Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/11/13/10489/
Время публикации: 16:42, 13.11.2006



Борьба с коррупцией как способ устранения неугодных



Единственное лекарство в борьбе с коррупцией – серьезнейшее прояснение задач и целей верховной власти, постановка этой властью перед страной жестких целей развития.


Интервью опубликовано
Экспертным каналом "Открытая экономика"
10 ноября 2006 года.


Юрий Васильевич, по оценкам международных экспертов, в рейтинге коррумпированности Россия занимает126 место из 159, наряду с Албанией и Нигерией. Назовите основные, актуальные на сегодняшний день проблемы в этой сфере. Что мешает борьбе с коррупцией, какие пути решения можно было бы предложить?

Главное, что мешает борьбе с коррупцией, – отсутствие ясного плана развития страны. Потому что вне такого плана любого рода борьба очень часто, и это показывает мировой опыт, сводится к выяснению отношений разных группировок, кланов во власти между собой. Хотелось бы в качестве примера указать на неоднократно проводившуюся операцию «Чистые руки», которая изначально была спланирована по отношению к Италии, и после ее первого проведения в коррупции были обвинены многочисленные чиновники, которые сегодня, через 20 лет, очевидно, были выдающимися государственными деятелями Италии. Поэтому, прежде всего, необходимо ясно понимать, какие цели развития страны, и кому дается какой статус и для чего, с кого и за что спрашивается. И второе – необходимо знать, что модная и, безусловно, выгодная с популистской стороны линия на борьбу с коррупцией очень часто является всего лишь оружием для уничтожения наиболее выдающихся государственных людей.

Расскажите о проблеме институтов – законодательных, исполнительных.

Поскольку у нас отсутствуют цели развития страны, то мы в этой ситуации имеем продолжение общества личных отношений и связей, совмещенного с обществом рынка политических услуг. Отсюда эта гремучая смесь позднего социализма, как строя личных взаимоотношений, и раннего капитализма, как продажности всего и вся, приводит не столько к коррумпированности госаппарата, сколько к уничтожению государства как такового. Нельзя говорить о коррумпированности в том случае, когда по ряду направлений почти 100% решений принимается исключительно на основе негласных финансовых «пожертвований». Это уже не коррупция, это особая система, которая требует прямого честного отношения к себе. В этой ситуации становится понятным, что тот же госаппарат не столько коррумпирован, сколько является инструментом для решения вопросов не только публичной государственной власти, но всякого рода нелегитимных групп теневой, анонимной власти. Кстати, это хорошо видно на феномене рейдерства

Расскажите о своем отношении к синтезу коррумпированных чиновников и их деятельности в бизнесе. Какое влияние это оказывает?

Как раз этот момент, с моей точки зрения, чрезвычайно преувеличен. Все разговоры о том, что должно быть разъединено государство и бизнес, на самом деле, отражают борьбу с последствиями, а не с причинами. Причина заключается в том, что государство само серьезно не занимается экономикой, а оно должно заниматься экономикой, и отсутствуют цели развития страны и вообще мобилизационные планы для экономики и для чиновников. Отсюда мы попросту не можем говорить о результатах деятельности. В этой ситуации, повторюсь, феномен коррупции – лишь слабое отражение того, что есть на самом деле, потому что мы имеем феномен исполнения госвластью распоряжений теневой анонимной власти.

Какие конкретные шаги можно было бы предложить для борьбы?

Первый шаг – это создание планирующего органа, которому будет поставлен ряд задач по развитию страны. И задачи очень амбициозные, трудновыполнимые, под которые будут отобраны наиболее дееспособные управленцы. Это, на самом деле, задаст основание для того, чтобы как-то оценивать, осмысленно и объективно, деятельность всех чиновников в стране. Без наличия такого выделенного, модельного чиновничьего слоя, в напряжении реализующего цели развития страны, мы будем иметь бесконечное число абстрактных функций и других псевдокритериев, и продолжение того уровня коррумпированности, который есть. К тому же создадим сверхкоррумпированный слой чиновничества, который будет заниматься борьбой с коррупцией.

Но если создавать какой-то такой орган, то нужны люди. Как видно по последним событиям, таких людей либо уничтожают, либо как-то прикрывают.

Причина в другом - в недоопределенности власти, государства. По самым принципиальным вопросам наша верховная власть, по большому счету, не имеет позиции. Поэтому отсюда возникает значительная зона неопределенности, «серая» зона, в которой лучшие чиновники становятся жертвой коллективных заговоров или прямого криминала. Единственное лекарство – серьезнейшее прояснение задач и целей верховной власти, постановка этой властью перед страной жестких целей развития. Вне диктатуры развития мы не дадим полномочий лучшим государственным людям, не справимся с коррупцией и с тотальной неуправляемостью госаппарата.


www.kroupnov.ru | 16:42, 13.11.2006Источник: Экспертный канал "Открытая экономика"