Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Октябрь 2006 »»
пн вт ср чт пт сб вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Доклад Юрия КРУПНОВА на Дальневосточном экономическом форуме 5 октября 2006 г.

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации15:12, 07.10.2006
задать вопросспросить Крупнова
НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОКА РОССИИ. Анализ готовности дальневосточных регионов России к приёму переселенцев в рамках разработки Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, позволяет сделать вывод о критической ситуации на Дальнем Востоке и о необходимости решительных мер по её преодолению.

Необходима разработка нескольких контуров масштабных проектов, которые позволят кардинально преобразовать ситуацию и перейти от стагнации и деградации указанных территорий к их развитию.

В интегральном виде критичность ситуации выражается в очевидной демографической деградации российского Дальнего Востока, что выражается как в сокращении населения путем роста смертности, так и в продолжающейся сверхэмиграции (темпы почти в 3 раза выше, чем в среднем по России) в другие федеральные округа РФ, прежде всего, в Московский столичный регион ([1] Подробный анализ демографической ситуации в России и на Дальнем Востоке, а также сам подход к демографическому развитию как интегральному следствию общего развития страны представлен в Демографической доктрине России (Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения. Авт. коллектив; рук. разработки – Ю.В. Крупнов; – М., Институт мирового развития, 2005. – 61 с.; документ можно скачать с интернет-адреса http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/12/26/10288]). Уникальный анализ демографической истории России и связи демографии с макроэкономическими и технологическими изменениями представлен в монографии С.А. Нефёдова (Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. - Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005. – 543 с.). Глубокий анализ демографической проблемы содержится в монографии В.П. Казначеева, А.И. Акулова, А.А. Кисельникова и И.Ф. Мингазова «Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века» - Новосибирск, изд-во Новосибирского ун-та, 2002. – 463 с.). Особенно опасной продолжающаяся демографическая деградация представляется в рамках геополитической, геоэкономической и геостратегической экспансии соседних государств Северо-Восточной Азии.

Демографическая деградация закрепляет негативную социально-экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке, что создаёт предпосылки для его постепенного отторжения от Российской Федерации.

В социально-экономическом развитии регионов ДВФО нарастает давление крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона, проявляющееся в экономическом (активный экспорт в РФ товаров, инвестиции, создание совместных предприятий), демографическом (переселение, временная трудовая и нелегальная иммиграция), культурном (например, массовое распространение китайских русскоязычных СМИ, расширение туристических поездок российских граждан в соседние страны) давлении.

В ДВФО ухудшается ситуация в сфере безопасности, выражающаяся в снижении боеспособности Тихоокеанского флота, в том числе подводного, в постепенном прекращении использования космодрома «Свободный», падении производства на оборонных предприятиях округа.

Потенциал проектов социально-экономического развития территории округа, созданных в СССР, в настоящее время исчерпан, и не может служить основой для быстрого социально-экономического развития ДВФО и, в частности, выполнения Государственной программы по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Реализуемые до сих пор программы (прежде всего, Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года») не дали ощутимого эффекта, поскольку строились по инерционному сценарию одной из многочисленных ФЦП и к тому же финансировались по остаточному принципу.

Эти факторы создают предпосылки для потери Россией части Дальнего Востока – например, путём пересмотра в будущем со стороны КНР Айгуньского договора 1858 и Пекинского договора 1960 года, закрепляющего южную часть территории ДВФО за Россией, выдвижения иных территориальных претензий и усиления общего давления со стороны КНР и других стран.

Угрозу безопасности России на Дальнем Востоке создаёт тот ключевой факт, что Дальний Восток, являясь исключительно богатым во всех отношениях регионом, изобилующим полезными ископаемыми, лесными и биологическими ресурсами, находясь в новом формирующемся мировом центре, в результате неправильной государственной политики в течение последних 20 лет оказался в ситуации устойчивой деградации.

Для преодоления указанных негативных тенденций и последствий необходимо выработать взгляд на Дальний Восток как исключительный и приоритетный регион (Программа приоритетности развития Дальнего Востока как основы развития России изложена в брошюре Ю. Крупнова «Солнце в России восходит с Востока. Развитие страны следует начинать с Дальнего Востока» (Изд-во «Молодая гвардия», 2006, также можно скачать с интернет-адреса http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/07/20/1036] ), требующий особого фокуса внимания, и приступить к разработке Государственной программы развития Дальнего Востока.

Госпрограмма должна состоять из системы опережающих решений по целевому заселению и вторичному освоению Дальнего Востока, а также перенесению значительной части политической, экономической и социально–демографической активности на Дальний Восток. Речь на деле должна идти о Новой Восточной политике России (О Новой Восточной политике подробнее см. книгу Ю. Крупнова «Россия между Западом и Востоком. Курс Норд–Ост» (М., 2004), электронный вариант книги по адресу: http://nord–ost.kroupnov.ru]).

Главная задача Государственной программы заключается в том, чтобы создать на Дальнем Востоке, прежде всего, в Приамурье, новый центр российского и мирового развития, сопоставимый как с Московским столичным регионом, так и с центрами соседних государств Северо-Восточной Азии (Япония, Китай, Корея). Создание нового центра развития должно сделать Дальний Восток привлекательным для населения России и СНГ и обеспечить сначала прекращение оттока населения с Дальнего Востока, а затем серьёзный, до 5 – 12 % ежегодный рост населения.

Ключевыми показателями Госпрограммы должны стать в ближайшие 10 лет массированные инвестиции в объёме не менее 100 млрд долларов и рост населения на 5 – 7 млн в течение ближайших 15 лет. При невозможности осуществить подобный масштаб воздействия на ситуацию целостного развития российского Дальнего Востока не получится.

Принципиальной основой программы необходимо сделать ставку на высокотехнологическое и инновационное развитие Дальнего Востока, только это позволит уйти от позднесоветских и текущих инерционных сценариев, ориентированных исключительно на сырьевую ориентацию макрорегиона и закрепляющих состояние Приамурья как сырьевого придатка Китая и других соседних стран (например, подготовленный в апреле 2006 г . по заказу Администрации Красноярского края доклад «Проект развития Востока России»).

Уникальную возможность для реализации сценария развития на Дальнем Востоке даёт правильное развитие космодрома «Свободный». Это не только повышает занятость, позволяет задействовать промышленный потенциал, развить транспортные и энергетические сети, создавать основу для реалистичной модернизации БАМа, но позволяет приступить к организации вокруг космодрома инфраструктуры научно-промышленного высокотехнологического развития Приамурья и всего Дальнего Востока. Это может быть обеспечено через создание дальневосточного коридора развития Свободный – Комсомольск-на-Амуре.

Связывание в единую систему космодрома Свободного и техноэкополиса Комсомольск–Амурск–Солнечный (КАС, Техноэкополис КАС является фактически единственным инновационно – промышленно – градостроительным проектом после развала СССР и вместе с космодромом «Свободным» задаёт две опорные точки производства лидирующих высокотехнологических продуктов) могло бы создать целостную научно-образовательно-промышленную систему, например, автономную космическую индустрию от производства ракетоносителей на модернизированных производственных мощностях Комсомольска–на–Амуре до их запуска с космодрома. Связывание коридора развития Свободный – Комсомольск-на-Амуре с БАМом (Тында) и портом Ванино позволит вывести инновационную промышленную продукцию к торговым коммуникациям Тихого океана и создать в Приамурье уникальный район промышленного развития, а также восстановить и довести до первично эффективного состояния БАМ.

Свободный, Комсомольск-на-Амуре и порт Ванино – вот три точки, вокруг которых необходимо и предельно реалистично построить опорный каркас восстановления и развития Дальнего Востока. Свободный, Комсомольск-на-Амуре и порт Ванино являются, пользуясь международным языком программ стратегического развития, – «треугольником развития» (Development Triangle), «производительным треугольником» (Productive Triangle) по типу проекта «Треугольник развития Париж – Берлин – Вена».

Концентрация сил через создание коридора развития и производительного треугольника позволит решить проблему рассредоточения производительных сил по причине больших расстояний, разбросанности отдельных населённых пунктов и отсутствия всего комплекса инфраструктур развития территории и обеспечения высокого качества жизни.

Комсомольск-на-Амур в рамках такой стратегии должен быть нацелен на обеспечение космических программ с помощью своего недоиспользуемого высокотехнологичного производственного потенциала. Космическая деятельность даст толчок к освоению современных технологий, расширятся масштабы использования в интересах региона космических систем связи, телевидения, навигации, исследования природных ресурсов, экологического контроля и других. Неизбежное в среднесрочной и долгосрочной перспективе расширение международного сотрудничества в космосе, в том числе со странами Юго-Восточной Азии, позволит успешно конкурировать с Китаем, стремящимся освоить рынок коммерческих пусков. Для организации успешной космической деятельности следует создать на базе космодрома большой космический пул с участием Японии, КНДР, Кореи и Китая, что даст больше, чем 6-10 запусков в год и позволит сделать «Свободный» и российский Дальний Восток одним из ведущих игроков на мировом рынке пусков.

Вторым важнейшим направлением развития Дальнего Востока является создание системы производства уникальных биоресурсов: наивысшего качества пищи и различных натуральных пищевых продуктов и препаратов для региона, России и на экспорт (рыба, соя, лекарственные растения, дикоросы, особые травы и деревья и пр.).

Исключительное значение имеет правильная организация добычи и переработки морепродуктов. Речь идёт о создании инновационного рыбного кластера, позволяющего России стать мировым лидером. Организация такого кластера позволит создать новую промышленную логистику, обеспечить дополнительную перспективную занятость и интенсивную циркуляцию мировых финансовых средств вокруг российских биоресурсов.

Для этого в наличии есть все условия. Однако предварительно необходимо принять давно назревшие решения, связанные с обязательным переводом сбыта добываемых морепродуктов из нейтральных вод и заграничных государств на российскую территорию, а также с переводом основной части рыболовного флота под российский флаг. Должна быть также реализована программа строительства нового рыболовного и торгового флота, модернизации Тихоокеанского военно-морского флота.

В изучении и глубоком освоении Тихого и Мирового океанов лежит поистине неисчерпаемый ресурс для завоевания Россией мирового лидерства на Дальнем Востоке. Для океанических программ необходимо обеспечивать опережающее развитие науки, в частности, расширять возможности и усиливать практическую ориентацию до сих пор во многих отношениях передового Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН.

Ракетные и биоресурсные программы с опорой на стихии космоса и океана могут и должны стать опорными для восстановления, развития и общего подъёма Дальнего Востока, его превращения в регион-лидер для России и Северо-Восточной Азии.

От констатаций о тяжёлой «естественно сложившейся» ситуации пора переходить к проектированию и региональной переорганизации Дальнего Востока. Пора ставить в качестве практической задачи государства образование нового «искусственного» региона.

Главной особенностью нового региона должно стать то, что он изначально планируется в качестве лидирующего и интегрирует на своих собственных российских основаниях усилия и капитал дальневосточных ближних (Япония, Китая, Корея) и дальних «западных» (США, ЕС), «южных» (Малайзия, Индонезия и другие страны Нусантары) и «восточных» соседей (Латинская Америка).

Данный регион или район условно можно назвать, чтобы обозначить его географическую основу и определить преемственность с Приамурьем и традиционным неофициальным названием территории — Амурский край, Амурским.

Опора нового региона на великую реку Амур имеет очевидный смысл ([1] Вот как определял значение Амура в марте 1846 года восточно–сибирский генерал–губернатор В.Я. Руперт (следующим стал Н.Н. Муравьёв) в записке царю: «Амур необходим для восточного края России, как необходимы берега Балтийского моря для западного его края, необходим как для расширения наших торговых связей с Китаем, и вообще с Востоком, как для решительного утверждения Русского флота над северными водами Восточного океана, так и для быстрейшего и правильнейшего развития естественных богатств Восточной Сибири, всего этого огромного пространства земель от верховьев Оби до Восточного океана…» (Алексеев А.И. Амурская экспедиция 1849–1855 гг. М., 1974. С. 12).

Не случайно, в первую четверть века после воссоединения Приамурья с Россией в середине XIX столетия, в самом начале первого переселения наиболее быстро заселялась именно Амурская область. Это было естественно, так как Амур был единственным магистральным путём сообщения. Приморская область, административным центром которой был Николаевск, лежала также в пределах Амурского бассейна. Показательно, что и первая крупная самостоятельная административная единица Дальнего Востока — Приамурское генерал–губернаторство — было образовано в 1884 году «вокруг» Амура в составе Забайкальской, Амурской и Приморской областей с центром в городе Хабаровске. Это деление сохранилось до конца XIX века.). Наш Амур должен стать вторым русским Нилом (Первый русский Нил, по В.В. Розанову, — Волга) новой тихоокеанской цивилизации, организуя собой Амурскую область, Хабаровский край и Сахалин (посредством моста или тоннеля через Татарский пролив) и Северный Китай (привлекая через него государственные средства КНР и частные капиталы с китайского «Юга») в единый Амурский трансрегиональный плацдарм мирового развития.

Данный район должен получить особый статус и перейти в прямое президентское управление. Отсюда полное название могло бы быть — Амурский особый район. Особость требуется для обеспечения реалистичности решений и действий по организации Амурского района, что невозможно без изначального определения его федерального статуса.

Лидерство Амурского региона может быть обеспечено только в одном случае: если мы сделаем его форпостом новой цивилизации и центром мирового развития — тем пульсирующим фундаментальными научными открытиями и инновациями местом, которое в терминологии первых евразийцев (1920–х годов) выступит месторазвитием. Именно Амурский особый район, как минимум, должен положить начало Дальнему Востоку как «Русской Калифорнии» — самому престижному месту проживания в России – именно это является основой реального демографического развития.

Государственная программа развития Дальнего Востока, в конечном счёте, должна включать:

-план действий по развитию промышленного производства, особенно наукоемкого сектора (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Углегорск и космодром «Свободный»),
-план действий по развитию систем переработки биоресурсов всех типов,
-план действий по развитию жилищного строительства, в том числе и инновационного усадебного, массового переселения соотечественников и создания новых городских населенных пунктов в виде микрорайонов или отдельных городов, организация оригинального градостроительного развития,
-план действий по развитию транспортной (автодорожной, железнодорожной, авиационной, трубопроводной, океанской, портовой) инфраструктуры ДВФО,
-план действий по развитию энергетической отрасли, включая атомную энергетику,
-план действий по развитию свободного международного и приграничного препринимательства.

Государственная программа развития Дальнего Востока должна быть принята на пять лет (2007 – 2011 гг.) и могла бы эффективно использовать начинающееся в 2006 году 150–летие присоединения Приамурья к России и образования главных городов Приамурья: Благовещенска (1856 г.), Хабаровска (1858 г.) и Владивостока (1860 г.). Таким образом, Госпрограмма могла бы выступить пятилетним планом решительного развития Дальнего Востока.

Выполнение Государственной программы развития Дальнего Востока позволит преодолеть негативные тенденции в развитии Дальневосточного федерального округа, уничтожить предпосылки для пересмотра договоров в отношении территорий ДВФО, укрепить позиции России в АТР и создать предпосылки для развития других регионов Российской Федерации.

В конечном счёте, только такое опережающее развитие Дальнего Востока и его превращение в самый перспективный регион России создаст необходимые и достаточные условия для преодоления демографической деградации и перехода региона к демографическому развитию.


Публикации | 15:12, 07.10.2006Опубликовано: Юрий КРУПНОВ | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты