В сложнейшей ситуации в г. Ош, в котором на данный момент полный хаос и умело организованное провокаторами безвластие, наиболее вероятным прогнозом является мощнейшая дестабилизация региона, тот
"идеальный шторм", о котором в октябре прошлого года предупреждал замгенсека ООН, директор Управления по наркотикам и преступности Антонио Мариа Коста.
Ни в коем случае нельзя сводить происходящее к межэтническому конфликту между киргизами и узбеками. Для этого нет никаких фактов, более того, многие киргизы помогают узбекам - и те, кто сегодня находятся в Оше сообщают многочисленные факты потрясающей человеческой солидарности. Очевидна крупномасштабная провокация со стороны ряда мечтающих о реванше политиков, их парамилитарных формирований. Всё это имеет очевидные геополитические, внутриполитические, наркокартельные и криминальные корни.
К счастью, приоритетным позитивным фактором является мудрая и предельно сдержанная реакция руководства Узбекистана, спокойствие руководства Таджикистана. Это позволяет России пойти навстречу обращению Президента переходного периода, главы временного правительства Киргизии
Розы Отунбаевой о вводе миротворческих и иных военных сил.
При этом речь должна идти о полномасштабной миротворческой операции. Иллюзий быть не должно: никакой отдельный батальон ВДВ навести порядок не в состоянии. Необходимо формирование комплексных миротворческих сил по поддержанию мира в Киргизии с включением не только массированных собственно военных кадровых формирований в размере 2 - 4 полков, но и подразделений переговорщиков, организаторов гуманитарной и социальной помощи, большой команды по социально-экономическому полномасштабному восстановлению (реконструкции) региона с задачей также и организации постконфликтного социально-экономического развития.
При этом имело бы смысл изначально поставить и давно назревший вопрос о создании союзного государства России и Киргизии при сохранении суверенитета Российской Федерации и Кыргызской Республики.
Тем более, что, очевидно, главным направлением правильной российской политики на ближайшее десятилетие станет деятельная реинтеграция постсоветского пространства. Необходимо, наконец, убрать Великий Лимитроф - полосу молодых демократий, которые вынуждены выживать под действием нескольких глобальных геополитических тяжеловесов, заявляя политики "многовекторной демократии" и не имея возможности достроить собственные суверенные государства. Нужен новый Союз, где каждое бы национальное государство кардинально укрепило свой суверенитет за счет кооперации в рамках единой геополитической миссии стабилизации Евразии. Нужен наш собственные единый рынок.
И ещё. Почти год назад на этом блоге "Эхо Москвы"
я писал, что "любой «юный аналитик» сегодня уже понимает, что реальную угрозу России и Средней Азии представляет не нужный лишь американцам АфПак и сугубо местный Талибан, а ситуация в крайне перенаселенной Ферганской долине, куда, наоборот, война с талибами выталкивает обретающихся там «наших» постсоветских боевиков". В частности, трудно переоценить масштаб негативного влияния фактора наркотрафика афганских наркотиков через Южную Киргизию.
Поэтому вторым политическим решением по Киргизии должен стать
коренной пересмотр афганской политики России.
Действовать надо оперативно, медлить нельзя.