Интервью председателя Организационного комитета по подготовке, созыву и проведению учредительного съезда ПАРТИИ РАЗВИТИЯ Юрия Крупнова Русской службе
Голоса Исламской республики Иран в связи с выступлением главы внешнеполитического ведомства РФ о ее внешней политике.
Голос ИРИ: Сегодня мы затронем тему внешнеполитического курса России и выступление министра иностранных дел России господина Лаврова в МГИМО. Как вы думаете, какие основные моменты можно выделить в его выступлении, учитывая то, что им был сделан акцент на предыдущее выступление Президента Владимира Путина перед послами и дипломатами в Москве?
Ю. Крупнов: Я считаю, что это выступление является не рядовым, а принципиальным, вне всяких сомнений. Основными считаю три мысли этого выступления, которые формулируют и новую повестку мировой политики, и принципиально по–новому представляют позицию России.
Во–первых, четко и однозначно министром Лавровым было заявлено, что Россия сегодня открыто несет ответственность за положение дел в мире, а как раньше не сводит ситуацию к своим внутренним проблемам. Даже в условиях непредсказуемости мирового развития, как фактически и подчеркнул Лавров, Россия все равно несла и будет нести ответственность и включаться во все реальные мировые проблемы.
Во–вторых, Россия заново показывает необходимость уйти от самозамыкания и провинциализации, перейти от идеи только национальных интересов к идее интересов человечества и их диалектического согласования. Это очень важно, потому что Россия всегда думала о мире и о том, что в нем происходит, всегда участвовала в мировой политике, и, безусловно, сейчас мы видим возвращение к традиционной российской дипломатии.
И наконец в–третьих, была предложена новая идея мирового порядка, и Лавров употребил даже такое слово как «оркестр», подчёркивая, что от формата «восьмёрки» ведущих мировых стран, пора переходить к более широкому представительству держав всех континентов и, фактически, Россия предлагает такой новый формат. Россия на заключительном этапе саммита в июле этого года в Санкт–Петербурге показала, что ни в коем случае не отождествляет мировой порядок и мировое сообщество только с G8 и очень существенно готова расширять этот список. Мне кажется, что именно эти три момента являются ключевыми.
ГИРИ: Министром Лавровым было сказано о независимости внешнеполитического курса, и это один из тех важных моментов, о которых вы упомянули. Как вы думаете, насколько это действительно так? Насколько сегодня России удаётся сохранять свой независимый курс?
Ю. Крупнов: Тут есть два совершенно разных момента. Во–первых, мне кажется, что реальные возможности для независимости очень большие. И слова, сказанные Лавровым, являются не просто некоторыми декларациями, а очень важным определением позиции, а всегда очень важно заявлять позицию. И во–вторых, что очень важно, это то, что за ними стоит вера в то, что нужно быть независимыми и проводить независимую политику. Но проблема состоит в том, что политическое руководство России является очень разнородным и, в настоящее время, среди тех, кто определяет в том числе и внешнюю политику России, есть много людей, которые не согласились бы с ключевыми положениями последней речи Сергея Викторовича Лаврова. Отсюда независимость внешней политики России определяется не столько внешними факторами, наличием давления, наличием существенных объективных внешних обстоятельств, сколько недоопределенностью руководства России по отношению к собственной внешней политике и присутствием таких персон в руководстве страны, которые практически продолжают курс начала 90–х годов прошлого века.
ГИРИ: Есть такая известная дипломатическая фраза: «Внешняя политика — это продолжение внутренней». Как Вы думаете, исходя из внутренней ситуации, насколько было сегодня уместно заявлять такой новый курс России?
Ю. Крупнов: Безусловно, внутри руководства каждой страны, и Россия не может здесь быть исключением, существуют разнообразные группы, своего рода «партии», которые не согласны по различным принципиальным проблемам. Это всегда было и всегда будет, поэтому мечтать о том, что возникнет некое единомыслие и полное согласие просто невозможно. Но ситуация совсем в другом: если мы не выйдем на новый курс, для меня это курс развития страны, то мы не только не получим каких–то преференций для одной из нескольких групп, а фактически можем потерять страну, поскольку нарастают внутренние экономические, социальные и даже цивилизационные противоречия. Поэтому ситуация определяется не тем, что есть несколько разнородных групп с разными позициями и программами, а тем, что проблема нового курса становится тождественной проблеме спасения страны. За внешним благополучием, связанным, прежде всего, с высокими ценами на нефть, скрываются настолько глубокие проблемы, что не переходить на новый курс равносильно развалу страны.
ГИРИ: Как Вы думаете, какие страны могут помочь России в реализации нового вектора внешней политики России, сыграть здесь союзническую роль? На кого рассчитывает Россия, и какие государства могут в какой–то степени препятствовать этому?
Ю. Крупнов: Прежде всего, мы должны отчётливо понимать, что ведущие (развитые) западные страны мира сегодня, к сожалению, не заинтересованы в развитии России и в развитие других государств и мировых народов. Я ни в коем случае не хочу определить страны Запада, включая США, как сознательно злокозненные режимы, которые препятствуют развитию других стран. Но объективно так происходит, что они больше заняты своими вопросами, их, по большому счету, не интересует развитие других стран и они не прикладывают никаких усилий для организации мирового развития. И это нужно четко понимать. Поэтому, в лучшем случае, они просто не будут помогать.
Второе, сегодня нет таких стран, которые вышли в режим развития, четко определяют направления мирового развития и являются лидерами всего человечества, не с точки зрения силы, а с точки зрения решения ведущих, сквозных, общих для всех стран мира проблем. Поэтому мы не можем сказать, что какая–то одна страна должна определить политику России. Но есть группа стран, которые очень близки к тому, чтобы создать некую коалицию и начинать выстраивать принципиально новый, справедливый мировой порядок. Здесь, как я неоднократно указывал в своих выступления и публикациях (
http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/03/02/10317/), главным принципом является принцип диалога цивилизаций, который был подарен миру как принцип именно Ираном. И он сегодня реализуется как альтернативный принципу конфликта или войны цивилизаций и, мне кажется, такие страны как Иран, Сирия, Россия, Индия, Китай, Германия и Франция вполне могут объединить свои усилия для построения нового мирового порядка.
ГИРИ:Рассматривая нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке, имеется в виду Ирак, откуда и возникла такая глобальная нестабильность, войну между Израилем и Ливаном, напряжённость вокруг Ирана, можно сказать, что за всем этим стоит США. Как вы думаете, учитывая высказывания министра иностранных дел России, какова будет политика и позиция России в этой непростой ситуации?
Ю. Крупнов: Повторю, что ситуация очень противоречивая. Нужно быть реалистами и это понимать. Не так давно помощник президента РФ Игорь Шувалов выступил с заявлением, согласно которому Россия может и не помогать, не сотрудничать с Ираном, а принять сторону и позицию США. Вот вам пожалуйста точка зрения, которая прямо противоположна той позиции, которая сегодня проводится МИДом РФ. Но все–таки преобладала и будет преобладать позиция тех сообществ в руководстве страны, которые ни в коем случае не согласны не только с силовыми акциями, но и с тем, что проблемы на Ближнем Востоке можно решать в нынешнем формате дипломатических переговоров.
Когда отдельные страны исходно и сразу исключаются из традиционных национальных государств, с которыми можно и нужно вести переговоры, и нет нормального мирового диалога то, безусловно, никакого решения проблемы быть не может. Но есть и принципиально другой момент, связанный с тем, что полностью позиция России будет ясна тогда, когда у нее появится свой собственный проект по отношению к тому, что происходит на Большом Ближнем Востоке. Я напомню, что Большой Ближний Восток (the Greater Middle East) — это геостратегический проект политических географов США, который был сформулирован ещё в начале 90–х годов прошлого века и сразу начал реализовываться. Последние стадии его реализации — агрессия против Ирака и ситуация, которая развёртывается в Ливане, Сирии, в Иране и вокруг этих стран. Отсюда можно сделать вот какой вывод: либо у России будет свой равномощный проект, (а пока его нет), либо всё будет определяться субъективными факторами.
ГИРИ: Подводя итоги нашей беседы, можно сказать, что Сергей Лавров просто теоретически обозначил стратегический проект для России и ту роль, которую она хотела бы играть на международной арене, но для этого должны быть созданы необходимые внутренние и внешние предпосылки.
Ю. Крупнов: Совершенно верно. И как я уже сказал в начале — это было программное выступление, которое поддержит, как мне кажется, большая часть населения России.
ГИРИ: Как Вы думаете, как отреагирует российское общество на высказывания российских чиновников таких, как г–н Шувалов? И все же какие прогнозы можно делать в отношении того, в чью пользу закончится внутриполитическая борьба, о которой Вы упомянули?
Ю. Крупнов: Общество — понятие широкое. Существуют СМИ, политики, эксперты и другие круги, которые проводят совершенно иной курс, нежели тот, который был объявлен министром Лавровым. Нужно понимать, что российское общество не имеет единого подхода к этому вопросу и может быть, кто–то поддержит позицию г–на Шувалова. Но я полагаю, что его высказывания базируются на хитрой дипломатии и наверное сам г–н Шувалов не совсем согласен с тем, что сказал. Потому что, если Россия внезапно изменит свою позицию в иранском вопросе и перейдет на сторону США, это будет воспринято российским обществом однозначно как измена и смена принципиального курса. Я все же надеюсь, что г–н Шувалов имел в виду совсем другое, а не то, что сказал.
Прослушать аудиозапись интервью Юрия Крупнова можно на сайте Русской службы Голоса Исламской республики Иран по адресу:
http://www.irib.ir/worldservice/russianradio/sound/interview/Kroupnov%20Uriy.mp3