трубопроводной геоэкономики демонстрирует судьба нынешний проекта США в сфере обеспечения собственной энергетической безопасности и геоэкономики энергии. Американцы готовы силовым путём организовать себе монополию на ближневосточную и центральноазиатскую нефть и её транспортировку — отсюда оккупация Ирака и реализация доктрины Большого Ближнего Востока как фактической американской "бензоколонки".

В этой ситуации у России вместе с Казахстаном и Украиной имеется единственная возможность остаться в клубе ведущих энергетических держав и, более того, перейти к энергетическому лидерству. Эта возможность связана с ядерной геоэкономикой или геоэкономикой урана. Кстати, не следует забывать, что уже сегодня российский экспорт обогащённого урана по своей энергетической ценности больше (пусть и не намного), чем экспорт газа, и всего лишь в полтора раза меньше экспорта нефти.

Напомним, с наступлением нового года Россия на один год превратилась в столицу мира — стала председателем "Большой восьмёрке" (G8). За неделю до нового года о том, что российской стратегией в мировых делах должно стать её энергетическое лидерство, на заседании Совета Безопасности Президент заявил Президент В. Путин.

Выступление в Астане Сергея Кириенко является логическим и точным с точки зрения мировой политики России делом. Без интенсивного развития ядерной энергетики претензия России на то, чтобы стать мировым энергетическим лидером не состоятельна.

И наоборот. Если мы правильно оценим ситуацию в мире и сделаем ставку на опережающее развитие ядерной сферы, то Россия в течение буквально 7–10 лет сможет стать не только гарантом, но и безусловным лидером мировой энергетики, более того — первой энергетической державой мира.

Более того, правильно организованная экспансия ядерной энергетики наших стран может стать элементом и геостратегии, т.е. контроля над территориями Земного шара через существенный вклад в разрешение растущей глобальной энергетической недостаточности и эксплуатацией размещаемой за рубежом российских или совместных российско-казахско-украинских АЭС.

Здесь речь должна идти о планетарной сотовой ядерной энергетике как средстве превращения России в первую энергетическую державу мира — не сырьевую колонию Запада, а в энергетическую сверхдержаву. В этом и мог бы состоять главный экономический проект России на XXI век.

Однако этот шанс может быть легко упущен, если руководством наших стран не будет сделан упор на опережающее и даже сверхинтенсивное развитие ядерной энергетики. "Ядерный ренессанс" в ведущих ядерных державах уже прошёл, они уже приступили к реализации чрезвычайно амбициозных ядерных планов и плотных графиков.

Пора переходить к ядерной геоэкономике.

Публикации | 15:47, 18.01.2006Опубликовано: Юрий Крупнов | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты