Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/pubs/2007/04/03/10542/
Время публикации: 16:42, 03.04.2007



Имитация с деградацией



В "Литературной газете" № 14 (6114) 4-10 апреля 2007 г. опубликована новая статья лидера ПАРТИИ РАЗВИТИЯ Юрия КРУПНОВА "Имитация с деградацией".

Статья опубликована на страницах "Литературной газеты" в ходе начавшейся дискуссии о том, почему именно сейчас мы оказались «на развилке взаимоисключающих иллюзий». Иллюзий о мнимом благополучии, образ которого нам навязывают СМИ.



ВСЕ ТЕПЕРЬ – ЛЕВЫЕ!

То, что с 1960-х годов не смогли сделать пропагандисты КПСС, за последние пятнадцать лет блестяще сделал сам новорусский капитализм. Речам кремлёвских старцев он противопоставил жажду наживы в каждой точке социального бытия.

Созданную систему, конечно, можно облагообразить, превратив её в мало-мальски сносный хоспис для большей части бедного населения. И при этом до бесконечности призывать с высоких трибун всех новорусских богачей «делиться» с бедными, быть социально ответственными, не жалеть денег на благотворительность. Но природу сложившейся системы это не затронет: в ней выживают наиболее приспособленные, в одиночку или стаями, олигархи же тем временем вывозят капиталы в офшоры, а своих детей – в уютные страны.

И вот теперь до ошалевшего населения окончательно дошло, что победившие «эффективные менеджеры» сделали его непрофильным активом. Отсюда и массовый разворот от нового капитализма к старому социализму. Особенно очевидно это на чубайсовском СПС, которого коммунисты ныне справедливо обвиняют в перехвате своих самых крутых лозунгов.
Все сегодня стали левыми. Все опять делают очевидный на первый взгляд вывод: хотели капитализма – вот и получите. Теперь-то, мол, ясно, что социализм лучше.

Но, может быть, пора перестать делать очевидные и удобные для ленивого разума выводы? Может, пора осознать: дело не в том, что лучше – капитализм или социализм, а в том, как нам вернуть умственную и нравственную самостоятельность. Как из побитого испытаниями населения опять стать народом, вновь научиться не выживать, а добиваться для себя достойной жизни.

Социализм, к сожалению, никак не конкретизирует ответ на главный вопрос: что должно лежать в основании системы, которая восстановит в стране достоинство каждого человека и страну как мировую державу.
И ключом к ответу на вопрос о том, что с нами происходит, являются для меня пьесы Островского и книги Достоевского, которые по социально-экономической достоверности воспринимаются репортажами с российских улиц.

Но означает это вовсе не то, что капитализм плох или социализм хорош, а то, что действия режимов Горбачёва и Ельцина вогнали нас, страну, в 60-е годы XIX века. И проблема в том, как выбраться из позапрошлого столетия.

В ТРЁХ СОСНАХ ЛОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ

Страна до сих пор никак не соберётся с мыслями и делами. Не определит необходимый новый общественный строй. И никак не поставит цели развития. Всех проняла блестящая речь президента Путина в Мюнхене. Я сам видел, как многие люди на следующий день буквально выпрямили спины. Но это ещё никак не новый курс и тем более не план развития страны. И даже не первое указание на позитивный идеал и образ нашего общественного бытия.

Это пока ещё только первые ощупывания государственного «тела» после чуть ли не полувековой инерции и даже прострации верховной власти.
Наше общество по-прежнему остаётся, как это определил в 2001 году в «Литгазете» Александр Александрович Зиновьев, рогатым зайцем: «Социальная организация постсоветской России является гибридом советизма и западнизма. В охотничьем музее в Мюнхене экспонируется коллекция чудовищ, скомбинированных из частей охотничьих трофеев. Среди них – чучело зайца с рогами и копытами. Постсоветский социальный гибрид напоминает мне этого рогатого зайца». Рога, вероятно, от социализма (советизма). А заяц – от капитализма (западнизма). А в целом – мутант, экземпляр, требующий выбраковки.

Мы – расщеплённая страна, поскольку не задаём прямые вопросы, а бродим в трёх и даже двух соснах ложных альтернатив. Капитализм и социализм, правые – левые, олигархи – простой народ, богатые и бедные – все эти разделения помогают расщеплять общество на противостоящие группы и заводить их в тупики.

Если движителем перестройки, которую Зиновьев сразу же назвал катастройкой, был правый популизм, завершившийся приватизацией, то теперь на вооружение принимается популизм левый.
А проблема в том, чтобы построить предельно эффективную экономику, способную развивать страну. Гайдарономике и грефономике необходимо противопоставить экономику развития.

И тут абсолютно недостаточно заставить богатых делиться. Тут надо заново выучиться производить новое общественное богатство, достаточное для огромной страны, сделать так, чтобы самые способные и талантливые организаторы получали максимальное поле для приложения своих сил и, работая на страну, работали бы и на себя. А это всегда можно сделать только одним способом – развитием передового промышленного труда.

РАБОТАЮЩИЕ БЕДНЫЕ

Суть нынешнего общества легко вскрывается формулой из двух слов: «работающие бедные». Это, между прочим, устоявшийся ныне термин социологии, открывшей: доступ к труду в России вовсе не означает обеспечения достойной жизни семьи.

То есть имитируется занятость по-социалистически, а результат – гроши вместо зарплаты по-капиталистически.

Что это означает? Что накопление богатства происходит вне и помимо труда. То есть страна живёт не от труда и не по труду.

Но сама ситуация возникла ещё в позднесоветский период. Только тогда были приписки, а сегодня недописки (уход от налогов), тогда бюджетные средства «осваивались», а сегодня они «пилятся». Перестройка никак не решила проблему труда. Более того, сделала ставку на окончательный отказ от труда и переход к чуждому нашей цивилизации принципу: раз разбогател – значит, хорошо поработал.

Традиционный российский принцип исходит из прямо противоположного принципа: хорошо поработал – будет и достаток. Принцип же радикального протестантизма (из чего вырос так называемый западнизм) – ставка на индивида и культивирование эгоизма. Российская традиция – на личность и общее, общенародное дело. Каждому по труду – это вовсе не социалистическая, а восточнохристианская, православная, русская модель общественного устройства.

Не из социализма вырастает русское мировоззрение, а из русского мировоззрения выработалась абсолютно оригинальная модель советского социализма и достижения первых пятилеток 1930-х годов. И ставка на доктрину построения социализма в отдельной стране была конкретно-исторической формой реализации принципов тысячелетней русской цивилизации.

Новорусский же капитализм, по сути, есть исполнение хрущёвского гуляш-коммунизма (это определение дал психолог Эрик Фромм), когда трудовая основа нашей жизни была ликвидирована и в программе построения коммунизма к 1980 году была сформулирована принципиально другая цель: «каждому по потребностям».

Наш же экономический принцип замечательно сформулировал отец Сергий Булгаков, сто лет назад написавший, что труд и построенный на нём хозяйственный процесс «организует природу, …превращает мир в художественное произведение, в котором из каждого продукта светит его идея, и весь мир в совокупности становится космосом, как побеждённый, усмирённый и изнутри просветлённый хаос. Поэтому победа хозяйства выражается в космической победе красоты».

Но восстановление самобытной цивилизационной основы нашей жизни требует подтверждения ежедневным трудом и прямого, делом, опровержения ключевой к нам претензии, сформулированной лидером либералов Евгением Ясиным: «Традиционные русские ценности во многом привлекательны, но в целом низкопродуктивны».

РЫВОК В БУДУЩЕЕ

Объективная хозяйственная ситуация в стране, выражающаяся в запустении большинства территорий и деградации производств и инфраструктур советского периода, требует в ближайшие пять лет совершить невозможный экономический прорыв. И мы либо сможем делом доказать, что наши традиционные ценности высокопродуктивны, либо правы окажутся Ясин и его единомышленники, ещё двадцать лет назад досконально объяснившие нам: без эгоизма и курса на наживу, специально организуемой и культивируемой бедности и безработицы не будет нормальной жизни.

Чего мы должны достичь за пять ближайших лет?
– Сократить смертность населения минимум в полтора раза, с 16 до 10 случаев на 10 тыс. человек, рождаемость поднять на 20 процентов. Сейчас со стороны правительства здесь никакого планирования нет вообще, всё отдано стихии.
– Строить жилья минимум в четыре раза больше.
– Поднять уровень жизни на Дальнем Востоке минимум в два раза, остановить бегство населения с дальневосточных территорий и увеличить его количество в полтора раза.
– Промышленный прорыв: организовать не менее миллиона новых рабочих мест для работников высшей квалификации и не менее пяти миллионов рабочих мест для работников средней квалификации.
– Энергетическое развитие: сохранить уровни добычи газа и довести добычу нефти до 500 млн. тонн в год.
– Организовать революцию в атомной энергетике, подготовив все базовые условия для перехода на промышленный замкнутый ядерный топливный цикл с 2015 года и запустив первые десять малых атомных электростанций.
– Заложить фундамент нового общественного строя, построенного на принципе: личность как основа соборной русской цивилизации – в виде 100 новых малых городов (до 50 тыс. жителей) и 100 связанных с ними кластеров промышленного развития.
– Стать мировым лидером, противопоставив глобализации практику мирового развития, т.е. образцово-показательного решения мировых проблем на своей территории.

…Выслушивая сегодня бесконечные заверения популистов всех мастей об отстаивании ими «интересов простого народа», пора, наверное, ответить: простых народов не бывает. Народы, как только становятся простыми, деградируют в население, а потом и вовсе исчезают. Их вычёркивают из истории. Нам пора вновь становиться народом сложным, именно – народом.
www.kroupnov.ru | 16:42, 03.04.2007Источник: Литературная газета