В ходе недавнего визита в Тегеран секретаря Совбеза России Николая Патрушева российскому переговорщику удалось убедить Иран принять предложенный Россией план поэтапного урегулирования ситуации вокруг ядерной программы этой страны.
Как стало известно, в ходе недавнего визита в Тегеран секретаря Совбеза
России Николая Патрушева российскому переговорщику удалось убедить Иран принять предложенный Россией план поэтапного урегулирования ситуации вокруг ядерной программы этой страны. По большому счету он предполагает замораживание, а в перспективе возможно и полное сворачивание действующих в отношении исламской республики международных санкций в обмен на полное сотрудничество с МАГАТЭ по своей ядерной программе.
Москва и Тегеран по объективным причинам крайне заинтересованы друг в друге
Впрочем, на мой взгляд, значение этого визита ни в коем случае нельзя ограничивать официальной повесткой (или даже, можно сказать, официальным предлогом), т. е. вопросом о ядерной программе Тегерана. Вообще, если учитывать недавний визит министра иностранных дел Ирана в Москву, мы должны зафиксировать резкую интенсификацию российско-иранского сотрудничества. Очевидно, что ключевым в повестке дня переговоров и дипломатических усилий руководства РФ является обсуждение ситуации на Большом Ближнем Востоке с целью приведения позиций Москвы и Тегерана к общему знаменателю. При этом особый акцент делается на ситуации в Сирии, в которой присутствуют большие российские, а также иранские интересы.
Мы должны четко понимать, что все предыдущие события – и арабские революции, и агрессия с оккупацией в отношении Ирака и Афганистана – закономерным образом привели к такой ситуации, когда Москва и Тегеран по вполне объективным причинам оказываются крайне заинтересованы друг в друге, вплоть до внешнеполитического союза наших государств. Потому что без Ирана невозможно стабилизировать ситуацию в Центральной Евразии, а также на всем Большом Ближнем Востоке.
Никакие внешние военные агенты «стабилизации и структуризации» не принесут реальный мир и спокойствие. Все это мы видим сегодня на примере Ливии. Везде, где США и НАТО начинают «стабилизировать» ситуацию, в итоге возникает 40-кратный рост производства героина и полная экономическая разруха, как в Афганистане, а также колоссальное количество ни в чем не повинных жертв. Университет Брауна подсчитал, что в Ираке после начала оккупации США погибли не менее 120 000 иракцев. А в Ливии дело и вовсе идет к разделению страны, притом, что до сих пор это было вполне состоятельное государство, являвшееся живым примером реального коммунизма. Но не в том смысле, в которое вкладывали в это понятие такие деятели вроде Зиновьева, а в смысле обеспечения права на удовлетворение основных социально-бытовых потребностей каждым гражданином страны.
Вопрос выстраивания российско-иранских отношений становится ключевым
Отсюда понятно, что вопрос выстраивания российско-иранских отношений на сегодняшний день становится ключевым. Понятно, что есть колоссальное давление со стороны США по поводу продолжения режима санкций в отношении Ирака и участия в этом России. Конечно, Москва внешне будет играть в это, но на самом деле нужно выстраивать новую систему союзнических отношений с Ираном. Есть три ключевые проблемы, которые должны быть решены. Первая – это стабилизация ситуации в Сирии и недопущение любой иностранной агрессии. Второй момент – это вопрос о Кавказе. Именно с Ираном следует обсуждать вопрос стабилизации этого региона, опять же, с целью невмешательства третьих заокеанских сил.
Ну и, наконец, одним из ключевых пунктов в переговорной повестке является решение афганской проблемы. 7 октября этого года исполнится вот уже 10 лет, как США и их союзники по НАТО начали свою операцию «Несокрушимая свобода». Однако мы видим, что ни свободы, ни мира, ни согласия на афганскую землю она не принесла, поскольку американцы решали и преследуют в этом регионе исключительно свои собственные геоэкономические и геополитические цели. Так что Москве вместе с Тегераном нужно прорабатывать новые самостоятельные инициативы.