Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Март 2015 »»
пн вт ср чт пт сб вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

В умирающую отрасль молодёжь не пойдёт

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации19:48, 05.03.2015
задать вопросспросить Крупнова
Надо сделать станкостроение приоритетной политической задачей государства

Интервью ИА «REX» | 03.03.2015

Сегодня единственный в России производитель высокоточных токарных станков находится в Самаре. В советское время завод слыл одним из крупнейших производителей станков, здесь трудились около 2,5 тысяч человек. Порядка 40% продукции Самарского завода шло на экспорт - в основном в Европу. На сегодняшний день - это маленькое предприятие, на котором работает 80 человек. Завод производит 60-70 станков в год. О том, что происходит со станкостроением в России и почему государство не обеспечило отрасли должной поддержки, поговорили с председателем Движения развития, председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, с Юрием Крупновым.

Ю.К: Ситуация по Самарскому заводу типична, но она сегодня выглядит ещё как успешная, поскольку за последние 25 лет более сотни станкостроительных предприятий были вообще уничтожены. Количество занятых в станкостроении за это время упало в 20 раз! Сегодня минимум 90% станков импортируется, т.е. являются зарубежными. Страна практически потеряла свой технологический суверенитет, что разрушает в целом перспективы российской промышленности, а с точки зрения безопасности и обороны - поставило страну в крайне уязвимую ситуацию.

К сожалению, российские власти только в августе прошлого года стали обозначать проблему технологического суверенитета. Организацию же нового национального станкостроения я продвигаю с 2007 года. Совместно с Ассоциацией станкостроения нам удалось инициировать несколько совещаний на самом высоком уровне, и дело частично сдвинулось в понимании вопроса. Но за последние 8 лет так и не создано самое главное – национальный станкостроительный холдинг. В 2012 году мы договорились с белорусами даже делать совместный российско-белорусский станкостроительный холдинг, который мог бы выступить организатором новой технологической базы и наших государств и Евразийского Союза в целом. Однако системной работы федеральной власти в РФ по этому критическому направлению до сих пор нет. Проходят лишь отдельные единичные разрозненные мероприятия.

Более того, не вслух те, кто по функционалу отвечает за станкостроение в стране, полагают, что, чем делать с нуля своё собственное станкостроение, лучше торговать чужими станками или, в лучшем случае, открывать филиалы западных фирм, делать ставку в станкостроении на "отвёртку". Но это, по сути, отказ от технологического суверенитета. В совокупности это результат отсутствия правильной промышленной политики в стране.

REX: Что мешает нам сегодня отказаться от привычной модели экономической политики? Как организовать поддержку станкостроению?

Ю.К:
Мешает то, что только сейчас руководство страны стало задумываться о необходимости восстановления технологического суверенитета страны. Высокие деятели публично заявляли ещё 2-3 года назад, что свои станки нам не очень-то и нужны, что всё равно придется всё закупать за рубежом, главное производить свою оборонную продукцию. Да и сегодня большинство мечтает об отвёрточных производствах, не веря в свои силы.

Второй момент – это колоссальное низкопоклонство перед Западом. Представление у подавляющего числа наших элит следующее: Россия не способна иметь собственную технологическую базу и производить современную станкостроительную продукцию, да и не только современные станки, но и крупное машиностроение нам, русским, не под силу. Вот нефть качать мы рождены, а строить сложные машины - нет.

А с другой стороны нанятые "патриоты" последние годы орут везде, что у нас всё в порядке, всё, мол, уже производится, что Россия встала с колен. Эти низкопоклонники перед Западом и псевдопатриоты не дают возможности даже правильно поставить задачу по станкостроению.

Третье – это вообще-то крайне сложная задача, которая должна находиться под постоянным контролем главы государства. Это задача сравнима с атомным или космическим проектом в 1940-50-е годы. Должен быть публично назначенный Главой государства организатор, который будет ответственен и перед президентом и перед страной за новое российское станкостроение. Но станкостроение опускают до уровня департамента Минпромторга или отдельного случайного холдинга в Ростеке - как системный проект не рассматривают. Значит, и результата не будет.

Очень важно и то, что те, кто занимается сейчас машиностроением, попросту не понимают проблемы восстановления технологического суверенитета. В результате нет взаимодействия станкостроения с машиностроением. А новую технологическую базу можно создать только продвигая вперед и восстанавливая основные машиностроительные сектора: и авиапром, и судостроение, и специальные машины для горного оборудования и другие. Пока нет системного взгляда на эту проблему и должного понимания. Поэтому и нет продвижения вперед.

Наконец, у нас в государстве станкостроение отделено от проблем технологии. В конечном итоге получается позорный абсурд: в Послании Федеральному Собранию Президент требует запустить национальную технологическую инициативу, работают Сколково и т.п. отдельные проекты по технологиям, но никто из тех, кому это поручается даже не представляют себе сферу станкостроения, полагая, очевидно, что технологии России растут где-то на деревьях в заповедниках типа Сколково, а не в индустрии станкостроения.

REX: Специалисты отмечают, что в структуре спроса на высокоточное отечественное оборудование происходит деградация. Представители отраслей запрашивают у производителей оборудование вчерашнего и позавчерашнего дня. Станкостроители просят поддержать смежников - их нужно обеспечить квалифицированными кадрами, тогда пойдёт настоящий спрос. Не секрет, что в промышленном производстве остро стоит вопрос по кадрам. Как привлечь молодежь в промышленность?

Ю.К:
Без понимания того, что наше новое станкостроение – это по сути наш новый космический или атомный проект, без выделения персонально ответственного за эту программу, молодёжь мы в промышленность не вовлечём. В умирающую отрасль молодёжь не пойдёт, поэтому надо сделать задачу восстановления технологического суверенитета страны приоритетной политической задачей государства, а не оставлять решение этой проблемы на уровне департамента или ещё меньше у Минпромторга.

В целом, не ясно, на что вообще надеются наши "ответственные" за промышленность и технологическую базу страны? Уже потеряно столько времени и средств, но, очевидно, собираются и дальше симулировать "вставание с колен"...
Публикации | 19:48, 05.03.2015Опубликовано: ИА «REX» | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты