– Юрий Васильевич, много говорят, что России недостаёт работников, и только мигранты могут спасти ситуацию. Но в то же время мы видим, что и коренные жители нередко остаются без работы в родных городах. Получается, мигранты, наоборот, отнимают рабочие места у россиян…
– То, что происходит с хаотической миграцией и со всеми вытекающими общественно-политическими последствиями – нельзя дальше терпеть.
Пропагандируют миграцию как панацею, в то время как в регионах гигантский дефицит рабочих мест, безработица, частичная или низкоквалифицированная занятость.
У нас отсутствует стратегия по формированию российского рынка занятости и
труда, труд обесценен и часто не позволяет коренному населению элементарно обеспечивать себя и тем более своё воспроизводство.
Проблемами занятости ведает небольшая часть работников Минсоцразвития. Однако никто структуру рынка труда, её динамику, прогнозы всерьёз и глубоко не обсуждает.
Поскольку нет стратегического видения того, что делать с занятостью, нет разделения на стратегическую, перспективную и текущую занятость, – делается ставка на то, что всё разрешится как-то само собой.
А это значит, что когда мы привлекаем неквалифицированную рабочую силу и можем её эксплуатировать как крайне дешёвый труд, то можем подсоединять её даже не к вчерашним, а к позавчерашним
научно-технологическим укладам. Порой самым примитивным.
И пока мы не начнём обсуждать перспективную и стратегическую занятость, не начнём по всей стране делать ставку на дорогой, а не дешёвый труд, эту ситуацию не изменить.
– Но в сохранении такого положения заинтересованы, увы, и многие представители бюрократических структур...
– Потому что они через эти мигрантские потоки, через рекрутирование дешёвой рабочей силы, через создание всяких ограничений получают гигантские доходы.
Ещё проблема – производители, которые используют неквалифицированный труд. Им не надо осуществлять технологическое перевооружение, переходить к производствам следующих технологических укладов.
А иностранный глобальный капитал с восхищением взирает на этот миграционный хаос и извлекает гигантские сверхприбыли из коррупции чиновников, отсталости предпринимателей и беспредела этнопреступности.
Это, так сказать, ключевой интересант, именно эти люди вывозят основной капитал из страны, воруя будущее у наших детей. Но часто именно у этих людей основные ресурсы – и административные, и финансовые. Они дальше вырабатывают соответствующую идеологию. Которую можно обозначить как «Мигранты спасут Россию».
– Ректор Высшей школы экономики Кузьминов и Ко стройную теорию разработали о необходимости привлечения мигрантов…
– Это не теория, а идеология. Теория помогает понять, как оно есть на самом деле. А идеология – это то, что обеспечивает псевдообъяснения в интересах псевдонаучного прикрытия какой-то конкретной жажды наживы.
Идеология – это надстройка, которая всякими баснями, легендами и красивыми словами обеспечивает базовые экономические процессы.
Для этого и продвигаются идеи необходимости мигрантов, их завоза: что страна погибнет без них, что никто не хочет работать из местных там, где работают мигранты, что население у нас избаловано, настроено иждивенчески, не хочет работать. Это специально сформированная идеология.
Делается это упорно и умело, культ миграции ставится в центр российской жизни. Рынком же российского труда при этом никто не занимается. С его структурной деформацией и примитивизацией никто, соответственно, не собирается бороться.
А далее вытекает ситуация, когда, например, говорят, что для обеспечения безопасности авиаперевозок необходимо закупать иностранные самолёты. Обама в прошлом году похвалился, что Россия купит 50 «Боингов» и тем самым будет создано дополнительно, помимо сохранения имеющихся, 44 тысячи рабочих мест для американских рабочих.
– Ситуация абсурдная…
– Она не абсурдная – очень хорошо подготовленная! Тут всё абсолютно просчитано. Это великолепный спектакль идеологический. А за ним – жёсткие, очень выгодные для узкой группки квази-чиновников, квази-учёных, квази-предпринимателей процессы.
Основное, что вызывает эту хаотическую миграцию – деформация рынка труда. Его примитивизация.
За 20 лет число занятых в машиностроении упало в 7 раз, в авиапроме – в 8 раз, в станкостроении – в 15 раз!
Если мы не будем иметь развитые промышленные сферы, в какой-то момент действительно уже будет без разницы – мигранты работают у нас или немигранты – все люди будут работать каким-то архаическим способом. Потому что не будет предприятий, где нужен высококвалифицированный, долго вырабатываемый тип труда. Требующий высокой оплаты.
Обязательно нужно вводить ограничитель нижней планки оплаты труда – например, в 3 евро. Зачем? Без такого ограничения квалифицированный труд будет опять недооценен, недофинансирован со всеми соответствующими вытекающими последствиями.
Важный момент – развитие страны. Просто восстанавливать то, что было раньше, уже бессмысленно – нужно создавать новые отрасли, новые сферы.
Одним из ключевых проектов должно быть создание
новой большой страны. Евразийский союз, недавно заявленный Владимиром Путиным – абсолютно правильный путь.
Нам нужна регуляции миграции ещё и потому, что резко упала экономика в бывших республиках СССР. Например, в Таджикистане с точки зрения ВВП на душу населения разница с российским среднедушевым доходом в 20 раз. С такими перепадами и возникает ситуация, когда третья-пятая часть зарплаты гражданина РФ при её перекачивании в Таджикистан оказывается там уже целым состоянием. Имея разрушенную большую страну с такими перепадами, мы будем иметь все эти негативные последствия, связанные с гастарбайтерством.
Надо отстраивать новую Большую Страну, выравнивать экономики регионов, закрепляя нынешних гастарбайтеров у себя дома, чтобы люди могли нормально жить, а не мотаться по свету. Вместо того, чтобы работать дома и жить с семьями, они жертвуют главной ценностью – осёдлой семейной жизнью, что можно тоже считать гуманитарной катастрофой.
Новая Большая Страна должна развиваться равномерно. Всем нам пора подниматься. Солидарно, дружно создавать
общество развития в интересах большинства населения наших новых государств.