Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Октябрь 2010 »»
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Аналитический материал к разработке концепции государственной миграционной политики РФ (часть 1)

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdfсохранить в .pdf
сохранить в .docсохранить в .doc
время публикации03:36, 25.10.2010
задать вопросспросить Крупнова
Опубликовано в журнале "Российская миграция" №4-5 (43-44) сентябрь-октябрь и № 6 (45) ноябрь-декабрь 2010 г.


Часть 1
Часть 2
Часть 3



ЦЕЛЬ – ДОСТОИНСТВО

Как известно, от регулирования миграционных процессов зависят темпы социально-экономического развития, повышение эффективности региональных пропорций развития и уровня жизни населения, улучшение социального климата и демографической ситуации, обеспечение территориальной целостности страны и ее национальной безопасности – все это проблемы глобального масштаба. Начать серьезное обсуждение миграционной политики на страницах журнала «Российская миграция», предложив для публикации авторский «Аналитический материал к разработке концепции государственной миграционной политики Российской Федерации», вызвался председатель Движения развития, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий КРУПНОВ. Предваряет публикацию преамбула – ответ Юрия Васильевича на вопрос о необходимости такого обсуждения.

- Назову два обстоятельства, которые подтверждают необходимость серьезного разговора о миграционной политике. Одно – формальное. Второе – сущностное.

Формальное связано с тем, что концепция государственной миграционной политики является многострадальным «героем» последнего десятилетия. У нас много говорят о необходимости такой концепции. Есть разработанные государственными органами ее варианты – все они до сих пор «бродят» в правительстве, но не утверждаются. Причина проста: они никого не могут удовлетворить в полной мере. Причем, по разным основаниям люди разных позиций предъявляют свои претензии. Между тем проблемы, связанные с миграционной политикой, со временем только множатся. И сегодня совершенно очевидно: необходимо кардинально изменить подход к концепции государственной миграционной политики для того, чтобы у государства появился утвержденный руководством страны документ.

Второе, сущностное обстоятельство связано с тем, что у нас, к сожалению, не только в миграционной, но и в других политиках полный провал на государственном уровне – и, прежде всего, потому, что нет целевых установок. Обсуждают механизмы и идеологии, но не целевые функции: что хотим, к чему стремимся как государство? В итоге, при жесткой постановке вопроса, никто не может ответить, чего мы хотим достичь введением того или иного механизма? Отсутствие целей и их разбиения на задачи – это, я бы сказал, наша ахиллесова пята в последние двадцать лет...

Но вернемся к миграционной политике. В стране одновременно сосуществуют – в том числе в документах и законах – две полярные точки зрения, отрицающие друг друга. Одни считают, что мигранты – спасение России, что они спасут наш рынок, экономику и т.д. Другие считают, что мигранты – зло, которое окончательно погубит Россию, разрушит ее экономику, культуру, и Россия перестанет существовать.

На мой взгляд, эти две оппозиционные точки зрения равно опасны для России. С одной стороны, объявляя мигрантов едва ли не основным тружеником Российской Федерации, фактически уничтожаем рынок труда, создаем конкуренцию с коренным населением Российской Федерации и плодим этнокультурные проблемы, стимулируем, в частности, этнопреступность, транснациональную преступность и т.д. С другой стороны, объявляя мигрантов – а это, напомню, граждане нашего бывшего единого государства! – носителями зла, стремящимися разрушить нашу Российскую Федерацию, тем самым совершаем святотатство в прямом смысле этого слова. Что бы ни говорили о новых постсоветских государствах, но эти люди – люди русской культуры, которые более столетия жили в рамках русской культуры. Неуважительное отношение к близким и родным нам по духу людям, является узостью и неадекватностью...

У этого явления есть еще одна опасная сторона: возникающие националистические тенденции подрывают русский национальный характер больше, чем любые внешние угрозы со стороны мигрантов. Русская культура всегда – и до революции, и в период советской власти – была открытой системой для других культур, и никогда по национальному признаку никого не делила. Она по сути своей не этническая культура. Напротив, мы знаем, что гордость русской культуры составляют и грузинские фамилии, и татарские, и евреи внесли огромный вклад в культуру и историю России. То, что мы начинаем обращать внимание на этничность, – показатель деградации общества. Деградация дошла до обсуждения цвета волос, разреза глаз и формы носа. Деградируя в сферах, затрагивающих сущность человека, личности, мы переходим не только к взаимоуничтожению по этническому признаку, но и уничтожению потенциала развития промышленности, науки, культуры, образования.

Все названные мной проблемы – базовые составляющие миграционной политики.

Возвращаюсь к концепции. У нас обращают внимание не на главные проблемы миграции, а лишь на полицейские ее стороны. И говорят, как правило, об иммиграции, въезжающих в страну, упуская из вида на порядок более фундаментальный момент – перемещение населения по территории самой Российской Федерации. Между тем у нас обезлюживаются районы, города, поселки, села, наконец, целые регионы. Например, Дальний Восток, Сибирь, районы нечерноземной России. Фактор миграции как выезда населения, эмиграции, там является определяющим. Более того, там смертность иногда в три раза превышает рождаемость. Наблюдается масштабный исход молодежи из регионов. Что мы будем делать в районах Костромской губернии, в регионах Дальнего Востока? Вот где ключевые пункты миграционной политики. Вот с чего должна начинаться государственная концепция государственной миграционной политики. Но у нас одни кричат, что орды нападают извне, нужно их «регулировать», другие – наоборот: у нас все хорошо, но нам не хватает рабов, которых мы навезем из соседних стран, хотя бы из Африки, и они за нас будут работать.

На мой взгляд, мы должны начинать обсуждение с вопроса: как помогать оседлому населению оставаться оседлым.

Теперь к вопросу о том, кто должен участвовать в обсуждении концепции. Прежде всего, думаю, ученые, специалисты в профильных областях. И, конечно же, чиновники, работники ведомств – в итоге формулировать концепцию будут они – политика, в конечном счете, должна быть в виде документа.

Но базовыми экспертами, на мой взгляд, должны быть те, кто работает в сфере регионального развития. Потому что говорить об укоренении населения, об условиях жизни на всей территории Российской Федерации невозможно без предъявления инструментов, которые позволят культивировать накопленный опыт, сохранять и наращивать качество жизни, добиваться расширение островков процветание на конкретные российские территории. Поэтому я бы все-таки сделал акцент не на правовой стороне, не на законодательной стороне, хотя это важно, но на стороне регионального развития.

А начинать разговор, думаю, следует с ключевой проблемы, которая задает тон: с создания квалифицированных рабочих мест. Нужна система перспективной, стратегической занятости. Здесь сходятся вопросы внешней и внутренней миграции. В конечном счете, как показала госпрограмма поддержки переселения соотечественников, всегда возникает вопрос: где человек будет работать, зарабатывать, и, как следствие, обеспечивать достойную жизнь своей семьи. Речь идет исключительно – особенно для молодых людей – о возможности устойчивого карьерного роста.

Международная организация труда называет такие рабочие места – «высокой степени достойности». И в развитых странах их очень четко делят. Наши же горе-чиновники, отчитываясь, рассказывают о гигантском количестве вакансий. Это вакансии, если их представить для публичной оценки, вызовут в лучшем случае смех, а скорее – возмущение. Пример – вакансии на территориях того же Дальнего Востока, предлагаемые переселенцам. В местах, далеких не только от больших городов, но и от районных центров, немало вакансий доярок и механизаторов, которым обещана зарплата от двух с половиной до пяти тысяч рублей!

Абсурд!

Между тем именно в этой сфере миграционная политика соединяется с политикой организации стратегической занятости. И это, собственно, главное. Поэтому мы хотим, чтобы миграционная политика давала возможность людям, которые честно и добросовестно трудятся, живут в России и любят Россию, возможность достойно жить. В этом суть миграционной политики!
Публикации | 03:36, 25.10.2010Автор: журнал "Российская миграция" №4-5 (43-44) сентябрь-октябрь и № 6 (45) ноябрь-декабрь 2010 г. | версия для печати сохранить в .pdf сохранить в .doc


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты