Происходящее сегодня в Киргизии в целом – важнейшие события последних 20 лет. Они в полной мере отражают последствия развала СССР.
Символично, что обращение к России Президента переходного периода, главы временного правительства Киргизии Розы Отунбаевой о вводе миротворческих и иных военных сил состоялось именно в День России, он же бывший "День независимости", в 20-ю годовщину тех, ещё советских, "ошских событий", и принятия первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР, которая и дала старт развалу СССР.
Мы имеем дело с экстраординарным событием – и здесь нельзя не согласиться с Юрием Шевцовым, который прямо с места событий замечает,
"этот конфликт потенциально гораздо опаснее для России войны на Кавказе".
Перед нами классическая "точка бифуркации", историческая развилка: либо с момента обеспечения в Киргизии мира и стабильности, а затем и процветания (а для этого необходимо вводить российские миротворческие силы) Российская Федерация приступит к реинтеграции и пересборке постсоветского пространства, либо посыплется самый чувствительный регион вокруг Ферганской долины, и в нашем южном подбрюшье вдобавок к Афганистану возникнет туркестанская воронка неограниченной нестабильности.
При этом невмешательство Российской Федерации в ситуацию будет означать не только дальнейшую эскалацию конфликта с непредсказуемыми и однозначно негативными последствиями, и не только отказ от обращённой к России просьбы о помощи, но и окончательную победу проекта "новой России" и стоящего за ним русского, точнее, российского национализма, считающего, что историческая Россия не только может, но и должна ограничиться территорией нынешней Российской Федерации.
А двадцать лет назад главным идеологом российского национализма стал Александр Солженицын, который в изданной многомиллионными тиражами в сентябре 1990 года брошюре «Как нам обустроить Россию» сформулировал доктрину российского национализма с условным названием «Вперёд, в Московию!» и подробно обосновал необходимость сброса окраин и выделения РСФСР из СССР для организации русского нациостроительства или нацибилдинга (nation-building) со славянскими государствами в форме «Российского Союза».
Чтобы вообще что-то понимать в происходящем, обязательно ту солженицыновскую брошюру надо непременно перечитать, по крайней мере, представленные в постскриптуме к этой заметке места.
Прошедшие годы доказали порочность солженицыновских лозунгов.
Оказалось, что, как раз наоборот, отказ от империи, точнее, державы, и является прямым шагом к вымертвлению народа и обезлюживанию России, к запуску процесса нашего скукоживания до Садового кольца московского мегаполиса, когда и полтысячи моногородов, не говоря уж о двадцати тысячах "закрытых" деревень, вдруг становятся для Российской Федерации накладными и истощающими, а вокруг вожделенной нефтегазовой трубы, по бесстрастным подсчетам экономистов, могут "нормально" прожить не более 70 миллионов человек.
Подаренная нам двадцать лет назад Солженицыным и Бабуриным (тем патриотом, который на коленке и настрочил проект той Декларации) независимость оказалась шагреневой кожей, с каждым счастливым шагом в сторону независимости от окраин все больше уничтожающей нас.
Поэтому вопрос о помощи Киргизии является сегодня не только вопросом элементарной человеческой солидарности с совсем нечужими нам людьми, но и вопросом выхода России из тупика российского национализма.
В практическом плане необходимо в срочном порядке вводить в Киргизию российские миротворческие силы для реализации полномасштабной миротворческой операции.
Основу контингента должны составлять гуманитарные силы, "войска", способные к высокопрофессиональной хозяйственной, социальной, медицинской и информационной работе.
Собственно военных, которые будут осуществлять охрану гражданского населения и невоенных миротворцев, должно быть в достаточном количестве (2–4 полка). Но главным оператором должны стать подразделения переговорщиков, организаторов гуманитарной и социальной помощи, штабов по социально-экономическому восстановлению (реконструкции) региона и планированию постконфликтного социально-экономического развития.
Принцип российского заграничного действия всегда один и тот же: ввод войск исключительно для охраны мероприятий по восстановлению мира и организации социально-экономического развития. Так должно быть и в Киргизии.
При этом вряд ли следует применять механизм ОДКБ – это только забюрократизирует ситуацию и затянет решение вопроса, сведет действия сил преимущественно к силовому аспекту. Поэтому миротворческие силы должны быть именно российскими.
Выжидание застарелые противоречия и болезни в южном подбрюшье России не вылечит и даже не успокоит. Только массированное вмешательство при абсолютной легитимности — отсюда, необходимо также оперативно и параллельно выстраивать Союзное государство России и Киргизстана.
На Россию сегодня смотрит весь мир. Вопрос у всех один: сможет ли Россия осуществить качественное действие и предложить населению постсоветского пространства проект новой страны.
Мы не должны потерять лицо.
P.S.
Давайте же еще раз прочтем доктрину российского национализма Солженицына – фрагмент изданной в сентябре 1990 года его брошюры «Как нам обустроить Россию»:
«…Ещё в начале века наш крупный государственный ум С.Е. Крыжановский предвидел: «Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро». А ведь то сказано было — в богатой, цветущей стране, и прежде всех миллионных истреблений вашего народа, да не слепо подряд, а уцеленно выбивавших самый русский отбор.
А уж сегодня это звучит с тысячекратным смыслом: нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных. Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас, и высасывает, и ускоряет нашу гибель.
Я с тревогой вижу, что пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле своей никак не может освободиться от пространнодержавного мышления, от имперского дурмана, переняло от коммунистов никогда не существовавший дутый «советский патриотизм» и гордится той «великой советской державой»…
Держать великую Империю — значит вымертвлять свой собственный народ. Зачем этот разнопёстрый сплав? — чтобы русским потерять своё неповторимое лицо? Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остатке её…
…И так — ещё больше распрямимся от давящего груза «среднеазиатского подбрюшья», столь же необдуманного завоевания Александра II, — лучше б эти силы он потратил на недостроенное здание своих реформ, на рождение подлинно народного земства.
Наш философ этого века Ив.А. Ильин писал, что духовная жизнь народа важней охвата его территории или даже хозяйственного богатства; выздоровление и благоденствие народа несравненно дороже всяких внешних престижных целей…».