Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Август 2006 »»
пн вт ср чт пт сб вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Цивилизационный разлом?

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации15:44, 01.08.2006
задать вопросспросить Крупнова
Власти Москвы твёрдо заявили, что не откажутся от планов по сносу индивидуальных домов и в посёлке Бутово, и на других окраинах, и строительства на их месте многоэтажного жилья. Что это всё значит? Неужели здесь просто нежелание сторон выслушать и понять друг друга?




____________________________________________________________________

Опубликовано в Литературной газете
____________________________________________________________________


Конечно же, мнения разделились. СМИ и множество общественных деятелей буквально набросились на мэрию, обвиняя в неправомерности решения. Адвокат Кучерена, главный народный защитник, доформулировался до того, что заявил буквально следующее: «Власти просто глумятся над этой семьёй».
Многие телезрители, следившие за происходящим как за очередным телешоу, наоборот, стали обвинять Прокофьеву в шантаже и корыстном желании получить жилплощадь побольше.

Власти Москвы вместе с тем однозначно и твёрдо заявили, что не откажутся от планов по сносу индивидуальных домов и в посёлке Бутово, и на других окраинах, и строительства на их месте многоэтажного жилья.
Что это всё значит? Неужели здесь просто нежелание сторон выслушать и понять друг друга?

Считаю, что произошедшее в Бутове отражает крайне важную и глубокую вещь: цивилизационный разлом, в котором мы оказались.
Внимательно вглядывающиеся в конфликт не могли не заметить, что за всеми действиями сторон лежит предельная несамостоятельность и разгул на протяжении всего конфликта невыявленных судьбоносных сил. Власти не в силах остановить строительных планов громадьё. Частники не в силах доказать правомерность сохранения своих избушек в черте города и отказа от квартир «с удобствами».

Очевидно, что и власти, и владельцы домов, и сама Москва стали заложниками набравших инерцию противоестественных и разрушительных процессов. И речь не только о Москве. Следом такой же конфликт вспыхнул в Уфе, а потом и в других городах.

Что это за процессы?
Во-первых, мегаполисная урбанизация, т.е. скучивание населения в гигантских и неостановимо растущих и расползающихся городах. Эта тенденция, кстати, свойственна развивающимся странам. США и Европа живут уже преимущественно в малоэтажных удобных домах.
Во-вторых, уничтожение пространственного развития, когда страны скукоживаются до отдельных мегаполисов.

В-третьих, это распад крестьянской России и индустриальное расселение второй половины прошлого века в многоэтажных хрущёвках, а потом и уже сверхмногоэтажных (а на подходе и небоскрёбы!) домах.
В-четвёртых, это рыночная стихия, возведённая на развалинах СССР. Мы построили общество, в котором всё организуется вокруг прибыли, причём быстрой и безразличной к происхождению.

Важно отметить, что и риторика сонма лиц, пожелавших отпиариться за счёт семьи Прокофьевых, в основе была связана со «священным правом собственности», с юридической эквилибристикой. Глядя на этот буржуинско-благородный гнев, непременно вспоминалась убийственная характеристика Фёдора Михайловича Достоевского: «Адвокат – нанятая совесть»…
И если к этим четырём фундаментальным факторам не относиться серьёзно, если не пересматривать эти ненормальные основания нашего российского бытия, то мы рискуем превратить их в проблему ещё более острую и даже неразрешимую.

Столкнулись не власти города и отдельная семья. В цивилизационный конфликт пришли две стихии: разбухающие мегаполисы – и старая довымирающая Россия.

В позднесоветское время централизация страны свелась к тому, что продукты питания и товары во все углы СССР возили из Москвы. Был даже такой анекдот: «Что такое длинная, зелёная и колбасой пахнет? – Подмосковная электричка».

Но теперь уже не из Москвы возят колбасу, а все, кто может, съезжаются в Москву. Съезжайся, кто может! – вот центральный лозунг момента.
Ещё в конце 1970-х годов и союзным, и городским властям было ясно, что требуются кардинальные меры по остановке экстенсивного и нездорового роста столицы. Уже тогда стали приниматься решения Политбюро и Совмина с попытками изменить ситуацию. Но СССР был уже на излёте, а потом и вовсе стало не до управления развитием. Наступило царство рыночного хаоса и социального дарвинизма.

Что же делать в этой ситуации?
Какие действия следует предпринять?
Руководству страны необходимо решить: будем восстанавливать и развивать страну или несколько крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург? Главным направлением развития в ближайшие пятьдесят лет должно стать превращение всей российской территории – от Калининграда до Тихого океана – в процветающую землю с лучшим в мире качеством жизни.
Что говорить про Севера и Дальний Восток, когда даже в Европейской центральной России идёт людское и расселенческое запустынивание!.. Перед 1917 годом самым заселённым был так называемый Среднерусский регион – от Новгородской до Костромской области. И именно он в наши дни становится одним из самых малозаселённых. Ещё век назад там проживали около 12 миллионов жителей, а теперь – в 5 раз меньше!

Уникальным примером российской расселенческой политики является деятельность Екатерины II, которая в 60-е годы XVIII века сумела увидеть и сформулировать крупномасштабную даже по современным меркам градостроительную программу, которая затем последовательно была реализована в последующие примерно пятьдесят лет. Только в Тамбовской губернии с 1795 по 1815 год на территории появилось 608 новых поселений, то есть в среднем ежегодно возникало не менее 30. Пространство «выравнивалось» и «оживало».

Другие примеры – деятельность царского правительства во второй половине XIX века по заселению Дальнего Востока и выдающаяся деятельность советского народа по освоению Северов и Дальнего Востока, когда число городов и крупных поселений увеличилось почти на тысячу.
Необходимо проектировать новое целостное образование – столичную агломерацию в пределах примерно 100-километровой зоны от центра города. Примером таких столичных регионов являются Иль-де-Франс вокруг Парижа или область Лацио вокруг Рима.

Москву всё равно придётся расселять, и это уже сегодня следует планировать и прорабатывать как культурное решение, а не суетливые меры.
Только так можно спасти сердце России.
Исчезнут ли после этого конфликты вроде бутовского или уфимского? Нет!
Но мы получим шанс вместо бесконечных склок, сутяжничества и спекуляций политиканов вокруг них повлиять на развитие страны и выйти в новое цивилизационное измерение.skalpil.ru
Публикации | 15:44, 01.08.2006Опубликовано: Юрий КРУПНОВ | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты