Комментарий АиФ | 29.01.2015
Инфляция в России продолжает набирать обороты. Сможет ли правительство приструнить спекулянтов, которые вносят немалый вклад во взвинчивание цен, или у государства совсем не осталось влияния на рынок?
Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:
— У сегодняшнего кризиса в России три причины. Первая - максимальная хаотизация народного хозяйства. Термин «народное хозяйство» уже больше 20 лет считается ругательным. В результате грабительской приватизации рынок поделён между монополистами (они есть практически в каждой отрасли), которые руководствуются исключительно своими корыстными интересами. Эффективных рычагов влияния на них у правительства нет. Более того, ввести сегодня режим ценообразования - значит признать провал неолиберальной экономической политики, которая проводилась в РФ с начала 90-х и в основе которой - постулат о том, что все перекосы должны регулироваться самим рынком, без участия государства. А многие члены правительства - ярые адепты неолиберализма.
Вторая причина бешеного роста цен - зависимость российской экономики и рынка. Мы зависим от цен на нефть. По сути, правительство сейчас сидит и покорно ждёт, что будет с нефтью. Мы зависим от импорта продовольствия. Наконец, у нас есть технологическая зависимость от Запада. Даже если мы что-то производим в России, то 60-70% комплектующих к этой продукции завозится из-за рубежа. Именно поэтому выросли цены не только на «их» айфоны, но и на якобы «наши» йотафоны. После введения контрсанкций чиновники как манны небесной ждут дешёвой отечественной сельхозпродукции. Но откуда она появится, если 95% того же семенного картофеля мы завозим из-за границы, а селекционная работа по выводу новых сортов в России разрушена?
Наконец, пытаясь побороть инфляцию, правительство ошибочно зажимает денежную массу путём сокращения инвестиций и удорожания кредитов. Мол, не будем печатать деньги - и нам удастся сдержать рост цен. Но инфляция в России носит не монетарный характер. Нашей экономике, как капельница больному, нужны денежные вливания, чтобы оживить и разнообразить производство, задавить дорожающий импорт и монополистов-спекулянтов. Надо печатать много новых денег под продуктивный промышленный кредит, а для этого нужен новый ЦБ. Без этого галопирующего роста цен не остановить.