Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Февраль 2007 »»
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Цивилизационное продвижение - через транспортные системы

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации15:45, 08.02.2007
задать вопросспросить Крупнова
Лидер ПАРТИИ РАЗВИТИЯ Юрий КРУПНОВ и академик РАЕН Юрий Громыко, авторы стратегического доклада «Транспортное цивилизационное продвижение — конкретный сценарий развития России» , ответили на вопросы журнала Executive Intelligence Review (EIR). Мы приводим полный текст интервью на русском и английском языках.

EIR: Вы только что вернулись в Москву из Индии, ваш визит совпал с официальным визитом Президента России Владимира Путина, который пришелся на 25 и 26 января. Россия, Индия и Китай составляют некий «стратегический треугольник», как его назвал бывший премьер-министр Примаков. Каково было основное значение этого дипломатического события, на ваш взгляд?

Юрий Громыко: Основное значение данного события состоит действительно в реализации идеи Примакова и Ивашова о стратегическом треугольнике в Евразии: Россия- Индия –Китай. Не случайно В.В.Путин специально подчеркнул необходимость наращивания взаимодействий России, Индии и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Переговоры велись с Индией, но был также упомянут добрососедский Китай. Очень важно, что эти переговоры России и Индии не были переговорами против США, но выступили в качестве другого вектора развития Индии.

Юрий КРУПНОВ: Вместе с тем стало очевидно, что Россия оказалась не готова к тем гигантским перспективам двустороннего сотрудничества, которые открылись в ходе подготовки и осуществления визита. По существу обнаружилась необходимость построения уникальных отношений между нашими двумя странами на принципах взаимного геополитического усиления. Россия могла бы помогать Индии становиться главной державой Южной Азии, а Индия помогла бы России восстанавливать себя в качестве мировой державы.

EIR: В прошлом в торговых отношениях России и Индии доминирующим фактором была продажа оружия. В настоящее время подписан меморандум о ядерном сотрудничестве и первый вице-премьер А.Жуков заявил, что Россия могла бы заключить контракты на строительство около 10 ядерных реакторов мощностью в один гигаватт в Индии в случае позитивных отношений между Индией и Группой Ядерных Поставщиков. Можно ли считать это началом «ядерного возрождения»?

Юрий КРУПНОВ: Ренессанса, т.е. возрождения, в отношениях между Россией и Индией в области ядерной энергетики абсолютно недостаточно. Реакторы, о которых шла речь, являются морально устаревшими и в ближайшие годы не смогут составить конкуренцию американо-японским (Westinghouse-Toshiba) и французским (AREVA) реакторам. Реальный прорыв здесь лежит в области совместной стратегии по переходу к замкнутому ядерному топливному циклу на основе реакторов на быстрых нейтронах (БН). Индия имеет уникальные разработки на основе тория, а Россия – на основе урана-238.

EIR: Запланированные заводы будут снабжены реакторами класса ВВЭР-1000 с водяным охлаждением, усовершенствованными в СССР. Только ли Российско-Индийские переговоры вокруг новых ядерных технологий, включая технологии ториевого цикла, представляют значительный интерес в Индии?

Юрий Громыко: К сожалению, предметом прямых переговоров не стали новые инициативы по прорыву к разработке ядерных технологий следующего поколения, связанные с технологиями ториевого цикла и производства реакторов на быстрых нейтронах. Хотя в кулуарных проработках с экспертами с индийской стороны эта тема присутствовала. Над многими высокопоставленными членами официальной делегации со стороны России по-прежнему довлеют рыночные призраки, созданные ельцинизмом, - как подороже продать уже имеющиеся технологии, а отнюдь не как организовать совместный прорыв в технологическое будущее. Вообще очень часто кажется, что часть официальных высокопоставленных чинов стремятся не прочитать заветные цели индийских лидеров и сделать им соответствующие предложения, но применить стратегию шантажа. Типичным образцом подобной политики, например, являются высказывания господина Константина Косачёва, главы комитета по международным делам Государственной Думы. «Пакистан, добавил Косачёв, "проявляет огромный интерес к развитию военно-технического сотрудничества с Россией. Если мы увидим здесь другие тенденции, увидим, что Индия переходит к другим поставщикам, европейским или американским, то Россия, в свою очередь, присмотрится к новым возможностям, возможностям сотрудничества с другими странами региона" (см. здесь). На наш взгляд, это недальновидная политика геополитических игр, где Россия всегда окажется проигравшей стороной. Поскольку выигрыш России - это продвижение совместно с другими странами Евразии к новому техно-промышленному, социо-культурному и цивилизационному укладу. Не вписывание в систему сложившихся рынков глобализации, а формирования новой модели миропорядка.

EIR: Сергей Кириенко, глава Росатома, недавно предупреждал, что если программа по строительству двух ядерных реакторов в год на территории России в течение двадцатилетнего периода не выдвинется на передний план, то доля ядерных реакторов в энергетическом балансе страны существенно понизится. Как проходит внедрение ядерной программы внутри страны?

Юрий КРУПНОВ: Очевидно серьёзное продвижение в переорганизации атомной сферы России и наращивании готовности к производству реакторов старого типа. Правительством принята соответствующая федеральная целевая программа и есть все основания для оптимизма. Фактически, речь идёт о грамотно организованной коммерциализации советских разработок. Однако абсолютно непонятным оказывается судьба реакторов нового поколения и перехода к замкнутому топливному циклу – а без этого реальных перспектив у российской ядерной сферы нет.

EIR: 24 января Вы и Юрий КРУПНОВ представили свой доклад «Транспортное цивилизационное продвижение» на сессии Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». Юрий КРУПНОВ, Вы возглавляете ПАРТИЮ РАЗВИТИЯ, и Вы недавно писали, что развитие может быть «национальной идеей» развития России. Пожалуйста, расскажите нам как Вы развили эту идею в рамках «транспортных коридоров», и как это было принято слушателями и участниками форума?

Юрий КРУПНОВ: Скорее надо говорить не о транспортных коридорах, а о коридорах развития, т.е. создании на выделенных территориях сверхвысокой плотности инфраструктур, передовых производств, интеллектуальной мощности. Только через такие коридоры могут быть сосредоточены необходимые ресурсы для построения нового техно-промышленного и социо-культурного уклада, который на практике позволит производить в десятки раз большую стоимость и решать социально-экономические проблемы страны. Идея коридоров развития была воспринята с интересом, поскольку через эту идею становятся понятными возможные стратегические проекты для России и для России и Индии.

EIR: Вы выдвинули развитие транспортных коридоров как что-то, что может быть Российской инициативой. Что происходит в данный момент с Транссибирской магистралью, БАМом, коридором «Север-Юг», и каковы другие важные шаги в этом направлении?

Юрий КРУПНОВ: К сожалению, указанные Вами транспортные системы функционируют с низкой эффективностью и пока не являются экономически выгодными. Кардинальное изменение ситуации наступит в том случае, если будет принято решение о переходе к строительству сверхскоростных магистралей параллельно с Транссибом и по путям коридора «Север-Юг». Это требует большой политической воли.

EIR: В своем докладе Вы озвучили некоторые предположения, что США продолжат свою политику распространения войны. Но Вы также акцентировали важность недавней разработки МГИМО «Политический Атлас Мира» (Министр иностранных дел Лавров также подчеркивал ее важность), где сказано, что все нации, включая США, Россию, Китай, Индию, Евросоюз и другие страны – должны прийти к общим интересам. Какие изменения, Вы надеетесь, произойдут в США?

Юрий Громыко: Нам представляется, что полномасштабное развитие Евразии как плацдарма планетарного управления ресурсами и системой жизнедеятельности, в соответствии с подходом Вернадского, невозможно без участия учёных и инженеров США. С этой точки зрения, стратегический треугольник Примакова-Ивашова или четырёхугольник, если включить в него ещё дополнительно Иран, не является геополитическим блоком против США. Но речь идёт о формировании условий для действительного цивилизационного развития, способного остановить финансовый геноцид значительной части населения земного шара под названием «глобализация». Глобализации должно быть противопоставлено развитие. Для того, чтобы организовать развитие с позиций России и при участии России должна быть создана объективная метрика мировых процессов. Разработка г. Мельвиля - профессора МГИМО - может рассматриваться как первый шаг в этом направлении. Но, к сожалению, эта разработка выполнена как стремление создать игровой джойстик, при помощи которого Россию можно было бы всё время помещать в центр мировых процессов, что неверно, и как всякая необъективная оценка - опасно. Данная разработка очень сильно проигрывает по отношению к идеям Побиска Кузнецова и его методологии анализа мощности стран на основе физически измеряемых величин. Недавно сотрудником нашего коллектива Сергеем Павловичем Пуденко было показано, что интересная программа объективной оценки потенциала различных государств, созданная в Академии военных наук Китая - выявление комплексной мощи государства «цзун хе го ли лунь- zong he go li lun» - восходит к работам Побиска Кузнецова. Также очень слабым моментом предложенного атласа является игнорирование состояния мировой финансовой системы, вскрытой в работах Линдона Ларуша и его коллектива.

EIR: Линдон Ларуш написал общий курс для Конгресса США «The Lost Art of the Capital Budget», в котором он показал выгоду долгосрочного вклада в физические инфраструктуры в следующие два поколения. Определит ли эта перспектива интересы США и России в рамках возрождения транспортных коридоров, о которых Вы говорили?

Юрий Громыко: Идеи Линдона Ларуша о том, что финансовая счётность может быть связана только с долгосрочными вложениями в создание физических инфраструктур в масштабе двух поколений является краеугольным камнем в наиболее реалистичных подходах к реформированию мировой финансовой системы. Без реформирования мировой финансовой системы прорывные инфраструктурные проекты оказываются нереализуемыми, а диалог цивилизаций превращается в пустую болтовню о произвольно понимаемых ценностях. Вместе с тем, разрабатываемая на основе крупных инфраструктурных проектов финансовая счётность не обязательно должна быть связана с восстановлением существующей финансовой системы, которой управляют, как справедливо показывает Линдон Ларуш, финансовые семьи, но с построением новых полюсов финансовой системы. Например, таким полюсом может быть клуб поставщиков нефти и газа и клуб основных покупателей нефти и газа. В рамках подобного клуба, куда кстати попадают Россия, Индия, Китай, Иран и ряд других государств, может оказаться значительно проще запустить разработку и осуществление масштабных инвестиционных проектов с горизонтом реализации в 35-50 лет. Может оказаться, что мировую финансовую систему надо не реформировать как единое целое, но расслаивать на основе создания новых финансовых клубов. Россия, конечно, заинтересована в создании таких клубов, которые могли бы профинансировать такой проект, например, как построение второй РЖД в России - то есть параллельно с действующей системой железных дорог создание дорог, работающих на основе магнитной подушки, а также создание двухярусных коридоров развития, отличающихся от плоских одноуровневых транспортных коридоров, где в одном ярусе (этаже) функционируют материальные процессы перемещения товаров, воды, энергии, а во втором ярусе на основе перемещения информации и знаний осуществляется геологистическое управление материальными потоками.

EIR: У России уже есть 4 национальных проекта. Как это связано с тем, что Вы называете «транспортным коридором»? Какова в этом роль Газпрома, РАО ЕЭС, РЖД?

Юрий Громыко: До настоящего момента так называемые национальные проекты не являются проектами в подлинном смысле, поскольку не обозначено, что должно быть создано в масштабах нации в результате их реализации. Это проекты без чётко понимаемого результата, построенные по принципу хорошо известной в советский период на промышленных предприятиях «социалки». Как известно, уязвимой пятой советской промышленности являлось низкокачественное производство товаров народного потребления. Поэтому целый ряд высокоразвитых технологических предприятий оборонной промышленности специально заставляли помимо основной профильной продукции производить товары народного потребления для нужд населения. Это и получило название социалки. Так вот, сегодня национальные проекты пока строятся по типу «финансовой социалки». Газпром и нефтяные компании зарабатывают огромные деньги, продавая газ и нефть за рубеж. А чтобы население не вымерло окончательно, идёт сброс денег – подкармливание населения в регионах через систему национальных проектов. Население не включается в систему высокопроизводительной стратегической занятости, оно просто подкармливается через Газпром. Ситуация с РАО ЕЭС несколько другая. Эта энергетическая корпорация могла ещё год назад стать локомотивом промышленного развития в России. В целом ряде регионов растёт потребность в энергопотреблении, превышающая 7-9%. Но РАО ЕЭС вместо наращивания производства электроэнергии занята сегодня дроблением единой энергосистемы и размещением IPO на рынке акций для привлечения зарубежных инвесторов для финансирования вновь образовавшихся компаний в результате дробления единой энергетической системы на отдельные юридические лица. Если данный подход будет продолжен, в стране может возникнуть серьёзный энергетический и даже техногенный кризис. Президент РФ В.В. Путин предупредил А.Б.Чубайса о том, что проводимая им реформа энергетической сферы начинает очень серьёзно сдерживать рост экономики. В этой ситуации именно РЖД может стать корпорацией, на базе которой могут быть созданы коридоры развития, которые выходят за рамки транспортных коридоров и объединяют промышленно-внедренческие зоны и зоны формирования новых промышленных производственных кластеров. В этом случае на основе транспортных коридоров впервые может быть создан особый институт: Всероссийская вертикаль проектов, обеспечивающая разработку и внедрение новых проектов различными предпринимательскими группами при взаимодействии с государством - держателем масштаба инфраструктурных проектов и финансовых средств. Подобных подход мог бы стать русским аналогов схемы экономики Гальмильтона-Листа, показавшей свою эффективность в своё время в США.

EIR: В своем докладе Вы упомянули об опасности этнических столкновений в России, подобных случившемуся в Кондопоге. Могут ли подобные ситуации предотвращены с помощью экономического развития? Что данные коридоры будут означать для Восточной части России - с такой низкой плотностью населения и с большим количеством иммигрантов из Азии?

Юрий Громыко: Без целей развития с позиций России, создания стратегических типов занятости для молодёжи и образованных людей возникает ситуация борьбы на локальном местном уровне за тающие мизерные ресурсы. В этих условиях самым опасным явлением может стать русских национализм, когда русские люди откажутся от своей надэтнической наднациональной миссии, связанной с развитием государственности и Евразии. Поэтому отстаивание прав русского народа в многоэтнической России - тупиковая нелепая программа. Борьба должна вестись за постановку и реализацию целей развития для всего населения страны и всей планеты. Только при подобном самоопределении русские сохранятся как русские в соответствии со своей исторической миссией и традицией.

Юрий КРУПНОВ: Без коридоров развития и без опережающего развития российского Дальнего Востока у России в целом нет будущего. Это определяется продолжающейся системной деградацией подавляющей части территорий России. Обычными решениями здесь уже не обойтись. Нужны цели развития и реальное вступление государства в управление социально-экономическим развитием, нужны долгосрочные государственные кредиты. Дальний Восток является ключом к российскому развитию. Либо мы, совместно с зарубежными партнёрами, прежде всего, с Индией, создадим здесь центр российского и мирового развития, задающий лидерство в 21 веке, - либо Дальний Восток превратится в объект международного дележа.

Английскую версию интервью можно скачать в PDF (129K)


Публикации | 15:45, 08.02.2007Опубликовано: Юрий КРУПНОВ | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты