Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/pubs/2009/01/31/10612/
Время публикации: 06:21, 31.01.2009



"В создании нового Афганистана необходимо участвовать России"



Статья, опубликованная в журнале "Консерватор" (26.01-1.02.2009) на основе проектно-аналитического доклада "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия"


ТРИ ПОЗИЦИИ

В годы ослабления и развала СССР период Афганской войны получил негативные и оскорбительные оценки. В их основе лежал формирующийся российский национализм, сторонники которого уже в 80-е годы стали считать границы РСФСР оптимальными для нового российского государства и рассматривать наше присутствие в Средней Азии, не говоря уж об Афганистане, ненужным и вредным для российских «национальных интересов».

Однако принципиальная неадекватность этой идеологии задачам сохранения исторического бытия России сегодня очевидна. Об этом однозначно свидетельствует не только сам развал СССР, ставший «крупнейшей геополитической катастрофой XX века» (В.В. Путин), но и кризис СНГ. Об этом говорят нестабильность на Кавказе, наиболее ярко проявившаяся в конфликте в Южной Осетии в августе 2008 года, стремительное движение Грузии и Украины к вступлению в НАТО. И, наконец, превращение исторической России из сверхдержавы в одну из многих региональных держав.

Прямым следствием реализации доктрины российского национализма является глубокая провинциализация жизни в современной России. Одним из ярких и наглядных проявлений
такой провинциализации стало безразличие российских элит к проблемам географически «далёкого» Афганистана.

На сегодня очевидны три различные и несводимые позиции по поводу решения «проблемы Афганистана».


Невмешательство. Россия должна ограничиваться отдельными акциями гуманитарной помощи. Соответственно, мы и далее признаём необходимость дальнейшего присутствия войск НАТО на территории Афганистана, поддерживаем так называемую войну США и их союзников против терроризма.

Realpolitik. Россия не в состоянии влиять на происходящее. Поэтому необходимо
ограничиться тесными отношениями с северными провинциями Афганистана, где живут
таджики, узбеки, туркмены, и создавать на их территории буферную зону. В случае дальнейшего ослабления власти следует поддержать разделение Афганистана на два государства - северное и южное – по границам преимущественного проживания различных этнических сообществ.

Сильный Афганистан. Россия жизненно заинтересована в сильном афганском государстве в его современных границах. Только мощное единое афганское государство в состоянии ликвидировать наркоэкономику, а также не допустить функционирования иностранных военных баз на своей территории.


ТРИ УГРОЗЫ

В Афганистане продолжается гражданская война. Отсюда возникают три фундаментальные угрозы для России.

Во-первых, в последние пять лет наблюдается резкий рост экспорта наркотиков
из Афганистана в Россию. В результате подавляющее число российских наркоманов потребляет афганские опиаты и героин.

Во-вторых, усиливаются транснациональные преступные группировки.

В-третьих, присутствие вооружённых сил США и НАТО на территории Афганистана и соседних государств угрожает России. Стандартные пути защиты страны от указанных угроз уже не подходят. Единственный способ - превращение Афганистана в сильное независимое государство.


ТРИ ЦВЕТА

Талибов сегодня можно условно разделить на три типа.

«Чёрные талибы» - международные наёмники. Эти люди на войне за деньги.

«Серые талибы» - люди, которые являются профессионалами войны и практически не занимаются мирным трудом. Однако они не имеют отношения к международному терроризму.

«Белые талибы» - это те. кто вынужден эпизодически участвовать в военных действиях, потому что у них нет других возможностей прокормить семью.

Для установления мира в Афганистане необходимо нейтрализовать «чёрных» талибов, прекратить диверсионно – террористическую деятельность спецслужб ряда стран, в том числе соседних, а также создать экономические и политические условия для мирной жизни, которые позволят «серым» и «белым» талибам прекратить войну.



Одна конференция

Абсолютная неэффективность семилетнего иностранного присутствия в Афганистане однозначно указывает на необходимость проведения под эгидой ООН новой международной конференции «Мир и процветание в Афганистане». Такую конференцию целесообразно проводить в самом Афганистане и пригласить для участия в ней представителей всех без исключения народов, племён и провинций.

Со стороны международного сообщества в конференции необходимо участие делегаций ООН, Шанхайской организации сотрудничества, СНГ - ОДКБ, Организации «Исламская конференция», Движения неприсоединения, ЕС, НАТО. И, кроме того, делегаций тех стран региона, которые играют значительную роль в делах Афганистана, в том числе делегации Российской Федерации. Участники конференции должны принять план восстановления мира в Афганистане и последующего развития страны. Россия как страна, чьи войска не принимали участия в продолжающейся семилетней войне в Афганистане, может выступить арбитром между противоборствующими сторонами.


ТРИ МИФА

В настоящее время распространены ошибочные представления о движении талибов.

Первое из них заключается в том, что талибы - некоторая хорошо организованная, координируемая из единого центра монолитная организация, лидером которой является мулла Омар.

Второе заблуждение состоит в том, что талибы - это сторонники Аль-Каиды.

Третье ошибочное представление относит всех пуштунов к талибам, а затем объявляет их террористами. В действительности же движение талибов состоит из большого количества разрозненных групп, имеющих различные цели и поэтому слабо координирующих совместную деятельность.


ОДНА ЛИШЬ АМЕРИКА

Усилия ООН по поддержанию стабильности в Афганистане провалились. В 2003 году международные силы были переданы под командование НАТО. Фактически произошла замаскированная передача Афганистана в полное распоряжение США. Прямым следствием этого стал резкий рост напряжённости и производства наркотиков.

Реальные цели США в Афганистане заключаются в организации собственного военного, геостратегического, геополитического и геоэкономического плацдарма в центре Евразии, развёртывании мощнейшей сети военных баз на территории Афганистана и всего Среднего Востока. Начало «войны с международным терроризмом» позволило США создать, как минимум, 19 новых военных баз на Среднем Востоке и в Средней Азии.

Доктринальной основой присутствия в регионе США являются проекты «Большой Ближний Восток», охватывающий мусульманский мир от Афганистана до Марокко, и «Большая Центральная Азия», подразумевающие тотальный контроль над макрорегионом от российской Сибири до севера Индии. Один из авторов доктрины Фредерик Стар не скрывает, что задачей «Большой Центральной Азии» является «трансформация Афганистана и всего региона в зону государств, разделяющих принципы жизнеспособной рыночной экономики».

Суть предлагаемого Старром партнёрства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии сводится к объединению под управлением США государств Средней и Южной Азии без участия России, Китая и Ирана. Под предлогом разрешения конфликта уже размещены американские и натовские военные базы в Афганистане (Кабул, Кандагар, Герат, Шинданд, Баграм) и в Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан). Военно-организационные машины США и НАТО получили уникальную возможность из одной «точки» контролировать Россию, Китай и Иран.

Таким образом, США и НАТО геостратегически закрепились в Центральной Евразии, которую Збигнев Бжезинский десять лет назад назвал «главным геополитическим призом для Америки». Бывшая во времена «холодной войны» передним краем Европа в настоящее время постепенно превращается в «тыл» американской политики. А «фронт» смещается в глубину Азии, куда переместился и мировой центр геополитической напряжённости.


СЕМЬ ФАКТОВ

Рассуждения большинства российских дипломатов, военных и экспертов о том, что, не вмешиваясь в ситуацию в Афганистане, мы способствуем ресурсному и политическому ослаблению США, являются откровенно наивными и непрофессиональными. Эта псевдопатриотическая «убеждённость» упрямо игнорирует очевидные факты.

■ Во-первых, военные потери США и НАТО крайне малы. За прошедшие с момента окупа
ции Афганистана семь лет погибло 546 военнослужащих США (для сравнения: за первые 7 лет войны в Афганистане погибло 5703 советских военнослужащих). Показательно, что антивоенные протестные выступления проходят с требованиями вывести американские войска из Ирака, где с 2003 года погибло почти 4 тысячи американских солдат, а про Афганистан американская общественность особенно не вспоминает. Более того, новый президент США Барак Обама намерен вывести из Ирака часть американского контингента и перебросить его в Афганистан.

■ Во-вторых, часто приходится слышать, что «американцы и НАТО всё равно не контролируют ситуацию за пределами своих военных баз и не могут победить наркомафию». При этом никто не задаётся вопросом: а хотят ли США и НАТО что-либо контролировать в Афганистане, кроме территорий базирования своих военных контингентов? Натовская пропаганда, наоборот, неоднократно подчёркивала в листовках и радиопрограммах, распространяемых в афганских провинциях, что миссия иностранных войск состоит только в борьбе с терроризмом.

■ В-третьих, подавляющая часть военных расходов в Афганистане специально завышается в целях скрытого государственного дотирования предприятий американского ВПК, и средства американских налогоплательщиков, таким образом, не выходят за пределы экономики США. Более того, поддержание напряжённости в Афганистане является буквально подарком Пентагону, позволяя ежегодно требовать от Конгресса планомерного увеличения военных расходов.

■ В-четвёртых, Афганистан, в силу своего географического положения, является для США и НАТО уникальным позиционным районом для размещения стратегических военных объектов и ударных группировок. С самого начала вторжения вокруг аэродромов Шинданд и Баграм начались интенсивные строительные работы, что позволяет говорить о создании супербаз с некими подземными городами как о главной цели американского и натовского присутствия на территории Афганистана. Аэродромы Баграм и Шинданд превращены в универсальные военные авиабазы.

■ В-пятых, нестабильность в Афганистане позволяет США, не затрачивая больших денежных средств, поддерживать постоянную напряжённость у границ Китая, Индии, Ирана, дестабилизировать Пакистан, государства Средней Азии.

■ В-шестых, США, в силу отдалённости их территории, избавлены от афганской наркоугрозы, а все издержки экспорта напряжённости, наркотерроризма, наркоэкономики и наркокоррупции перекладываются ими на Афганистан и соседние с ним страны.

■ И, наконец, в-седьмых, никто из российских «ультрапатриотов», ждущих фиаско США и НАТО в Афганистане, не отдаёт себе отчёта в том, что не нормированная по времени и целям контртеррористическая операция в Афганистане является оправданием существования НАТО как военно-политического альянса.

Таким образом, ожидания фиаско США и НАТО в Афганистане неадекватны и непрофессиональны. Зато американцы сумели осуществить свои планы по доступу к военной инфраструктуре бывших советских республик Средней Азии. В зоне досягаемости американской авиации оказываются и военно-экономические объекты Урала и Сибири. Поэтому в срочном порядке должны быть обсуждены сроки военного присутствия иностранных вооружённых сил в Афганистане.


ВОСЕМЬ ЗАДАЧ


Для России, а также для Китая, Ирана, Индии и Турции, являются неприемлемыми выдвинутые англосаксонскими политиками доктрины Большого Ближнего Востока и Большой Центральной Азии. Наиболее откровенными выглядят «прогнозы», изложенные Ральфом Петерсом в статье «Кровавые границы. Как выглядел бы улучшенный Средний Восток» (Armed Forces Journal, №6,2006 г.).

Согласно этим предложениям, существующие границы государств во всём регионе нужно изменить, чтобы сделать их «более справедливыми» и «принести в регион мир». Однако фрагментация Среднего Востока ни при каких обстоятельствах не сделает границы более справедливыми, а мир в регионе более прочным. Поэтому важнейшей геополитической и дипломатической задачей России в ближайшие двадцать лет является превращение территории от Казахстана до северной Индии и Персидского залива в принципиально новый макрорегион и географический факт. Ключевым смыслом такого макрорегиона, который можно было бы назвать Новым Средним Востоком (НСВ), должно стать создание единого целостного пространства, избавленного от каких-либо геополитических переделов и разделов, равно как и от геостратегических эгоистических задач отдельных стран.



Только Новый Средний Восток в состоянии решать следующие критические для России и соседних стран задачи:

■ восстановить Афганистан в качестве единого и эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития;

■ обеспечить прочную кооперативную безопасность и стабильность;

■ провести демилитаризацию присутствия «дальних» иностранных государств на территории стран региона;

■ организовать единое экономическое и транспортное пространство, соединяющее российскую Сибирь с «южными морями» (Аравийским морем и Персидским заливом). А со временем создать сухопутный «мост» между Северным Ледовитым и Индийским океанами;

■ создать единую инфраструктуру водного обеспечения южных стран региона для решения критической водной проблемы;

■ не допустить создания в Афганистане и Средней Азии плацдарма США и НАТО по контролю Китая, Ирана и России из их «подбрюший»;

■ организовать фундаментальную географическую конструкцию, которая бы принципиально не допускала разлома России по Уралу и отщепления от Европейской части России Восточной Сибири и Дальнего Востока;
■ не допустить войны США и НАТО против Ирана как участника строительства Нового Среднего Востока.

Геокультура и геоэкономика при реализации проекта НСВ являются безусловными приоритетами. Необходим принцип диалога цивилизаций и единое экономическое сообщество для населения численностью около 400 млн человек. Только ускоренная индустриализация Афганистана и развитие других стран НСВ на основе достижений российской науки и промышленности открывают перспективу для реализации миссии Сибири и расположенных на её территории научно-промышленных и образовательных центров. Промышленной Сибири нужен выход к тёплым южным морям и обширные рынки.

Ключевое значение будет иметь создание железнодо-рожной магистрали Сибирь - Казахстан – Туркмения – Иран. Крайне перспективными оказываются и иные проекты, в том числе и транспортировки воды, без которой индустриализация региона невозможна. В связи с этим пора прекратить ироничное отношение к проекту переброса примерно двадцатой части вод Оби из Сибири в Среднюю Азию и начать его серьёзное обсуждение.


ОДИН ПУТЬ

В нынешнем Афганистане безработица стремится к 80%. Более половины ВВП страны формируется за счет выращивания, производства и контрабандного экспорта наркотиков. А все так называемые «планы развития» Афганистана преимущественно посвящены вопросам оказания донорской помощи Афганистану другими государствами и не затрагивают вопросов формирования экономической самодеятельности и самостоятельности страны. Афганистану нужен построенный на новых принципах и подходах Комплексный план развития.

Необходим государственный план электрификации Афганистана – аналог ГОЭЛРО, который был разработан в начале XX века и дал толчок индустриализации нашей страны. Необходимо построить полные каскады электростанций на реках Афганистана. Протянуть или модернизировать ЛЭП из Средней Азии. Построить железнодорожную ветку из иранского Мешхеда через Герат и Кандагар в пакистанский порт Кветта. Но, в первую очередь, афганцам нужно организовать инфраструктуры жизнеобеспечения, позволяющие получать не менее одного киловатт-часа электрической энергии, 3 литров питьевой и 10 литров технической воды в день на каждого жителя Афганистана.

Символом Афганистана уже через 10 лет вполне мог бы быть спокойно смотрящий в будущее крестьянин, честный и высококвалифицированный труд которого позволяет прокормить свою семью и вести достойную жизнь. Кроме того, Афганистан - вовсе не бедная страна. Там есть нефть, газ, золото.


ОДНО РАЗВИТИЕ


В сложившейся в Афганистане и вокруг Афганистана ситуации у России появляется уникальная возможность выстраивать не только новую афганскую политику, но и новые принципы собственной внешней политики. Россия не имеет далее возможности подрывать собственную субьектность мировой державы через навязанные ей изоляционизм и провинциализм как следствия реализуемой последние 20 лет идеологии российского национализма.

Реализация доктрины России как мировой державы требует, в противовес доминирующему сегодня в мире и показавшему свою неэффективность экспорту демократии, осуществлять экспорт развития. Экспорт демократии предполагает насаждение чуждых принимающей «демократию» стране государственных и общественных устоев и институ¬тов. Экспорт развития состоит в формировании в развиваемой стране полномасштабных производительных сил. В этом и заключается миссия России по отношению к Афганистану. Только так Россия сможет бороться с цивилизационными, политическими и экономическими вызовами, развиваясь при этом сама.

К сожалению, огульная критика советского прошлого и надуманной имперскости России дезавуировала и практически свела в общественном сознании на нет центральную линию международной деятельности исторической России – её плодотворные и самозабвенные усилия по подготовке для других стран элит развития и оказанию им научно образовательной и промышленно-технологической поддержки. Сегодня необходимо не только восстановить историческую справедливость, но и довести эту нашу родовую черту до принципа совместного развития, со-развития.

Как первый шаг в ходе визита российского президента в Афганистан, договорённость о котором была достигнута президентами двух государств 29 августа 2008 года в Душанбе, могла бы быть озвучена доктрина экспорта развития как творческая альтернатива доктрине экспорта демократии. Российская Федерация могла бы выступить с инициативой проведения конференции по Афганистану и предложить афганцам и заинтересованным государствам разработку Комплексного плана развития этой страны.
______________________________

Скачать доклад "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия" (PDF, 3.4 M)

Скачать доклад "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия" (DOC, 2.9 M)

Html версия доклада

Обсуждение доклада можно проводить по адресу - http://krupnov.livejournal.com/43775.html


www.kroupnov.ru | 06:21, 31.01.2009Автор: Консерватор 26 января -1 февраля 2009 года