Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Ноябрь 2006 »»
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Личность – основа будущего общественного строя

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации19:22, 15.11.2006
задать вопросспросить Крупнова
Стенограмма Прямого диалога с Председателем ПАРТИИ РАЗВИТИЯ Юрием КРУПНОВЫМ 10 ноября в 19:10 на Радио "Говорит Москва" 92FM

Юрий СТРОЕВ: - Добрый вечер, мы начинаем программу "Прямой диалог" с Юрием Васильевичем КРУПНОВЫМ. Юрий Васильевич, добрый вечер.

Юрий КРУПНОВ: Добрый вечер.

Юрий СТРОЕВ: Тема сегодняшнего нашего диалога – "Личность – основа будущего общественного строя". Как мы это понимаем?

Юрий КРУПНОВ: Прямо так, буквально, и понимаем. С моей точки зрения и в соответствии с нашей политической программой, мы должны стремиться к такому общественному строю, где в центре всей жизни стоит личность и принцип личности является ведущим.

Юрий СТРОЕВ: В современной исторической науке все большее распространение получает термин "социальная история". Некоторые считают это весьма перспективным направлением, акцентирующем внимание на важности простых человеческих судеб, на значении малых дел в жизни общества, на определяющей роли рядовых людей в историческом процессе. В принципе, подлинная история происходит в человеческом сердце, и, если человек очищает себя молитвой, покаянием, смирением, терпением, скорбью, то его участие в своей судьбе и судьбе окружающих, а значит, и в человеческой истории, неизмеримо возрастает. Говорил же Христос о том, нет пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Как это соотносится с личностью, основой будущего общественного строя? Как вы думаете?

Юрий КРУПНОВ: Относится напрямую, поскольку в ваших словах, в том числе, и в цитатах, встречаются такие термины как "малые дела", "социальная история", "мир" и "сердце". И это все, безусловно, очень важные понятия, которые связаны между собой, но всегда возникает вопрос: а что мы имеем ввиду, когда это говорим, действительно ли мы за этими словами можем ухватить какую-то реальность? Рассмотрим, например, популярную сейчас теорию малых дел. С одной стороны, я не отношусь к ее сторонникам, поскольку часто она используется для оправдания отказа от каких-либо исторических действий вообще, от серьезной общественной мобилизации на организацию развития страны. Но, с другой стороны, стоит внести ясность в само понятие "малых дел". Скажем, когда Махатма Ганди только начинал свою подвижническую деятельность в Индии, бросив свои успешные адвокатские занятия и перестав быть юристом, к нему относились достаточно снисходительно и не считали каким-то значительным явлением индийской истории. Однако уже ко второй мировой войне Махатма Ганди (напомню, "махатма" – "великая душа") фактически представлял собой ключевое лицо Индии и был человеком, напрямую творившим историю. И здесь возникает вопрос: что считать малыми делами, а что – великими, грандиозными свершениями одного человека?
То же самое относится и к теме сердца. Безусловно, Вы правы: ни в коем случае никакие мирские богатства не могут быть тождественны правде сердца, это абсолютно верно. Но, с другой стороны, не всегда ясно, как проверить, где правда сердца, а где только дума о ней или просто имитации правды сердца. То есть, принцип личности, на мой взгляд, – это принцип, который позволяет более серьезно обсуждать все эти темы, ведь личность является категорией и реальностью, пришедшей в мир с явлением Христа. Иными словами, личность – это исключительно христианская категория.

Понятие личности означает лишь одно: нет абстрактного человека. Мы говорим: человек, ради человека, для человека, против человека. А личность обозначает высшую реальность в человеке и впервые позволяет говорить о человеке не только в абстрактном плане, но и как о том высшем, что дает возможность существовать самому обществу и совершать любые действия, тем более, исторические свершения. Поэтому, пока мы не начнем понятия сердца и правды сердца мерить принципом личности, это будут, на мой взгляд, достаточно абстрактные категории.

Юрий СТРОЕВ: У нас есть уже звонок. Владимир Иванович, здравствуйте. Мы слушаем вас.

Слушатель: Здравствуйте. В прошлый раз Юрий Васильевич говорил о разрушении экономики. Я не согласен, что оно произошло сознательно. Здесь сказался как раз человеческий фактор. Разрушение экономики, по-моему, произошло по недоумению. После начала реформирования валютного законодательства курс рубля к доллару США с 89-го по 91-й год уменьшился в 250 раз. Причиной этому был как раз человеческий фактор. Это привело к увеличению цены импорта, который в совокупном потреблении России составлял больше половины. Из-за того, что цены на российские товары не увеличивались, у предприятий не нашлось денег на покупку материальных ресурсов, что привело к остановке производства на большинстве российских предприятий. Поэтому и опустели российские прилавки в 1991 году. Когда в 1992 году разрешили свободное ценообразование, значительно возросли цены и на импорт, и на многие российские товары и услуги. Из-за того, что зарплаты и пенсии большинства россиян не увеличивались в полном соответствии с ростом уровня цен, так называемой инфляцией, в 1992 году произошло затоваривание большинства российских предприятий. Из-за значительного роста цен без соответствующего роста зарплат и пенсий произошло значительное снижение подвижности населения, из-за чего резко уменьшилось количество рейсов самолетов, поездов, междугородних автобусов. Из-за того, что самолеты стали меньше летать…

Юрий КРУПНОВ: Да, понятно. Вы знаете, здесь с Вами и спорить, с одной стороны, не о чем, потому что формально вы правы. Но, с другой стороны, нельзя все представлять в таком объективистском ключе. Нельзя исходить исключительно из наличия определенных законов, естественных законов, которые сами по себе в общественной жизни приводят к некоторым последствиям, ведь смысл личности человека и заключается в том, чтобы осознавать эти естественные процессы и принимать искусственные меры. То есть, личность, – это всегда любовь и действие. Если мы все сводим к некоторым абстрактным естественным процессам, примерно таким, как падение тела на землю в соответствии с законами Ньютона, то мы просто уничтожаем фактор личности и этими псевдо-объективными законами снимаем с людей персональную ответственность. Поэтому я принципиально с Вами не согласен. Да, разного рода недоразумения, о которых вы говорили, имели ясные следствия, и, возможно, они составляли именно такую цепочку, которую Вы нам описали, но вопрос в том, почему руководство не предпринимало действий, которые должно было предпринимать. И второй момент, очень важный. Вы знаете, когда говорят о том, что определенные события произошли по недоумению, потому, что "так получилось", то это не только снятие ответственности с власти, что, на мой взгляд, недопустимо, но это и какая-то современная мода – не понимать смысл и роль власти. Власть – это концентрированная ответственность за регулирование общественной ситуации. Помните, Борис Николаевич Ельцин, для того, чтобы приобрести популярность, один или даже два раза проехал в троллейбусе, якобы избавляясь от привилегий. На мой взгляд, это и есть уничтожение идеи власти и понимания смысла власти. Власть, напротив, должна иметь максимум привилегий для того, чтобы решать задачи общественного развития. Но и спрашивать с нее надо предельно жестко, поскольку она имеет привилегии лишь для того, чтобы активно решать стоящие перед ней вопросы. Что значит "по недоумению"? Неужели, скажем, Горбачев, Рыжков или Павлов не могли привлечь экспертов или не могли уйти в отставку, если не понимали, что происходит? Недоумением можно все оправдать, но власть не имеет на него права. В конце концов, власть должна признавать свои ошибки.

Юрий СТРОЕВ: Юрий Васильевич, давайте вернемся к личности, а не к власти. В чем, на ваш взгляд, заключается природа личности?

Юрий КРУПНОВ: Природа личности заключается в том, что человек создан по образу и подобию Божьему, поскольку, по учению ряда православных богословов (здесь, прежде всего, необходимо сослаться на Максима Исповедника), личность – это и есть частица Бога в каждом человеке. И в этом смысле, понимая абсолютную нетождественность, несравнимость сторон в аналогии Бога и человека, нужно также понимать, что все высшее и великое, что есть в человеке и составляет его личность, ниоткуда, помимо его изначального происхождения, появиться не может. Поэтому Максим Исповедник и некоторые другие богословы развивали теорию, понимавшую личность как частицу божества в ипостаси человека.

Юрий СТРОЕВ: Мы как раз приходим к тем малым делам, о которых апостол Павел говорит в послании к коринфянам: дары различны, но дух один и тот же, и служение различно, а Господь один и тот же, и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Вот, личность, в соответствии с этим, какую роль должна играть в социальном обществе?

Юрий КРУПНОВ: С моей точки зрения, личность и должна играть в мирском обществе ключевую роль, и общество должно делать ставку на личность. Очень важно различать понятия личности и индивида, потому что просто отдельно взятый человек, индивид, не требующий от себя выявления своей высшей цели и служения высшей реальности, личностью не является. Человек не является готовой личностью, способной к действию, лишь по определению. В персоналистском, личностном общественном строе, который строится и существует вокруг личности, конечно, надо делать ставку на личность. Я поясню. Вы знаете, последние 20 лет, то есть, наиболее сознательный и активный период моей жизни, я пытаюсь понимать, кто в России и в мире отвечает за возможности развития той или иной сферы промышленности, той или иной сферы практики, скажем, здравоохранения, образования и т.д. Сейчас, когда я знаю всех лучших экспертов и специалистов во всех областях, я прихожу к удивительному открытию: за каждую сферу, за каждый способ развития той или иной сферы, как правило, отвечает один, максимум, два человека. То есть, всегда есть какие-то особенные люди, личности, которые, благодаря и чему-то высшему, и своему собственному труду, держат значительный сектор общественного устройства. Если этого не понимать, то вообще ничего невозможно сделать. Можно принимать тысячи постановлений, тысячи указов, но дело не будет идти. Поясню это на еще более простом примере. Если мы возьмем любой национальный проект (я полностью разделяю идею о необходимости национальных проектов), мы будем удивлены тем, что наиболее значительные люди в России не вовлечены в реализацию этих проектов. Это примерно то же самое, что осуществлять космические проекты без Сергея Павловича Королева, атомные проекты – без Игоря Васильевича Курчатова, то есть, без людей, благодаря уникальным и неповторимым личностям которых и было сделано невозможное в кратчайшие сроки. Я слежу за ходом реализации национальных проектов, и вижу там огромные деньги, прекрасную идею, благие пожелания, но не вижу уникальных личностей…

Юрий СТРОЕВ: Почему? А Дмитрий Медведев?

Юрий КРУПНОВ: Дмитрий Медведев – скорее, организатор, менеджер по реализации национальных проектов. Но я не вижу генеральных конструкторов каждого проекта, например, человека, который четко понимает и знает, что делать с российским образованием. Не вижу я таких людей и в проектах здравоохранения, доступного жилья или, соответственно, сельского хозяйства. Назовите мне по одному человеку, который является первым в этой области, который нам в десяти словах объяснит доктрину, видение, суть дела.

Юрий СТРОЕВ: Зурабов разве не объяснит?

Юрий КРУПНОВ: Конечно, не объяснит.

Юрий СТРОЕВ: Почему?

Юрий КРУПНОВ: Потому что Зурабов никогда не выступал по поводу предметных вопросов здравоохранения, и, надо отдать ему должное, даже не стремится этого делать. Он обсуждает организационные условия, различного рода экономические стимулы, однако непонятно, кому и для чего это нужно. Вот, скажем, очень простой пример. Если предельно просто отнестись к здравоохранению, то в чем его смысл? Самое простое, то, что на поверхности, – снижать смертность. У нас огромная смертность. 16 случаев на 10 тысяч человек – это гигантская цифра, в два-три раза большая, нежели в благополучных европейских странах и, кстати, в два раза большая, чем в позднем СССР. Казалось бы, у нас есть хороший резерв для снижения смертности, который можно направить на национальные проекты. Но, во-первых, такая задача не ставится, а во-вторых, у нас медицина вообще за смертность не отвечает. Получается, что за смертность отвечает Госкомстат, который собирает статистику и больше с ней ничего не делает. Следовательно, нужен проект снижения смертности. Я знаю человека, у которого он есть. Это Сергей Петрович Ермаков, выдающийся демограф, экономист и статистик. Но он не состоит в числе тех людей, которые реализуют этот национальный проект. Возникает вопрос о принципе личности и его отношении к общественному устройству и практическому управлению. Для того, чтобы сделать любое дело, нужно найти, вырастить, воспитать уникального человека, за которым стоит уникальная личность, если хотите, судьбой, историей и Богом предназначенного для решения этого дела. Если этого не делать, все будет, как говорил Виктор Степанович Черномырдин: "хотели как лучше, а получилось, как всегда".

Юрий СТРОЕВ: В принципе, получается, что такой коллективной социальной личности в обществе не существует, и она может существовать только в церкви, где отдельная личность представляет части тела Христова, и в их коллективности обитает одна личность –Христос. Подобное в принципе невозможно в социальной сфере.

Юрий КРУПНОВ: Понимаете, тут вопрос несколько иной. Допустим, мы будем обсуждать церковь или соборность, но здесь возникают очень тяжелый вопрос: а что это означает? Скажем, простые мальчишки, во многом, атеисты и безбожники, умирали на полях Великой Отечественной войны и при этом формально не были в церкви как институте, но фактически спасли и мир, и Россию, дали нам возможность жить. Они в церкви были или не в церкви, когда вышагивали из окопов и шли на смертный бой и умирали во имя всех. Вопрос в том, что есть церковь, где она? Это основная проблема.

Юрий СТРОЕВ: …в каждом, в личности…

Юрий КРУПНОВ: Тогда мы приходим к протестантизму. Я все же не хочу отделять церковь как институт от конкретного человека, но я бы обсуждал не такие, я бы сказал, сложные вопросы, не в том смысле, что их обсуждение требует экспертного мнения представителя Русской Православной Церкви, а в том смысле, что важны другие вещи. Более важно обсуждение действий, поступков, реальных событий. По существу, я с вами согласен: только в церкви, не как институте, а как теле Христовом, возможны соединение и соборность, которые дают возможность для любого исторического дела.

Юрий СТРОЕВ: Поэтому я об этом и говорю. Скажите, когда Вы утверждаете, что только личности могут планировать и осуществлять развитие страны и обеспечивать ее мировое лидерство, как Вас понимать?

Юрий КРУПНОВ: Буквально. Мы, безусловно, должны сопоставлять свое развитие с тем, что происходит в мире. Скажем, умнейшие предприниматели из Амурской области, сравнивая наше сельское хозяйство с китайским, говорят, что китайцы сегодня овладели лучшими мировыми аграрными технологиями и в два-три раза лучше работают в сельском хозяйстве именно как менеджеры, как организаторы производства. Вот прямое сравнение, после которого сразу возникает вопрос: а почему мы так не можем работать и нужно ли нам так работать? Я думаю, что нужно. Далее появляется следующий вопрос: а кто конкретно, в той же Амурской области или в масштабах страны, научится сам и научит других работать в сельском хозяйстве с такой же эффективностью? Для меня очевидно, что эту задачу может решить очень ограниченное число людей. Этих людей надо искать, иначе будут лишь бесконечные разговоры, сетования на трудности жизни, но ничего не произойдет.

Юрий СТРОЕВ: У нас есть телефонный звонок. Ольга, мы слушаем вас, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте! Юрий Васильевич, мне кажется, что личности появятся тогда, когда к власти придет сильная личность. Вспомним Петра Первого, создавшего вокруг себя сильное окружение. Вспомним очень интересный пример Китая, где главный герой всех сказок – не Иван-Дурак, а чиновник, сильная личность. Как ни странно, в малом бизнесе современного Китая чиновники не мешают, а у нас чиновники забивают малый бизнес. И, пожалуйста, прокомментируйте феномен Китая, он очень интересен.

Юрий КРУПНОВ: С моей точки зрения, Китай очень сильно консолидируется вокруг государства при жесткой идеологии и понимании общих целей развития страны. В Китае коммунистическая партия во многом давно отошла от каких-либо догматов марксизма, которым, возможно, и не очень следовала, но сохранила свое первенство и жесткое руководство страной. Там мы видим дисциплинированное китайское общество и желание страстное наращивать свой успех, прежде всего, в экономике, что вообще свойственно китайцам. Китайцы очень любят экономику и устремлены к ней. И даже многие культурологи говорят о том, подобно протестантам в Западной Европе, якобы, и составившим основу капитализма, китайцы – прирожденные капиталисты, которые стремятся к экономической выгоде. Наконец, необходимо понимать, что для Китая торговля или мелкое крестьянское хозяйство и по историческим причинам, и с точки зрения последних 30-40 лет (там ведь индустриализация в полном масштабе сейчас только идет) – это более привычная и органичная форма. У нас же ситуация совершенно другая, и надо ее по-другому, как мне кажется, осмыслять. Во-первых, у нас малое предпринимательство может существовать только вокруг развитой крупной промышленности, и если мы такой промышленности крупно развитой не имеем, то, на самом деле, не будет нормальной жизни и у малого предпринимательства. И не столько из-за чиновников, а прежде всего из-за отсутствия правильных производственных кооперативных цепочек. Это ключевой момент. Во-вторых, поскольку отсутствует промышленная система, отсутствует созидательный, творческий, совестливый труд – основа жизни в стране. Малых предпринимателей огромное количество и им, конечно, с чиновниками справиться невозможно, и, к сожалению, недобросовестные чиновники чувствуют свою корпоративную силу. Но, еще раз повторю, сравнивать Китай и Россию, располагая их в одной плоскости, невозможно. Мы – принципиально разные страны и живем на разных принципах. Согласен с Вами в главном, в том что нужна личность. И закон существования личности, если так можно сказать, состоит в том, что она не боится существования рядом с собой других личностей. Напротив она может существовать только в диалоге и в общении с личностями. Поэтому, пока у нас в стране не будет в качестве главного принципа общественного устройства принят и всеми разделен принцип личности, то у нас на всех уровнях не будет отдаваться первостепенное право управлять именно личностям. Это мне кажется неправильным.

Юрий СТРОЕВ: У нас есть еще один звонок. Григорий, добрый вечер, мы слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, Вы свой общественный строй строите на пустом месте, как, скажем, Америка строилась в свое время? Учитываете ли вы теорию Данилевского, Шпенглера, Тойнби о наличии цивилизации, и как вы цивилизацию собираетесь встроить в свое новое общество? Спасибо.

Юрий КРУПНОВ: Спасибо вам огромное! Поскольку этот вопрос – настоящий подарок для меня, потому что я как раз считаю и готов аргументировано доказать, что русско-российская цивилизация, более чем тысячу лет существующая, как раз всегда строилась в той или иной форме на принципе личности. Я предлагаю не уничтожить все прежнее для того, чтобы построить некий райский строй вокруг личности, а как раз считаю, что единственный способ сохранить нашу самобытность и уникальную российскую цивилизацию – это именно принцип личности. Я хотел бы для примера процитировать Ивана Васильевича Киреевского, писателя, философа, мыслителя начала XIX века, который так и писал: «В устройстве русской общественности личность есть первое основание». Таким образом, ни в коем случае не сговариваясь со мной, Иван Васильевич также утверждал, что русская общественность, русское общественное устройство, русская цивилизация строятся на личности. Другое дело, что мы часто путаем личность и индивида, и в этом заключается большая ошибка.

Юрий СТРОЕВ: Вы как раз хотели объяснить, чем отличается личность от индивида…

Юрий КРУПНОВ: Личность не может существовать вне соборности. Кстати, когда говорят о соборности и противопоставляют ее отдельным личностям, допускают, на мой взгляд, серьезную ошибку, потому что соборность не есть масса подобных, а есть абсолютно различенные личности, объединенные, однако, в общем деле и в общности происхождения, поскольку все созданы по образу и подобию Господа. Когда они это понимают, чувствуют, одновременно переживают, возникает момент соборности. Ведь соборность – это не просто, скажем, кинозал, где все одинаково голосуют. Поэтому личность и соборность, личность и коллективность абсолютно не противостоят друг другу. Напротив, личность без предельного общественного поступка, без действий вообще невозможна. Индивид же – это просто выделенный человек. Алексей Федорович Лосев, наш выдающийся философ и историк античности, обращал внимание на то, что ни в коем случае нельзя путать личность и индивид. Индивид – это любой выделенный объект. Скажем, стоят два стула, и они индивидуальны, потому что один стул отличается от другого, на одном нацарапано что-то, а на соседнем – нет. Индивид – это тоже очень важно. Мы тоже разные люди, и отличаемся друг от друга. И это нормально, это хорошо, но личность – это высшая реальность каждого человека.

Юрий СТРОЕВ: На конкретных людях можно объяснить, кто есть личность, кто есть индивид? Гитлер, Ленин, Менделеев, Петр Первый, Ломоносов, Ньютон, кто из них личности, а кто индивиды?

Юрий КРУПНОВ: Вы знаете, во-первых, в русской и православной традициях никогда не было разделения людей на категории вообще. Потому что все люди равны перед Богом, и все имеют частицы Божества в себе. Эта частичка и есть личность. Другое дело, кто как с ней работает. Теперь по поводу Гитлера. Гитлер, на мой взгляд, не сумел выявить полноту личности, являясь, безусловно, неординарным человеком, исключительно талантливым, это никто у него не может отнять, по одной простой причине: он привел немецкий народ к тупиковой ситуации. А, между тем, личность – это тот, кто может уловить историческое устремление народа, и реализовать его, поскольку на данный период времени оказался у власти. Гитлер же, что окончательно стало понятно 9 мая 1945 года, привел весь свой народ к абсолютной катастрофе.

Юрий СТРОЕВ: А Ленин?

Юрий КРУПНОВ: А Ленин - нет. Ленин, с моей точки зрения, ни в коем случае не может быть сопоставлен с Гитлером и Сталиным, так же, как, если быть исторически объективным и реалистичным, ни в коем случае нельзя отождествлять фашизм и коммунизм.

Юрий СТРОЕВ: Почему?

Юрий КРУПНОВ: Потому, что идея фашизма, точнее нацизма, будем точными, строилась на том, что не все люди равны. Подразумевалось, что есть существа высшего порядка, есть существа низшего, поэтому одни могут быть рабами. В данном случае эта роль готовилась славянам, прежде всего, русскими, которые недочеловеки. Соответственно, нужно было их колонизировать и использовать имеющиеся ресурсы.

Юрий СТРОЕВ: Но Ленин в тех же словах говорил и о русских.

Юрий КРУПНОВ: Ленин о русских так напрямую не говорил. Даже, если он что-то говорил и писал обидные для русских вещи, то в любом случае это не было программой и политической идеей.

Юрий СТРОЕВ: А концлагеря, а Соловки, кто их выдумал?

Юрий КРУПНОВ: Концлагеря и Соловки, они существовали, к сожалению, при всех режимах, в той или иной форме…

Юрий СТРОЕВ: Когда? Вот при царизме, разве это существовало? Юрий Васильевич, ответьте.

Юрий КРУПНОВ: Говоря о периоде царизме можно вспомнить Аракчеева и т.д. Если допустить мысль, что при царизме этого не существовало, концлагерей и насилия внутри государства, то, возможно, я повторяю, возможно, именно в этом стоит искать корни событий февраля и октября 17-го года. Именно из-за этого царизм и прекратил свое существование. Давайте мы не будем путать кислое с пресным, потому что при любом строе должно быть и есть государственное насилие и существование общества обусловлено проявлением определенного насилия со стороны государства…

Юрий СТРОЕВ: Насилие насилию рознь!

Юрий КРУПНОВ: Моя мысль в том, что Гитлер привел свой народ к катастрофе. Ни про период Ленина, ни про период Сталина я этого сказать не могу, потому что, на мой взгляд, с моей точки зрения, кстати, и с точки зрения нашего выдающегося социолога и филолога Александра Александровича Зиновьева и многих других достойнейших людей, СССР – это наивысшая форма существования русской уникальной цивилизации на протяжении всей истории.

Юрий СТРОЕВ: Как же вы тогда одновременно говорите о Боге и об атеистическом СССР, как это можно совместить?

Юрий КРУПНОВ: А вы знаете, мне все эти разговоры по поводу безбожного Советского Союза, мне, человеку православному и абсолютно верующему, кажутся абсолютно несерьезными, потому что вы сначала постройте индустриальную державу, вы выиграйте великую войну, а после этого я вообще с вами разговаривать буду. Согласитесь, очень хорошо, кормясь все еще запасами СССР, сидеть на теплых лавочках и, отрастив бороду, рассуждать про то, что было богооставлено. А я лично не считаю, что Александр Матросов и Зоя Космодемьянская , которые, наверное, не ходили в церковь и не говорили про Бога, были как бы вне Бога, вне истории, вне русской цивилизации.

Юрий СТРОЕВ: У нас есть звонки телефонные. Виктор, мы слушаем вас.

Слушатель: Юрий Васильевич, я, честно говоря, не понимаю, что вы имеете в виду под этим определением – принцип личности, я не сталкивался в социологических или в других каких-то отраслях с таким понятием. Личность, в таком примитивном изложении - , это просто сильный индивид, который способен вести за собой, талантливый и т.д. Но это, скорее явление эмоционального порядка, повторяю, опять же не социального. Теперь, второе, я хотел бы у вас спросить, вы много рассуждаете по поводу проектов, по поводу участия сильных личностей в этих различных проектах, а как вы считаете, независимо от конкретной обстановки, которая в стране сейчас, независимо от той социально-экономической системы, в которой мы существуем, всегда ли это можно осуществить?

Юрий КРУПНОВ: Для меня, очевидно, что личность есть основа всего и начало всего. Не будет личности, не будет никакого гармоничного общественного, социального начала. Полностью не согласен с вами по поводу того, что личность есть категория эмоционального порядка, а не социологическая, не социальная. Любое социальное движение, любой социальный рост и развитие строится только на основаниях и вокруг личностей. Иначе альтернатива – социальная деградация. Если мы возьмем серьезную социологию, тем более, проектную, то есть, ту социологию, которая дает нам возможность что-то строить, а не просто спорить и обсуждать, то мы неизбежно столкнемся с понятием принципа личности. И, второе, говоря о проектах, я и имею в виду, что мы всегда исходим из конкретной исторической ситуации. Обсуждая реализацию ситуационных экономических, финансовых, агротехнологических и лесных проектов, очевидно, что они не имеют возможности для реализации вообще без личностей, которые являются носителями этих проектов, потому что проект – это всегда личность. Поэтому, я утверждаю, что личность, это не просто эмоциональный порядок, пусть этим занимается наука. А для практического общественного строительства мы должны исходить из принципа личности. А ученые пусть читают книжки, развиваются, мы будем приветствовать их научные достижения.

Юрий СТРОЕВ: У нас еще один звонок. Вадим.

Слушатель: Я бы хотел вернуться к российско-китайским экономическим отношениям. Вот такие святые Русской Православной Церкви, как Иван Кронштадтский, Афонский, Серафим Вырецкий, Лаврентий Черниговский, Матрена Блаженная предупреждают нас о мощной китайской агрессии против России. А предсказания русских святых сбываются всегда. Это двухтысячный опыт показал. И пренебрегать этим не надо, один раз пренебрегли сведениями перед Второй мировой войной и немецкие танки покатались по степям Калмыкии.

Юрий КРУПНОВ: Я понимаю вашу озабоченность но, на мой взгляд, все-таки ситуация чуть сложнее, потому что, дело, к сожалению, не в агрессии и экспансии, а дело в нас. И мне здесь более важными кажутся слова Константина Николаевича Леонтьева, кстати, в последние годы он был монахом, то есть, в этом смысле пусть и не объявленного официально святым, но человек не далеким от церкви, скажем так. Так вот Константин Николаевич Леонтьев в письме Розонову в 1899 году, что основная проблема в том, что мы обезьянничаем и хотим быть европейцами, отказываемся от собственного бытия, от собственной самобытности, если мы так и дальше будем обезьянничать, то пусть нас захватят китайцы. В этом смысле я больше согласен с Константином Николаевичем Леонтьевым, и думаю, что проблема не в некой китайской экспансии или агрессии, а проблема в нас. И дальше это очень легко переносится на проблему торговли вооружений и вооружения Китая. А источник проблемы в том, что мы не развиваем собственную армию, что мы только в последние, буквально, два года начали резко финансировать перевооружение армии, модернизацию, и это очень важно, но этого всего недостаточно, это не развитие, это пока только латание дыр. Нужен проект новой российской армии, нужен совершенно другой подход к вооружению.

Юрий СТРОЕВ: Есть еще один звонок. Здравствуйте, Александр, мы слушаем вас.

Слушатель: Здравствуйте, у меня к вам такой вопрос. По-вашему, был ли Сталин большевиком-коммунистом и был ли он христианином?

Юрий КРУПНОВ: С моей точки зрения, Сталин является выдающимся мировым политиком XX века, и, возможно, это был первый и главный политик XX столетия. И заслуга Сталина, безусловно, заключается в том, что он сумел взять на вооружение доктрину построения социализма в отдельно взятой стране. Построение социализма в 20-30-е годы прежде всего означало поддержание традиций российской цивилизации…

Юрий СТРОЕВ: Это же Зиновьев провозгласил, а не Сталин.

Юрий КРУПНОВ: Первый раз написал об этом Владимир Ильич Ленин, а не Зиновьев, это, во-первых, и, во-вторых, суть не в том, кто, когда провозгласил, а суть в том, кто взял эту доктрину на вооружение. И независимо от того, как мы эмоционально будем настроены по отношению к фигуре Сталина, мы должны сказать, что Сталин, как первый мировой политик, безусловно, личность и личность признаная, и я думаю, что именно вот этих деяниях он являлся христианином, хотя и не заявлял об этом.

Юрий СТРОЕВ: Юрий Васильевич, сегодняшний идеолог Сурков сказал, что вот есть две ноги, одна нога, это «Единая Россия», другая - «Справедливая Россия», а ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ, какой ногой является?

Юрий КРУПНОВ: Хотелось бы, чтобы ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ была партией действия, партией личностей, а не партией ног, рук, ступней, не знаю, ботинок или еще чего-нибудь. Я и ни в коем случае не хочу здесь какие-то обидные слова говорить по поводу «Единой России» и «Справедливой России» - это крупные политические организации и они имею право на существование, но ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ не претендует на громадность этих двух структур. ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ видит самую главную свою задачу – собрать тех людей, может быть это будет тысяча человек, которые способны организовать развитие страны по всем направлениям и отраслям, необходимым сегодня. В этом задача. Для этого партия не должна быть громоздкой, она должна быть, главное, дееспособной.

Юрий СТРОЕВ: Вы себя считаете той личностью, которая может планировать и осуществить развитие нашей страны, обеспечить мировое лидерство России?

Юрий КРУПНОВ: Пока нет, но я стараюсь, чтобы со временем это стало возможным.

Юрий СТРОЕВ: Спасибо большое. Наше время уже подошло к концу. Это был «Прямой диалог» с председателем ПАРТИИ РАЗВИТИЯ Юрием Васильевичем Юрий КРУПНОВЫМ, до свидания, до следующей пятницы.


Прослушать аудиозапись передачи:

http://www.kroupnov.ru/dialog_gm/1011061.mp3 12,4 Мб высокое качество

http://www.kroupnov.ru/dialog_gm/1011062.mp3 4,98 Мб среднее качество

http://www.kroupnov.ru/dialog_gm/1011063.mp3 2,49 Мб низкое качество


Публикации | 19:22, 15.11.2006Опубликовано: Юрий КРУПНОВ | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты