Адрес публикации: http://www.kroupnov.ru/pubs/2009/01/31/10612/
Время публикации: 06:21, 31.01.2009
![]() "В создании нового Афганистана необходимо участвовать России"![]() Статья, опубликованная в журнале "Консерватор" (26.01-1.02.2009) на основе проектно-аналитического доклада "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия"
ТРИ ПОЗИЦИИ ![]() Однако принципиальная неадекватность этой идеологии задачам сохранения исторического бытия России сегодня очевидна. Об этом однозначно свидетельствует не только сам развал СССР, ставший «крупнейшей геополитической катастрофой XX века» (В.В. Путин), но и кризис СНГ. Об этом говорят нестабильность на Кавказе, наиболее ярко проявившаяся в конфликте в Южной Осетии в августе 2008 года, стремительное движение Грузии и Украины к вступлению в НАТО. И, наконец, превращение исторической России из сверхдержавы в одну из многих региональных держав. Прямым следствием реализации доктрины российского национализма является глубокая провинциализация жизни в современной России. Одним из ярких и наглядных проявлений такой провинциализации стало безразличие российских элит к проблемам географически «далёкого» Афганистана. На сегодня очевидны три различные и несводимые позиции по поводу решения «проблемы Афганистана». ■ Невмешательство. Россия должна ограничиваться отдельными акциями гуманитарной помощи. Соответственно, мы и далее признаём необходимость дальнейшего присутствия войск НАТО на территории Афганистана, поддерживаем так называемую войну США и их союзников против терроризма. ■ Realpolitik. Россия не в состоянии влиять на происходящее. Поэтому необходимо ограничиться тесными отношениями с северными провинциями Афганистана, где живут таджики, узбеки, туркмены, и создавать на их территории буферную зону. В случае дальнейшего ослабления власти следует поддержать разделение Афганистана на два государства - северное и южное – по границам преимущественного проживания различных этнических сообществ. ■ Сильный Афганистан. Россия жизненно заинтересована в сильном афганском государстве в его современных границах. Только мощное единое афганское государство в состоянии ликвидировать наркоэкономику, а также не допустить функционирования иностранных военных баз на своей территории. ТРИ УГРОЗЫ В Афганистане продолжается гражданская война. Отсюда возникают три фундаментальные угрозы для России. ■ Во-первых, в последние пять лет наблюдается резкий рост экспорта наркотиков из Афганистана в Россию. В результате подавляющее число российских наркоманов потребляет афганские опиаты и героин. ■ Во-вторых, усиливаются транснациональные преступные группировки. ■ В-третьих, присутствие вооружённых сил США и НАТО на территории Афганистана и соседних государств угрожает России. Стандартные пути защиты страны от указанных угроз уже не подходят. Единственный способ - превращение Афганистана в сильное независимое государство. ТРИ ЦВЕТА Талибов сегодня можно условно разделить на три типа. «Чёрные талибы» - международные наёмники. Эти люди на войне за деньги. «Серые талибы» - люди, которые являются профессионалами войны и практически не занимаются мирным трудом. Однако они не имеют отношения к международному терроризму. «Белые талибы» - это те. кто вынужден эпизодически участвовать в военных действиях, потому что у них нет других возможностей прокормить семью. Для установления мира в Афганистане необходимо нейтрализовать «чёрных» талибов, прекратить диверсионно – террористическую деятельность спецслужб ряда стран, в том числе соседних, а также создать экономические и политические условия для мирной жизни, которые позволят «серым» и «белым» талибам прекратить войну. ![]() Одна конференция Абсолютная неэффективность семилетнего иностранного присутствия в Афганистане однозначно указывает на необходимость проведения под эгидой ООН новой международной конференции «Мир и процветание в Афганистане». Такую конференцию целесообразно проводить в самом Афганистане и пригласить для участия в ней представителей всех без исключения народов, племён и провинций. Со стороны международного сообщества в конференции необходимо участие делегаций ООН, Шанхайской организации сотрудничества, СНГ - ОДКБ, Организации «Исламская конференция», Движения неприсоединения, ЕС, НАТО. И, кроме того, делегаций тех стран региона, которые играют значительную роль в делах Афганистана, в том числе делегации Российской Федерации. Участники конференции должны принять план восстановления мира в Афганистане и последующего развития страны. Россия как страна, чьи войска не принимали участия в продолжающейся семилетней войне в Афганистане, может выступить арбитром между противоборствующими сторонами. ТРИ МИФА ![]() Первое из них заключается в том, что талибы - некоторая хорошо организованная, координируемая из единого центра монолитная организация, лидером которой является мулла Омар. Второе заблуждение состоит в том, что талибы - это сторонники Аль-Каиды. Третье ошибочное представление относит всех пуштунов к талибам, а затем объявляет их террористами. В действительности же движение талибов состоит из большого количества разрозненных групп, имеющих различные цели и поэтому слабо координирующих совместную деятельность. ОДНА ЛИШЬ АМЕРИКА Усилия ООН по поддержанию стабильности в Афганистане провалились. В 2003 году международные силы были переданы под командование НАТО. Фактически произошла замаскированная передача Афганистана в полное распоряжение США. Прямым следствием этого стал резкий рост напряжённости и производства наркотиков. Реальные цели США в Афганистане заключаются в организации собственного военного, геостратегического, геополитического и геоэкономического плацдарма в центре Евразии, развёртывании мощнейшей сети военных баз на территории Афганистана и всего Среднего Востока. Начало «войны с международным терроризмом» позволило США создать, как минимум, 19 новых военных баз на Среднем Востоке и в Средней Азии. Доктринальной основой присутствия в регионе США являются проекты «Большой Ближний Восток», охватывающий мусульманский мир от Афганистана до Марокко, и «Большая Центральная Азия», подразумевающие тотальный контроль над макрорегионом от российской Сибири до севера Индии. Один из авторов доктрины Фредерик Стар не скрывает, что задачей «Большой Центральной Азии» является «трансформация Афганистана и всего региона в зону государств, разделяющих принципы жизнеспособной рыночной экономики». Суть предлагаемого Старром партнёрства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии сводится к объединению под управлением США государств Средней и Южной Азии без участия России, Китая и Ирана. Под предлогом разрешения конфликта уже размещены американские и натовские военные базы в Афганистане (Кабул, Кандагар, Герат, Шинданд, Баграм) и в Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан). Военно-организационные машины США и НАТО получили уникальную возможность из одной «точки» контролировать Россию, Китай и Иран. Таким образом, США и НАТО геостратегически закрепились в Центральной Евразии, которую Збигнев Бжезинский десять лет назад назвал «главным геополитическим призом для Америки». Бывшая во времена «холодной войны» передним краем Европа в настоящее время постепенно превращается в «тыл» американской политики. А «фронт» смещается в глубину Азии, куда переместился и мировой центр геополитической напряжённости. СЕМЬ ФАКТОВ ![]() ■ Во-первых, военные потери США и НАТО крайне малы. За прошедшие с момента окупа ции Афганистана семь лет погибло 546 военнослужащих США (для сравнения: за первые 7 лет войны в Афганистане погибло 5703 советских военнослужащих). Показательно, что антивоенные протестные выступления проходят с требованиями вывести американские войска из Ирака, где с 2003 года погибло почти 4 тысячи американских солдат, а про Афганистан американская общественность особенно не вспоминает. Более того, новый президент США Барак Обама намерен вывести из Ирака часть американского контингента и перебросить его в Афганистан. ■ Во-вторых, часто приходится слышать, что «американцы и НАТО всё равно не контролируют ситуацию за пределами своих военных баз и не могут победить наркомафию». При этом никто не задаётся вопросом: а хотят ли США и НАТО что-либо контролировать в Афганистане, кроме территорий базирования своих военных контингентов? Натовская пропаганда, наоборот, неоднократно подчёркивала в листовках и радиопрограммах, распространяемых в афганских провинциях, что миссия иностранных войск состоит только в борьбе с терроризмом. ■ В-третьих, подавляющая часть военных расходов в Афганистане специально завышается в целях скрытого государственного дотирования предприятий американского ВПК, и средства американских налогоплательщиков, таким образом, не выходят за пределы экономики США. Более того, поддержание напряжённости в Афганистане является буквально подарком Пентагону, позволяя ежегодно требовать от Конгресса планомерного увеличения военных расходов. ■ В-четвёртых, Афганистан, в силу своего географического положения, является для США и НАТО уникальным позиционным районом для размещения стратегических военных объектов и ударных группировок. С самого начала вторжения вокруг аэродромов Шинданд и Баграм начались интенсивные строительные работы, что позволяет говорить о создании супербаз с некими подземными городами как о главной цели американского и натовского присутствия на территории Афганистана. Аэродромы Баграм и Шинданд превращены в универсальные военные авиабазы. ■ В-пятых, нестабильность в Афганистане позволяет США, не затрачивая больших денежных средств, поддерживать постоянную напряжённость у границ Китая, Индии, Ирана, дестабилизировать Пакистан, государства Средней Азии. ■ В-шестых, США, в силу отдалённости их территории, избавлены от афганской наркоугрозы, а все издержки экспорта напряжённости, наркотерроризма, наркоэкономики и наркокоррупции перекладываются ими на Афганистан и соседние с ним страны. ■ И, наконец, в-седьмых, никто из российских «ультрапатриотов», ждущих фиаско США и НАТО в Афганистане, не отдаёт себе отчёта в том, что не нормированная по времени и целям контртеррористическая операция в Афганистане является оправданием существования НАТО как военно-политического альянса. Таким образом, ожидания фиаско США и НАТО в Афганистане неадекватны и непрофессиональны. Зато американцы сумели осуществить свои планы по доступу к военной инфраструктуре бывших советских республик Средней Азии. В зоне досягаемости американской авиации оказываются и военно-экономические объекты Урала и Сибири. Поэтому в срочном порядке должны быть обсуждены сроки военного присутствия иностранных вооружённых сил в Афганистане. ВОСЕМЬ ЗАДАЧ Для России, а также для Китая, Ирана, Индии и Турции, являются неприемлемыми выдвинутые англосаксонскими политиками доктрины Большого Ближнего Востока и Большой Центральной Азии. Наиболее откровенными выглядят «прогнозы», изложенные Ральфом Петерсом в статье «Кровавые границы. Как выглядел бы улучшенный Средний Восток» (Armed Forces Journal, №6,2006 г.). Согласно этим предложениям, существующие границы государств во всём регионе нужно изменить, чтобы сделать их «более справедливыми» и «принести в регион мир». Однако фрагментация Среднего Востока ни при каких обстоятельствах не сделает границы более справедливыми, а мир в регионе более прочным. Поэтому важнейшей геополитической и дипломатической задачей России в ближайшие двадцать лет является превращение территории от Казахстана до северной Индии и Персидского залива в принципиально новый макрорегион и географический факт. Ключевым смыслом такого макрорегиона, который можно было бы назвать Новым Средним Востоком (НСВ), должно стать создание единого целостного пространства, избавленного от каких-либо геополитических переделов и разделов, равно как и от геостратегических эгоистических задач отдельных стран. ![]() Только Новый Средний Восток в состоянии решать следующие критические для России и соседних стран задачи: ■ восстановить Афганистан в качестве единого и эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития; ■ обеспечить прочную кооперативную безопасность и стабильность; ■ провести демилитаризацию присутствия «дальних» иностранных государств на территории стран региона; ■ организовать единое экономическое и транспортное пространство, соединяющее российскую Сибирь с «южными морями» (Аравийским морем и Персидским заливом). А со временем создать сухопутный «мост» между Северным Ледовитым и Индийским океанами; ■ создать единую инфраструктуру водного обеспечения южных стран региона для решения критической водной проблемы; ■ не допустить создания в Афганистане и Средней Азии плацдарма США и НАТО по контролю Китая, Ирана и России из их «подбрюший»; ■ организовать фундаментальную географическую конструкцию, которая бы принципиально не допускала разлома России по Уралу и отщепления от Европейской части России Восточной Сибири и Дальнего Востока; ■ не допустить войны США и НАТО против Ирана как участника строительства Нового Среднего Востока. Геокультура и геоэкономика при реализации проекта НСВ являются безусловными приоритетами. Необходим принцип диалога цивилизаций и единое экономическое сообщество для населения численностью около 400 млн человек. Только ускоренная индустриализация Афганистана и развитие других стран НСВ на основе достижений российской науки и промышленности открывают перспективу для реализации миссии Сибири и расположенных на её территории научно-промышленных и образовательных центров. Промышленной Сибири нужен выход к тёплым южным морям и обширные рынки. Ключевое значение будет иметь создание железнодо-рожной магистрали Сибирь - Казахстан – Туркмения – Иран. Крайне перспективными оказываются и иные проекты, в том числе и транспортировки воды, без которой индустриализация региона невозможна. В связи с этим пора прекратить ироничное отношение к проекту переброса примерно двадцатой части вод Оби из Сибири в Среднюю Азию и начать его серьёзное обсуждение. ОДИН ПУТЬ ![]() Необходим государственный план электрификации Афганистана – аналог ГОЭЛРО, который был разработан в начале XX века и дал толчок индустриализации нашей страны. Необходимо построить полные каскады электростанций на реках Афганистана. Протянуть или модернизировать ЛЭП из Средней Азии. Построить железнодорожную ветку из иранского Мешхеда через Герат и Кандагар в пакистанский порт Кветта. Но, в первую очередь, афганцам нужно организовать инфраструктуры жизнеобеспечения, позволяющие получать не менее одного киловатт-часа электрической энергии, 3 литров питьевой и 10 литров технической воды в день на каждого жителя Афганистана. Символом Афганистана уже через 10 лет вполне мог бы быть спокойно смотрящий в будущее крестьянин, честный и высококвалифицированный труд которого позволяет прокормить свою семью и вести достойную жизнь. Кроме того, Афганистан - вовсе не бедная страна. Там есть нефть, газ, золото. ОДНО РАЗВИТИЕ В сложившейся в Афганистане и вокруг Афганистана ситуации у России появляется уникальная возможность выстраивать не только новую афганскую политику, но и новые принципы собственной внешней политики. Россия не имеет далее возможности подрывать собственную субьектность мировой державы через навязанные ей изоляционизм и провинциализм как следствия реализуемой последние 20 лет идеологии российского национализма. Реализация доктрины России как мировой державы требует, в противовес доминирующему сегодня в мире и показавшему свою неэффективность экспорту демократии, осуществлять экспорт развития. Экспорт демократии предполагает насаждение чуждых принимающей «демократию» стране государственных и общественных устоев и институ¬тов. Экспорт развития состоит в формировании в развиваемой стране полномасштабных производительных сил. В этом и заключается миссия России по отношению к Афганистану. Только так Россия сможет бороться с цивилизационными, политическими и экономическими вызовами, развиваясь при этом сама. К сожалению, огульная критика советского прошлого и надуманной имперскости России дезавуировала и практически свела в общественном сознании на нет центральную линию международной деятельности исторической России – её плодотворные и самозабвенные усилия по подготовке для других стран элит развития и оказанию им научно образовательной и промышленно-технологической поддержки. Сегодня необходимо не только восстановить историческую справедливость, но и довести эту нашу родовую черту до принципа совместного развития, со-развития. Как первый шаг в ходе визита российского президента в Афганистан, договорённость о котором была достигнута президентами двух государств 29 августа 2008 года в Душанбе, могла бы быть озвучена доктрина экспорта развития как творческая альтернатива доктрине экспорта демократии. Российская Федерация могла бы выступить с инициативой проведения конференции по Афганистану и предложить афганцам и заинтересованным государствам разработку Комплексного плана развития этой страны. ______________________________ Скачать доклад "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия" (PDF, 3.4 M) Скачать доклад "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия" (DOC, 2.9 M) Html версия доклада Обсуждение доклада можно проводить по адресу - http://krupnov.livejournal.com/43775.html
|