Сегодня пришло время не только придать процессу проектирования и строительства индивидуальных домов государственный организованный характер, но и превратить домостроительство в полноценное градостроительство и в ядерную отрасль восстановления жизни в стране.
Поместная урбанизация вовсе не является формальным переводом многоэтажной городской России в Россию малоэтажную, одноэтажную или двухэтажную[i].
Это, в определённом смысле, один из самых простых и фактически пройденных этапов, начало которому было положено в 1989 году принятым по инициативе министра строительства СССР Ю.П. Баталина постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О развитии индивидуального жилищного строительства».
Данным постановлением впервые после эпохи массовой застройки социальным многоэтажным жильем на основе бетона разрешалось индивидуальное строительство. И, несмотря на известную ограниченность этого разрешения (так, под индивидуальную застройку предлагалось выделять землю исключительно класса «неудобье»), оно положило начало малоэтажному домостроительству, альтернативного массовому многоэтажному многоквартирному жилью.
Сегодня пришло время не только придать процессу проектирования и строительства индивидуальных домов государственный организованный характер, но и превратить домостроительство в полноценное градостроительство и в ядерную отрасль восстановления жизни в стране.
Градостроительство же означает, что должны создаваться новые города и системы именно городского расселения в новой форме и что каждой молодой семье, если она пожелает, будет предоставляться на чрезвычайно льготных условиях свой собственный дом и поместье с полным инфраструктурным обеспечением мирового качества городской, именно городской жизни.
Тайна дома в России XXI века состоит в том, чтобы вокруг каждого отдельного и автономного строения, здания и самого поместья образовывалась полноценная, насыщенная и содержательная городская жизнь. То есть тайна в том, чтобы за отдельными домами увидеть развитый посёлок или нового типа городок - разглядеть и построить передовую общественную форму жизни.
Для того, чтобы отличить города, создаваемые на основе системы поместий, от привычных нам городов и для того, чтобы в максимальной степени привлечь и использовать российский и зарубежный опыт организации специальных форм городской жизни типа технополис[ii], техноэкополис[iii], экополис, нооград или ноополис[iv], зоополис[v], агрополис, пайдейяполис, и др., мы предлагаем называть новые города полисами.
Полисами - poliV - в Древней Греции назывались полноценные города-государства. Известный всем пример – Афины периода расцвета VI – V вв. до нашей эры. У римлян города-государства назывались «цивитас» (civitas), откуда и берёт своё начало идея цивилизации. А за идеей полиса в целом стоит идея политического, но не столько как участия в органах управления страной и уж тем более не как политиканства, а как системы общественного развития.
Полисы в России 21 века и должны стать такими центрами и «точками» общественного развития и общего подъёма страны через поместную урбанизацию.
Характерной особенностью полиса было то, что он представлял собой объединение демов - самоуправляющихся сельских и городских общин, каждая из которых имела свое собрание (орган управления), суд, финансы, религиозный центр и т.д. и которые держались на землевладельцах («помещиках»).
Однако ярко выраженный «горизонтальный» характер связей с полисе всё же не позволяет его отождествлять с самоуправлением или земской системой в привычном нам смысле, поскольку главным в полисе была концентрация общественной энергии и духа на выдвижение предельных программ развития – мировых миссий и стратегий. Полисы скорее напоминают собою укоренённые в данной местности и стране корпорации, способные на выдвижение или принятие на себя миссий, программ и целей мирового и национального развития.
Именно наличие таких миссий составляет смысл полиса как города-государства, т.е. не только города, но и государства.
Причём, реальность полисов в полной мере невозможно описать не в понятиях местного самоуправления и земства, ни в понятиях западных муниципий и коммун, традиционно любимых российскими обществоведами, которые по преимуществу являются чистыми «западниками».
Полис впервые состоялся как способность его граждан выявлять принципиальные основания собственной жизни и ставить стратегические цели общественного развития – т.е. делать подлинную политику.
Ключевым процессом образования полиса был «синойкизм», т.е. составление и сложение отдельных домовладений или групп домовладений, племён, демов и триб в густо населенные пункты Эллады - в города-государства. При этом, разумеется, не надо понимать сонойкизм как исключительно физическое сселение, поскольку в основе лежало достижение политического и социально-экономического единства землевладельцев.
Вот как описывает этот процесс видный специалист в области градостроительства и городского хозяйства начала прошлого века Л.А. Велихов.
«Согласно исследованиям К. Бюхера, Fowler’а, Fustel-de-Coulanges, процесс урбанизирования совершался у греков и отчасти римлян со своеобразной логикой. Они вступили в историю, как и все народы, в состоянии чисто сельской жизни, рассеянные в открытых деревнях, питаясь плодами земли и слабо сплоченные по племенам. Но затем эти племена в значительной своей части оставили сельскую жизнь, основались в города и устроили за крепкими стенами свободную общину не только по приказанию влиятельных повелителей, но и по доброй воле (теория свободного договора).
Нет сомнения, что при образовании так называемого синойкисмоса (сожительства), или сложения населенных пунктов местности в город, в большой степени проявилось свободное коллективное творчество греков. Возникшие города заключали между собой союзы (симмахии), которые в свою очередь основывали колонии, повторявшие это устройство уже внутри варварских стран. Так основалась целая система муниципально-политического сожительства. В своей основе она имеет экономическую причину: невозможность жить и заниматься оседлым земледелием вне защиты укрепленных центров, куда земледельческое население спасалось в случае периодически повторявшихся нападений врагов».
И ещё: «Вторым, по времени возникновения, основным типом городского строя является несомненно «город-государство» античного мира…
Это в высшей степени интересное явление, впервые описанное Fustel de Coulanges в его классическом труде «La cite antique», возникло также в рабовладельческую эпоху, но в значительно более поздний ее период когда, вместо повсеместного, однородного натурального хозяйства и застывших каст древнего Востока, мы встречаем уже значительное разделение труда, некоторое развитие торгового капитала и связанную с ними оживленную борьбу классов. В это время ликвидируются грубые типы господства и простейшие единоличные формы власти, а закладывается новая дифференцированная система политического управления, опирающегося на города как на социально-энергетические центры и на возникшее в них своеобразное классовое расселение. Эта эпоха служит богатейшим историческим источником и для современной «муниципальной науки»: самые понятия «городского хозяйства», «городского благоустройства» возникли там; оттуда же вышли и такие термины, как «коммунальный», «муниципальный», «куриальный». Более того: все важнейшие проблемы муниципально-общинного управления и самоуправления впервые зародились в «городе-государстве» греков и римлян»[vi].
В российских полисах грядущего века частично будут присутствовать элементы западных, родившихся в Средние века, «городских коммун» и «муниципиев», которые традиционно определяются прежде всего с точки зрения наличия у горожан (буржуа, бюргеров) земли и домов в собственности и приоритет товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности.
Вот как предлагает «понимать суть коммуны» современные исследователи: «Коммуна – естественное объединение собственников-налогоплательщиков, образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными законом и населением осуществлять компетенцию и вести коммунальное хозяйство, основанное на ассоциированной собственности. Это понимание коренным образом отличается от советского, для которого коммуна – административное объединение граждан, лишенных собственности.
…Ярмарка привлекала на постоянное жительство ремесленников и торговцев. Последние же, волею судеб соединенные вместе, вынуждены были решать проблему совместного общежития: объединять часть своего капитала и создавать общее хозяйство ради благоустройства места проживания (замощение и уборка улиц, организация элементарных бытовых удобств, ночная стража, содержание профессиональных солдат, судей и т.п.), разрабатывать собственные правила жизни. В основу правил коммунального самоуправления легли законы рыночной (ярмарочной) деятельности»[vii].
Однако присутствие элементов коммунального самоуправления не будет главенствующим.
Основой античного и российского полиса является не столько экономическое, сколько общественно-политическое объединение, т.е. выработка и проведение в жизнь мировой миссии. И только там, где на основе поместий создадутся такие миссионные объединения, полисы и выступят социально-энергетическими (по удачному выражению Л. Велихова) центрами России.
Поэтому состоятельность полисов определяется тем, сумеют ли они стать основой поместной урбанизации в российской традиции – т.е. опорными пунктами и центрами страны, несущими самой «ткани» восстановления и развития российской государственности.
Дело ни в коем случае нельзя сводить к экономике.
Это только в такой разрушенной стране как Россия дикая элита может бесконечно поклоняться экономике, разглагольствовать о ней как «матери и основе всего», а в качестве главного героя нашего времени выдвигать экономистов.
Экономика – следствие и функция от социального, культурного и антропологического развития и труда. А в нашей стране экономика тех, кто обслуживает власть, и подавно не имеет никакого отношения к созиданию. Подавляющая часть высокопоставленных экономистов никогда не заработали ни рубля и не способны это делать. Они представления не имеют о том, как создавать национальное богатство, а умеют только рассуждать о том, как делить уже имеющиеся ресурсы.
Блестяще сформулировал функцию экономиста в современном мире доктор экономических наук, первый проректор Государственного университета - Высшей школы экономики (главного центра – цитадели - по экономизму).
Вот цитата из выступления Л. Якобсона на радио «Эхо Москвы» 1 февраля 2000 года: «Когда говоришь о социальных проблемах – не вообще, а в нашей российской реальности рубежа 1990-2000 годов, – очень трудно говорить об этом как экономист, но надо говорить об этом как экономист. Все мы хотим жить хорошо, все хотим, чтобы окружающие жили хорошо. Но ведь экономист о чем, прежде всего, вспоминает? Об ограничениях. Экономист – это, прежде всего, человек, который может предложить стратегию оптимального использования тех ресурсов, которые есть»[viii].
Знание ограничений является чрезвычайно важным. Но города и перспективная урбанизация являются способом создавать ресурсы, которых нет и которые с городов только и начинают быть и создавать новое национальное богатство.
Без осознания и прочувствования этого главного закона общенационального развития любой страны и России особенно не стоит даже и браться за государственное управление или восстановление страны.
Однако надо понимать, что возникновение новых форм жизни, появление сконцентрированной в данном месте социально-культурной и цивилизационной энергии, что и определяет создание полиса, никогда не является автоматической функцией от инфраструктур и иных внешних условий жизни.
Л. Велихов также неоднократно указывал, что главным вопросом является то, «как именно и почему данное место, а не другое место рядом делается центром сосредоточия капитала, продолжает оставаться в тени». При обязательном привлечении и учёте всех средств развития данной территории, при вооружении градостроительной и иной технической культурой, мы всё же должны понимать, что в конечном счёте процветание или запустение и деградация данного именно места решается нашими конкретными усилиями, нашим духом и благодатью.
Особенно важным для создания новых полисов является знание прототипов, органично созданных на протяжении веков российской истории, а также тех западных аналогов, которые надо изучать и заимствовать отдельные элементы.
Мы уже упоминали кратко в статье «Страна-сад»[ix] о разнообразных проектах городов-садов. Представим и другие прототипы возможных новых российских полисов. Мы убеждены, что, только зная подлинные богатства российских прототипов и зарубежных аналогов, получится создавать новые города-полисы.
Совсем недавним и до сих пор ещё существующим в натурном виде на территории всей страны прототипом полисов в России являлись молодые академгородки и наукограды.
Здесь навсегда образцовыми останутся основанные соответственно в 40-х и 50-х годах Арзамас-16 (ныне город Саров) и Новосибирский Академгородок, поскольку в них наиболее наглядно представлен миссионный смысл и основание полисов.
Арзамас-16 создавался для создания советского атомного оружия и достижения ядерного паритета СССР с США и НАТО. Не случайно рядом разных философов и мистиков России значение этого до сих пор прочно «закрытого» наукограда определяется столь высоко, что естественным является сближение его роли с деяниями святого Серафима Саровского, а успех в разработке и создании ядерного оружия объясняется тем, что Божия Матерь раскинула свой покров над страной и помощью в создании абсолютного оружия спасла тогда и продолжает спасать Россию.
Новосибирский Академгородок также являлся следствием оригинальной и правильной миссионной программы развития Сибири и Дальнего Востока через создание в дополнение к передислоцированной с Запада на Восток в годы войны промышленности специального целевого города научно-исследовательских разработок, города-КБ (конструкторского бюро). Огромную роль здесь сыграл гений академика Михаила Алексеевича Лаврентьева, который и подобрал место под Академгородок и был его душой и организатором.
Именно вокруг Академгородка было создано Сибирское отделение Академии наук, именно на основе Академгородка был реализован принцип знаменитого «лаврентьевского треугольника»: наука - кадры - практическое использование. Именно в Академгородке возникла система физтеха и была создана первая в стране специализированная физматшкола.
Чтобы почувствовать грандиозность созданного в конце 50-х годов форпоста научного развития Сибири приведём два описания и восприятия феномена Новосибирского Академгородка.
Анна ЩЕРБАКОВА
«Вечерний Новосибирск», 09.12.99, N 94
Городок наш ничего...
Фото с сайта Album of Akademgorodok
Если спросить у новосибирцев, какой район города им больше всего нравится, большинство ответит - Академгородок. На последующий вопрос «почему?» можно услышать разные доводы - чисто, красиво, зелено, тихо. Настоящая земля обетованная. Лишь иногда в разговоре промелькнет - «говорят, там радиации много...»
Когда-то давно, лет эдак двадцать назад, жители и гости Новосибирска ездили в Академгородок просто для того, чтобы погулять по его улицам. Просторные, но не шумные проспекты, подстриженные газоны и липовые аллеи, разнообразие цветов. Наконец, просто настоящий сосновый лес, маленькие тропинки которого неожиданно приводят то к университету, то к Обскому морю. И, что больше всего радовало глаз, - чистота. Измученные городской пылью и суетой горожане дышали свежим воздухом и удивлялись: надо же, и почему так не везде? Другие вздыхали: конечно, академикам - все условия. Как-никак, научный центр Сибири, а в науку тогда вкладывали очень большие деньги.
Городку всего сорок с небольшим лет. Еще не совсем состарились и даже активно работают те, кто в годы своей юности приехали из разных уголков страны поднимать сибирскую науку и строить уникальный научный город. В отличие от множества разбросанных по бывшему Союзу «почтовых ящиков», создатели Академгородка подумали не только о зданиях институтов, но и о людях, которым предстоит в них работать. Школы, детские сады, поликлиника и Центральная клиническая больница строились одновременно с жилыми домами, и не где-нибудь на отшибе, а прямо здесь, рядом с будущими исследовательскими лабораториями. Несмотря на нажим, старались не следовать типовым госпроектам, а построить что-то более современное и приятное взгляду. Так появился Дом ученых, позже - Торговый центр. Кто сейчас скажет, что эти здания уже устарели? Хрущев, когда ему показали проекты жилых домов нашего научного городка, высказался против многоэтажек. Их построили уже гораздо позже, и среди них есть даже несколько обычных серых девятиэтажек, но обнаружить их за высокими соснами - дело непростое. Потому что лес - это главное. При возведении спортивного стадиона НГУ в липовой роще каждое деревце осторожно выкапывали и пересаживали в другое место. Чтобы не пропало.
«Аборигены» - так называют в Академгородке тех, кто первым приехал делать сибирскую науку, - любят вспоминать о том, как своими руками сажали маленькие сосенки. Или - еще раньше - как пробирались в валенках по глубокому снегу из временных домиков в Институт гидродинамики - на занятия вечерней школы. Как верили в то, что делают великое дело. И ничуть не жалели о том, что молодость прошла в далекой от обеих столиц Сибири.
Говорят, что когда-то «восьмерка» - автобус, идущий до Академгородка, - была самым интеллигентным маршрутом. В нем все читали книги, а на остановках садились спокойно и в порядке очереди. Книги читают и сейчас, и очередь на остановке тоже еще можно увидеть. Но, когда подходит «восьмерка», от чинной очереди не остается и следа: попасть в автобус, несмотря ни на что, - одна из первых наук, которую постигают первокурсники НГУ. И даже не всегда понятно, кто больше всех толкается - студенты ли или бабушки-дачницы с огромными рюкзаками за спиной...
В наш бурный век рекламы и мелкого бизнеса в Академгородке почти нет огромных навязчивых рекламных щитов. На углах не стоят коммерческие ларьки и не растут, как грибы, автостоянки. На первых этажах домов по-прежнему живут люди - нонсенс для центральных улиц почти всех районов Новосибирска. Да, магазинчики есть, но пока им хватает места в специально построенных ранее зданиях или, в крайнем случае, в подвалах домов. Но это редкость. Все покупательские требования удовлетворяет Торговый центр с прилежащим к нему микрорынком.
Улица Ильича - местный Арбат. Приятно полюбоваться на живые цветы, посмотреть очередную выставку-продажу картин местных художников на ступеньках ДК «Академия». Здесь же можно найти редкие экземпляры книг или просто побеседовать с продавцом деревянной посуды.
И все же не тот уже Академгородок, что был раньше. По разным причинам начинает пропадать лес - после сильного ветра то тут, то там заметны поваленные деревья. Во дворах вдруг появились переполненные мусорные баки. На стенах подъездов тоже есть надписи, и сломаны детские качели. Утверждают, что раньше это было немыслимо. Теперь же пришли иные времена.
Но пришла зима, и снег красиво лег на зеленые лапы могучих елей. Утром первого января, когда весь город отдыхает, специальные машины расчистят дороги и уберут сугробы с тротуаров. А весной, когда снег растает, эти же машины сметут и увезут накопившийся за зиму мусор. Студенты университета своими руками совершенно добровольно очистят лес на Цветном проезде. «Какая радиация?! - смеются они. - Это всего лишь Институт ядерной физики». Снова появятся клумбы с цветами, газоны опять начнут подстригать. Академгородок по-прежнему будет самым красивым, тихим, зеленым и чистым. Дай-то Бог, чтобы и Новосибирск когда-нибудь стал таким же.
И вот ещё. Размышления Замиры Ибрагимовой в газете «Известия» начала 1998 года.
В прошлом году не пышно, но прочувствованно отмечали сорокалетие Сибирского отделения большой академии. Остряки горько шутили – сороковины отмечаем. Поминки, то есть.
Ситуация аховая. Содержать науку государство (или те, кто за него) практически отказывается. Трубы везде текут – срок подошел. "Хрущевки" от ветров стонут – неровен час... Саженцы, заботливо выращенные в питомнике, спят и видят себя где-нибудь подальше, в каких-нибудь садах Семирамиды. И при малейшей возможности – туда, в чужую благодать, готовую принять все ценные отходы наших "реформ".
На недавней пресс-конференции новый ректор НГУ Николай Диканский сообщил, в частности, что в американской лаборатории имени Ферми сложилась целая футбольная команда из выпускников нашего университета. А кто-то привез в Академгородок снимок: выпускники НГУ, жители земли обетованной, собираются под лозунгом: "Могущество Израиля таки да прирастает Сибирью". Значит, не забыли, что при въезде в городок аршинными обветренными буквами Михайло Ломоносов заверяет соотечественников: "Российское могущество прирастать будет Сибирью". Хоть это помнят – уже приятно. Наши властители и это забыли.
…
Нет у меня на планете любимее места, чем Академгородок. Могла удрать хоть в ту же Москву, звали на хорошую должность, с хорошей квартирой. Отказалась, однако. Какого черта! Городок... То самое одухотворенное Отечество, которое одно и бесконечно дорого и сокровенно близко.
На каком оно сегодня дне, любезное мое Отечество? Эта Атлантида, в реальность которой и поверить-то нынче трудно, – так отличны от нынешних царившие там некогда нравы?
Сама по себе грандиозная переброска первоклассных умов из центра в Сибирь на фоне нынешних бесконечных утечек мозгов и мозгишек в иноязычные хлебные места представляется сюжетом едва ли не фантастическим.
Но ведь было же! И не переброска – добровольное перемещение интеллекта. Мчались на восток, потому что на запад ворота и калитки были закрыты? Нет. Оставлю себе слова о пользе и благе Родины – кто в них сегодня поверит...
Возьму для доказательства аргумент более современный: выгода, личная выгода незабвенных отцов-основателей. Масштабный, дерзкий проект и – возможность его осуществить. Пик личностной реализации в условиях максимального благоприятствования – от такого разве бегут?!
Выгода, правда, не современная. Не в том, чтобы ободрать Отечество и засветиться в списках "самых богатых людей" вполне обозримого, оказывается, земного шара. И не в том, чтобы ловко пристроиться к уютной пожизненной кормушке, чудесно наполняемой при всех недородах-недоборах. И даже не в том, чтобы отгородиться от мира благополучием, защитив его глубокими заборами, непроницаемыми стенами, тройными дверями.
Когда-то Хрущев, оказавшись в гостях у Лаврентьевых, поразился скромности их быта, самого жилья – легендарной теперь уже "избушки лесника" на краю оврага, крохотного, в сущности, домика из трех комнат с пристроенной утепленной верандой. И Хрущев сказал Вере Евгеньевне, жене Михаила Алексеевича: стройте такой дом, из которого вам никогда не захочется уезжать.
Дом построили неподалеку от "избушки", двухэтажный, просторный, по индивидуальному проекту, с ванной под рост Лаврентьева (метр девяносто, между прочим), с продуманными удобствами для хозяйки. По тем временам – хоромы. Так что же? Переехали Лаврентьевы, да прожили там недолго. Все и всяческие излишки тяготили чету. Вернулись в "избушку". Дом долго выполнял роль гостевого, сейчас в нем музей Академгородка.
С "выгодой" отцы-основатели не просчитались – героям легенд смута и хаос только в приумножение заслуг.
Замира ИБРАГИМОВА.Академгородок. - «Известия», 1998, 31 марта (N 58), с.5.
Другими показательными наукоградами уже второго поколения являлись изначально и оригинально построенные в 60-е годы прямо среди леса и для пешеходной жизни Дубна и Черноголовка.
Пример наукоградов важен и в том отношении, что они задают правильный образ российского полиса как миссионного города-сада.
Чтобы были процветающие полисы как соединения поместий и родовых домов – необходимы общенациональный и государственный порыв и воля. Само по себе ничего не просто не будет, но и принципиально быть не может.
Во многом советский опыт академгородков и наукоградов и американский опыт «зон развития» был положен в основу японской стратегической программы 70-х годов «Технополис». Вот как описывается идея технополиса в учебном пособии для муниципальных служащих под редакцией С. В. Вобленко «Основы местного самоуправления».
«Традиционно под технополисом понимают город, в экономике которого ведущую роль играют исследовательские центры новых технологий и использующие эти технологии предприятия. Однако это определение не отражает главного: новые технологии служат здесь лишь инструментом для создания иной системы взаимоотношений между самими людьми и между людьми и природой.
Впервые, стихийно, процесс создания технополисов начался в США, но лишь Япония сделала его осознанной политикой, сформулированной на государственном уровне. Здесь в 70-хгг. была разработана стратегическая
В Японии - это «линия развития, в основе которой лежит государственно организованный процесс сознательного использования научного и культурного потенциала человечества в интересах сохранения и процветания японской нации…
Структуру технополиса можно описать тремя основными блоками: ядро, периферия ядра и система связей, обеспечивающих целостность всей структуры.
1. “ЯДРО” (состоит из 4-х элементов):
* исследовательский центр (университет или институт), организующий разработку передовых технологий, и связанные с ним предприятия; а также курсы повышения квалификации, где работники учатся овладевать новыми технологиями;
* центр технической информации (с выставочным залом);
* бизнес-инкубатор.
Задача “ядра”, как ее определяет губернатор Оиты, – разрабатывать высокие технологии, а на их основе – локальные технологии, применяемые местными предприятиями.
2. “ПЕРИФЕРИЯ ЯДРА” строится из трех крупных блоков:
* жилой зоны и обслуживающих ее предприятий и служб;
* зоны рыночной инфраструктуры, требующейся для организации бизнеса;
* условно говоря, производственной зоны.
Возьмем производственную зону.
Предприятия, потребляющие локальные технологии, расположены по всей территории префектуры и группируются в три сектора технополиса:
* “маринополис” (морское пастбище, связанное компьютерной системой с рыбопромышленным институтом): выращивание рыбы с заданными свойствами;
* сельскохозяйственный комплекс: набор производств, обеспечивающих взаимодействие с промышленностью и научными учреждениями в целях использования передовых технологий в сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции (связаны компьютерной сетью с соответствующим НИИ и друг с другом);
* нефтехимический и металлургический комплексы, расположенные вокруг аэродрома, посреди огромного мандаринника (хотя при этом экологически чистые мандарины – одна из статей экспорта провинции).
Предприятия относятся к мелким и средним, они широко расположены на местности, чтобы привлечь предпринимателей и обеспечить условия для экологической безопасности и охраны природы…
…При всем разнообразии национальных проектов, конкретных форм и географии технополисов (США, Франция, Япония, Австралия), можно выделить общую закономерность их формирования: сочетание ориентации на новые технологии ХХI века и максимальное использование существующих возможностей и научно-технического потенциала региона.
Этой двуединой стратегии соответствуют методы региональной политики – создание в регионе “центров роста” и стимулирование властями мер по максимальному использованию местных возможностей»[x].
Интересными формами современного градостроительного полисного творчества являются и такие французские формы как новая агломерация и зоополис.
Воспользуемся их описаниями из того же учебного пособия под редакцией С. В. Вобленко «Основы местного самоуправления».
«Во Франции новые городские агломерации названы “новыми” не случайно. Они характерны для регионов, где небольшие города (до 60–100 тыс.) объединяют свои усилия и формируют регион интенсивного развития. Политика “новых городов” преследует ДВЕ основные ЦЕЛИ: организовать развитие пригородов агломераций и создать объединения, предоставляющие жилье, работу и отдых.Было создано 9 новых агломераций, в т.ч. 5 в районе Иль-де-Франс (Сержи-Понтуаз, Эври, Мелэн-Сенар, Марн-ла-Валле, Сент Квентин-ан-Ивелин) и 4 в провинции: Иль д’Або (Изер), Рив-де-л’Этан-де-Берр (устье Роны), Водрей (Сен-Маритим), Вильнев д’Аск (Север).Создание агломераций и принципы их функционирования регламентируется законом от 13 июля 1983г. (с изменениями, внесенными законом от 8 августа 1989г.). Определение границ урбанизации осуществляется префектом департамента по согласованию с соответствующими районным, генеральным и муниципальными советами. Основанием для действий префекта является решение “надкоммунального” органа – “сообщества агломерации” или “синдиката агломерации” (за решение должны проголосовать 2/3 муниципальных советов, представляющих 3/4 населения зоны агломерации). Сообщества или синдикаты агломераций являются временными структурами, создаваемыми для переустройства территории, и пользуются особым юридическим и финансовым статусом. По окончании деятельности, связанной с решением поставленной перед агломерацией задачи, осуществляется возврат к коммунальному статусу путем слияния коммун (части коммун) в границах периметра урбанизации. Примером может служить городская агломерация, расположенная в долине реки Марны, зона Марн-ла-Валле (18 км от Парижа).
…Центральная часть зоны – сектор (район) Валь-Мобюз – имеет 6 небольших городов-коммун с общей численностью около 85 тыс. человек: Шамп-сюр-Марн (20 тыс.), Круассен-Вобур (2 тыс.), Этрэивиль (6 тыс.), Лоно (12 тыс.), Нуазьель (16 тыс.), Торен (18 тыс.). Для управления развитием, строительством и функционированием агломерации законом Франции от 13.07.83 был образован Синдикат. Он объединяет 6 названных коммун. Полномочия Синдиката формируются путем делегирования ему коммунальных полномочий. Учредительный устав Синдиката четко фиксирует: размер взноса каждой коммуны в расходы Синдиката и объем переданной компетенции. Коммуны могут присоединяться лишь к части выполняемых Синдикатом функций. Это обеспечивает гибкость в учете интересов различных коммун, поскольку позволяет выбирать участие в тех видах деятельности, которые интересуют коммуну-учредителя в данный момент.
Основная компетенция Синдиката:
* осуществление функций коммун по вопросам проектирования и инвестиций в градостроительство, жилье, транспорт, а также по вопросам экономического развития;
* оказание различных услуг коммунам: работы по содержанию и ремонту зданий, эксплуатация парка коммунальных машин, путей сообщения, зеленых массивов;
* финансовая помощь социо-культурным ассоциациям;
* выполнение дополнительных функций по обслуживанию населения, переданных Синдикату тремя из шести коммун-учредителей.
ПРАВА Синдиката:
* разрабатывает и одобряет местную схему землепользования;
* определяет зонирование территории;
* президент Синдиката подписывает все акты по землепользованию (в т.ч. разрешения на строительство);
* регулирует экономическое развитие территории и осуществляет координацию действий инвесторов, компаний, государственных органов;
* он уполномочен быть единственным гарантом качества развития зоны Валь-Мобюз.
ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ Синдиката зоны Валь-Мобюз является Комитет, в котором каждая коммуна представлена двумя делегатами. Комитет имеет статус муниципального совета, избирается на 6 лет и обновляется одновременно с переизбранием муниципальных советов коммун, образующих агломерацию (подробно о муниципальном совете см. главу IX “Муниципальные институты Франции”, параграф 9.4. “Коммуна”). Основная задача Синдиката – создать условия для комплексного, инновационного развития местных сообществ в границах агломерации. Для этого территория между городами особым образом структурирована и выделены специальные зоны (точки роста) в пределах которых действует система льгот и стимулов социально-экономического развития. Зона инновационного развития: состоит из 11 зон для бизнеса с крупными административными учреждениями, исследовательскими и учебными центрами, фирмами высоких технологий, где размещено более тысячи предприятий, создавших 22 тыс. рабочих мест. Социально-бытовая зона: школы, гимназии, спортивные и культурные учреждения, центр искусства и культуры, кинозалы, выставочные залы; жилье; библиотека, высшая музыкальная школа; действует около 450 культурных ассоциаций. Она сводится к стимулированию нужной направленности регионального развития сектора и осуществляется по нескольким направлениям. Финансовая поддержка деятельности Синдиката идет в форме кредита и целевого финансирования. Кредит предоставляется на 15 лет для развития зоны Валь-Мобюз (из расчета 10% годовых при уровне инфляции в 14%). Целевое финансирование из государственного бюджета осуществляется только на отдельные программы развития социально-культурного сектора агломерации, которые по тем или иным причинам государство читает невозможным оставить на усмотрение Синдиката.
Одновременно государство осуществляет юридическую регламентацию деятельности Синдиката, издав специальный закон, закрепляющий условия развития сектора, компетенцию, права и статус его новых органов».
А зоополь во французской провинции Бретань по мнению авторов учебного пособия, придёт на смену технополису.
«Зоополь – не столько город в традиционном понимании этого слова, сколько небольшой регион.
Он расположен в красивой сельской местности (графство Кот д’Амор) с развитой сетью дорог (есть аэропорт) и информационной инфраструктурой. “ЯДРО” зоополя составляет сельскохозяйственный комплекс, специализирующийся на использовании биотехнологии в животноводстве и пищевой промышленности: более 200 мелких и средних компаний с 20 тыс. работающих в научной сфере (лаборатории, исследовательские и технологические центры), животноводстве (биоинженерия), ветеринарии, производстве кормов, на вспомогательных производствах (бойни, пищевая промышленность, производство замороженных овощей), в учреждениях по контролю за состоянием окружающей среды и на предприятия фармацевтической промышленности. Созданы особые УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ (выделены зоны отдыха, жилые сектора, где жилищное строительство ведется по индивидуальным проектам, особое внимание уделяется развитию средств связи и коммуникаций). Регион занимает во Франции 1-е место по производству свинины и яиц, 3-е место по производству молочных продуктов и мяса бройлерных цыплят. Это мировой центр биотехнологии и один из ведущих финансовых центров Франции. В организационном плане зоополь использует МЕХАНИЗМ АГЛОМЕРАЦИИ (см. главу XV). Несмотря на то, что зоополь – явление достаточно молодое и находится в стадии формирования, правомерно говорить о его существенных отличиях от технополиса. Эти отличия составляют три характерные черты.
1. С точки зрения цели функционирования. В технополисе конечной целью все еще остается производство продукта (услуги), интеллектуальный потенциал используется для облегчения процесса и расширения его рамок и возможностей. Для зоополя, наоборот, развитие интеллектуального потенциала человека, окружающая его среда играют основополагающую роль, а производимый продукт становится лишь средством, помогающим достичь желаемого результата.
2. С точки зрения среды обитания. В технополисе гуманизация среды обитания не завершена, человек хотя и выведен за пределы непосредственного участия в технологическом процессе, все же остается частью системы “человек-машина”. В зоополе люди изначально оторваны от машин, формируется иная цепь взаимосвязей – по линии “человек-природа”.
3. С точки зрения технологии. В технополисе еще сохраняется установка на техническое переделывание природы. В зоополе в основу положено следование законам природы и использование их для достижения целей человека.
В России интересным и перспективным является проект создания сети ноополисов (городов разума, умных полисов или поселений), который берёт своё начало с созданного в 1999 году в Лунинском районе Пензенской области под руководством бывшего первого заместителя Государственного комитата Российской Федерации по делам Севера (Госкомсевера), почётного полярника, доктора биологических наук П.Х. Зайдфудима[xi] первого ноополиса «Луговой».
Ноополис – это город, поселение, полис, живущий на принципах разума (нус, ноос) и ноосферности, т.е. когда люди становятся сознательной геологической силой (по В.И. Вернадскому) и когда преобразование природы и социальности является не хищническим, а необходимым элементом пытающихся жить разумно людей.
Ноосфера ‑ «разумная оболочка Земли», теоретически была описана Эдуардом Леруа, Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским. Ноосфера рассматривается как концептуальное единство всех процессов, производимых людьми на Земле, как ткань, сотканная из тысяч нитей действий отдельных людей, государств и организаций. Сегодняшний мир оказывается настолько тесно связанным этой тканью, что традиционное деление на нации и государства не дает адекватных описаний, происходящих и назревающих событий. Понимание этого позволяет по-новому к переорганизации расселения по всему Земному шару.
Ноополис «Луговой»[xii] берёт своё начало с желания нескольких единомышленников и земляков помочь умирающей деревне. В настоящее время этот проект выходит на уровень межрегионального сетевого проекта, а также повлёк за собой разработку мегапроекта «Долина реки Суры», нацеленного на возрождение всего региона и включающего в себя территории шести субъектов Российской Федерации, через которые течёт впадающая в Волгу Сура. Эта программа строится во многом по образцу знаменитой проекта американского научно-инженерного сообщества «Долина реки Теннеси», а также по образцу федеральной программы РФ «Техноэкополис Комсомольск-Амурск-Солнечный (КАС)», которая была инициирована в 1993 году администрацией Хабаровского края и Госкомсевером в лице П.Х. Зайдфудима.
Соединение сугубо локального проекта и фундаментальной инфраструктурной программы создаёт здесь все возможности для организации мироразвития в небольшом типичном районе российской глубинки.
В настоящее время ноополис Луговой получил статус международного инновационного проекта. Конечная его цель состоит в комплексном возрождении поселка Луговой и несколько окружающих его деревень. Экономическое, социальное, экологическое, духовное и историко–культурное развитие гармонично сбалансировано в отношениях с окружающей средой, территория ноополиса стремительно превращается из типичного «депрессивного региона» вокруг группы «неперспективных» деревень в форпост и пионерную зону регионального развития.
Ноополис строится как на оригинальном воспроизводстве крестьянского уклада, так и на интенсивном внедрении науки и образования мирового уровня, проектирования и создания экспериментальных укладов.
Идея ноополиса не укладывается в рамки привычного разделения город – деревня и изначально направленна на создание именно в данном месте, «здесь и теперь» перспективной, разумной и качественной жизни жизнь, и одновременно делает: строится, создает рабочие места, и самое важное готовит новое поколение. Дети поселения участвуют и видят новый тип жизни, что очень важно, т.к. воспитание ребенка идет не столько через вербальные формы, предлагаемые в учебном классе, сколько через восприятия деятельности взрослых, в том числе и учителей, в каждый момент жизни.
Уже в первые годы в ноополисе был создан центр психолого–педагогической и медико-социальной помощи детям «Ноев ковчег». Специальный микроавтобус отвозит и привозит детей в школу (с. Казачья Пелетьма); школьники сел Ломовка и Казачья Пелетьма (подшефные школы инновационного проекта), а также участники художественной самодеятельности и сельские спортсмены имеют возможность для поездок на концерты, спортивные соревнования и т.д. Отремонтирован сельский клуб, в котором созданы библиотека, фонотека, видеотека, музей сельской цивилизации, картинная и фото – галерея, столовая и кухня, туалеты и душевые, прачечная, кабинеты, зал на 350 мест, оборудована сцена, отремонтирована кинобудка, в вестибюле и фойе размещены экологические и историко – культурные экспозиции, открыта и оборудована комната - часовня для православной общины. Построен экологический спортивно - оздоровительный детский лагерь на двадцать человек в смену, с пятью домиками на 4 человека каждый, столовой и кухней, туалетами, умывальниками, душевыми и баней, а также штабным домом.
Ноополис «Луговой» стремительно становится исключительно интересной средой обитания. Пенсионеры и крестьяне Лугового, их дети и внуки, рабочие и специалисты, КФХ имеют возможность участвовать в развитии этой среды, учиться, встречаться с новым, доселе не виданным, брать для себя на вооружение много полезного. Одна из основных авторских целей проекта – создать полноценную среду обитания для проявления талантов и способностей близких по духу людей.
Опыт ноополиса является не только реальным и эффективным основанием для организации практики возрождения глубинных российских деревень, поселков, сел и малых городов, районных центров, но и примером проектирования и «выращивания» на основе творческого поиска лучшими научными и управленческими силами новых городских – полисных – форм жизни.
В рамках проекта «Ноополис» привлекаются элитарные разработческие, научные, инновационные, образовательные, широкие интеллектуальные силы. Создаётся экспериментальная площадка опережающего комплексного развития.
При этом проект, его идеология и все работы в ним хорошо вписывается в мировые процессы, более того является конъюнктурной.
Достаточно указать, что параллельно с созданием ноополиса «Луговой» в США стараниями ряда аналитиков Национального института оборонных исследований знаменитой РЭНД-корпорейшн (RAND) - прежде всего, Джоном Аркиллой (John Arquilla) и Дэвидом Ронфелдтом (David Ronfeldt) в работе «Возникновение ноополитики»[xiii] - разработана и активно продвигается ноополитика (Noopolitik) как система современного государственного управления программа распространения военных и промышленных задач североамериканской государственности на весь Земной шар. Не случайно, что у них подобными проектами занимаются не подвижники-энтузиасты, а цвет оборонно-внешнеполитического сообщества США.
В рамках ноополитики ставится задача кардинальной трансформации условий и качества жизни в США и во всём мире, разработка новых действенных методов производства новой социальности и государственности в любой точки Земного шара. Через ноополитику американцы предлагают не просто оправдание своей гегемонии в мире, но и предлагают рассматривать эту гегемонию в качестве всеобщего инструмента построения и консолидации ноосферы.
Речь фактически идет о принципиально новой промышленности, даже о смене промышленной формы как таковой, когда предметом систематического и кодифицированного преобразования становится сама социальность, социальная, а не «природная» природа и органика.
Это заставляет отойти от индустриального стереотипа больших заводских территорий и дымных труб, а, с другой стороны ‑ преодолеть еще более стереотипно-штампованный и пустой образ «постиндустриального, информационного общества», сводящего всё к безответственным и игривым кликам в Интернете, вне покорения природы и стихий, вне реальной жизни и усердного, потного труда.
Эксплуатация металлургических и алюминиевых, нефтяных и газовых комбинатов, выжимание последних соков из недолго живущих работников этих ужасных памятников индустриальной эпохи – это уже не промышленность. В лучшем случае: это ресурс, но для чего – вот в чем вопрос? Для выживания – или для промысливания и создания новой, общезначимой для страны и мира инфраструктуры высокого качества жизни?
В рамках проекта ноополиса реализуется традиционное для России понятие промышленности как системы преодоления ограничений природы и стихий во имя достоинства личности каждого человека. Создаваемая в настоящее время сеть ноополисов будет вырабатывать и демонстрировать русские методы освоения жизни на территории, характеризующиеся предпочтением мирных средств расселения и восхищением культурами и цивилизациями других народов.
Поистине работа военных интеллектуалов США, как и организаторов ноополиса «Луговой» оказывается прямым выполнением предсказания и завещание нашего выдающегося учёного В.И. Вернадского, одного из создателей учения о ноосфере – как сфере разума, о том, что «создание ноосферы в ее полном проявлении будет осуществлено: рано ли поздно ли, оно станет целью государственной политики и социального строя».
Важно также отметить, что ноосферная проблематика является чрезвычайно популярной и, вне всяких сомнений, полезной для градостроительного развития России и мира.
Так авторы уже неоднократно нами цитируемого учебного пособия под редакцией С. В. Вобленко также предлагают понятие ноосистемы, под которой они понимают «сознательно формируемую в регионе сбалансированную систему взаимосвязей всех условий жизнедеятельности людей (социальных, экономических, культурных, политических и природных)… Само понятие «ноосистема» предполагает постепенность и разумную последовательность в создании, говоря другими словами, «выращивании», новой среды обитания человека».
Они считают, что «материализацией ноосистемы является нооград – населенное место, характеризующееся сознательной деятельностью по формированию гармоничной среды обитания людей», и предлагают включить в этой понятие описываемые ими конкретные типы ноосистем, т.е. новые городские агломерации, технополис, зоополь: «Мировая практика (США, Япония, Франция, Северная Ирландия) выработала десятки конкретных типов ноосистем, образующих своеобразные ступени «созревания» ноограда: новые городские агломерации, технополис, зоополь».
Совершенно иным по замыслу, духу и типу экспериментальным поселением нового типа - полисом - является созданная в начале 90-х годов прошлого века по инициативе о. Алексея Василенко Свято-Алексеевская пустынь[xiv].
Она находится в Ярославской области, недалеко от села Новое. Поселение создано и частично воссоздано вокруг храма прп. Алексея – Человека Божия. До революции 1917 г. на этом месте находилось монастырское поселение.
Целью было создание особых условий для воспитания детей, прежде всего, особого духовного климата, среды живой православной традиции. В пустыни очень много детей (в разное время их число колеблется от 80 до 100), причём, большая часть детей без родителей. Значительно меньше взрослых.
Если вспоминать российскую педагогическую традицию, то очень близко к модели Свято-Алексеевской пустыни подходит модель дореволюционного поселения вокруг школы Рачинского - сельской школы, где дети являются активными участники всей жизни поселения. Во многом именно от детей зависит урожай, собираемый и питающий пустынь. Вторая важная черта – вся жизнь поселения строится вокруг Церкви. В пустыни каждый день идет служба в трех храмах. Причем один из храмов, – освященный в честь Учителей Вселенских святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова – домовая церковь, которая находится прямо в школе.
Школа – второй центр поселения. Свято-Алексеевская пустынь может по праву гордиться своей школой. Это самое большое здание поселения. В школьном здании находится храм, библиотека, содержащая 40000 томов, музей, музыкальная гостиная.
Музей с трудом подходит под определение школьного музея. Это полноценный большой музей, занимающий отдельное крыло первого этажа школы и постепенно расползающийся в коридоры.
В музее представлено несколько экспозиций:
История церкви и Свято-Алексеевской пустыни
Одна из самых больших в России современных коллекций насекомых. (Самая известная российская энтомологическая коллекция музея Ипатьевского монастыря в Костроме не намного больше по размерам и собрана уже более 100 лет назад, что отражается на сохранности экспонатов)
* Зоологическая коллекция
* Коллекция минералов
* Коллекция рыб, изготовленная по особой технологии позволяющей сохранить естественную окраску рыб. Коллекция также уникальна и является одной из самых полных коллекций такого типа в России.
* Археологическая коллекция, большинство экспонатов в которой собрано самими детьми в экспедициях
* Музей Федора Конюхова – знаменитого путешественника.
При пополнении музея используется помощь различных музеев, институтов, контакты с исследователями и учеными.
Особую роль играет оформление школьного здания. Стены школы ‑ это продолжение музейной экспозиции, на самые разнообразные темы: история, природа, творчество детей, искусство в картинах художников в подлиннике и в репродукциях. Каждый коридор, каждый класс оформлен уникально.
И, конечно, собственно образование. Здесь кардинальное отличие от школы Рачинского, предполагавшей достаточно ограниченное образование для крестьянских детей. Школа Свято-Алексеевской пустыни старается обеспечить образование самого высокого уровня. В школе преподают несколько кандидатов наук. Поскольку пустынь не является коммерческой школой и не может платить большие деньги учителям, то иногда возникают сложности с учителями некоторых предметов, очень велика нагрузка на взрослых, которые одновременно преподают в школе, иногда несколько предметов сразу, и исполняют обязанности в хозяйственной жизни пустыни. Преподавание ведётся и за рамками обязательной школьной программы, в основном перекликаясь с идеями классического гимназического образования: изучаются древние языки, основы православной традиции – закон Божий, церковнославянский язык, дети непосредственно участвуют в службе во всех трех храмах в качестве певчих и алтарников. Создан особый кадетский класс.
В пустыни действует строгая дисциплина. День ребенка полностью прописан. Возможно, за счет этого дети в пустыни умеют ценить свое свободное время.
Кроме школы в пустыни действует детский сад. Маленький размер самого поселения приводит к очень небольшому размеру сада. Возможно, благодаря еще и этому в детском саду создана особая теплая «домашняя» атмосфера. Также как и раньше, говоря о школе, можно здесь отметить уникальность сада отсутствие казенности и шаблонности, столь часто присущих детским учреждениям. На территории сада есть особая детская грядка, где дети с самого раннего возраста осваивают труд. Детский сад организован профессиональными педагогами, которыми прошли школу экспериментального образования в Москве: Ириной Бочковой и Мариной Ефремовой, участвовавшими в создании экспериментального учебно-воспитательного комплекса № 1835 «Материнская школа», собравшем все лучшее в инновационной образовательной системе и развивающего образования академика российской академии образования В.В. Давыдова.
Интересны игры, в которые играют дети. В пустыни дети играют в рыцарей и принцесс. Дети, начальной школы самостоятельно делают себе игровую площадку и играют в сложно организованные больницу, школу и т.п. Эти игры существенно отличаются от деструктивных игр типа покемонов и трансформеров. Они вводят ребенка в социальные отношения и современные структуры деятельности. Одновременно с развивающими играми дети приучаются к труду. Участвуя в сельском хозяйстве пустыни, они учатся гордиться своей работой и результатами собственного труда.
Совсем другими и, безусловно, интересным являются разнообразные наработки широко развернувшегося в последние годы общероссийского движения «Родовое имение», инициированное бывшим новосибирским предпринимателем В. Мегре. Книги Мегре на данный момент изданы миллионными тиражами. Необходимо в максимальной степени помогать людям, которые увлечены идеей преобразить и облагородить российскую землю вокруг восстановления семейно-родового принципа и на основе решения красивой задачи для каждой семьи превратить в процветающий кедровый бор или сад ровно 1 гектар запущенной земли.
К сожалению, мы не можем здесь рассказать о всех новаторских и экспериментальных полисных поселениях в России и мире. Важно то, что уже существует гигантский задел, на основе которого при наличии стратегической воли и при правильной постановке государственной задачи возможно быстрое и феноменальное развитие полисной проблематики, разработка и создание большого разнообразия оригинальных и жизнеспособных моделей полисов разного типа.
В ходе одной из научно-исследовательских разработок в Госстрое России в 1994 году авторами книги совместно с Ю.В. Громыко была выработана следующая примерная классификация.
* Город образования - пайдеяполис. Создается на базе практико-ориентированного университета и ряда общеобразовательных "элитных" учреждений, в которых предметом проработки и освоения молодежи становятся базовые принципы воспроизводства и развития основных форм жизни и сфер общественной деятельности;
* Город неотрадиционной сельской жизни и труда - агрополис. Строится на основании новых социальных технологий (семейно-общественных-государственных) и наукоемких сельскохозяйственных производств - например, селекция, элитное семеноводство, акклиматизация и т.п.;
* Город экосообразной жизни - экополис;
* Город экспериментирования в промышленности - технополис. Строится на связи гуманитарно-разработческих университетов - разнообразных форм внедренческого бизнеса и венчурного капитала - и экспериментальных производств по разработке и первичной обкатке, доводке промышленных технологий;
* Город здоровья - валеополис. Строится на приоритетном развитии профилактической медицины и реализации программ обеспечения здоровья как общественного дела, переорганизующего нездравоохранительные сферы;
* Город-музей - музеополис. Строится на бережном воспроизводстве и развитии (а не провинциальной консервации и «суверенности») старейших исторических городов;
* Город церковно-религиозной традиции - экклезиополис. Строится не на допущении «ведомственной» экспансии церкви, а на привлечении в одно место-развитие нескольких разных православных церквей - русскую, за рубежом и старообрядческие общины, основывается на отработке связи государства - общества - культуры - и церкви, которая требует от церкви «неучрежденчески-отраслевого» подхода к регионально-общественной жизни и к принципиальным проблемам региональной жизни.
Уже тогда подчёркивалось, что «эти, несколько экзотичные имена - идеальные типы, выступающие в функции норм управления и созидания. Это значит, что, хотя данные типы могут и должны целостно воплощаться в ряде самых подходящих мест в регионах в качестве «материальных», «зримых» образцов, однако, главное их назначение - выступать культурной и приемлемой для самых разных групп населения нормой оценки и управления любыми преобразованиями в регионах. Не следует также представлять себе эти «города» - как крупные, на 100 - 200 тыс. жителей, города. Это, скорее, городки и поселки, выступающими центрами нового градообразования. Они могут возводиться как на новом месте, так и выступать в функции механизма преобразований уже существующих поселений»[xv].
Особенно перспективной для России является такая форма как пайдейяполис – город образования и культуры[xvi].
Пайдейя – древнегреческое слово (paideia), обозначающее «культуру, образование, воспитание, науку, знание, духовность» и вошедшее во многие языки мира одним из корней слова «энциклопедия» (от egcucliox paideia, т.е. «эн-цикло-пайдейя» - в круге культуры, знания, образованности, представленная всем «циклом» полнота и завершённость современной образованности). Глубоко и подробно проблематика Пайдейи раскрыта в классической трёхтомной работе Вернера Йегера «Пайдейя», где идеал Пайдейи описывается в качестве не только конкретно-исторического феномена, но и одного из важнейших корней христианской цивилизации, поскольку в основе пайдейи лежит, как формулирует это сам В. Йегер, «стремление к воспитанию и культуре», непрерывное уяснение и формулирование всеобщего идеала человека, целенаправленное культивирование универсализма и мышления как основы полноценного общественного развития[xvii].
А, поскольку, как мы уже упоминали, полис означает общественное и общество, то пайдейяполис обозначает не только город образования, но и образовательное общество, т.е. социальную систему, создающуюся вокруг сферы образования.
Инициатор создания пайдеяполисов Ю.В. Громыко в совместной с академиком В.В. Давыдовым работе 1990-го года так формулировал смысли задачи «городов образования»[xviii].
«Историческое развитие является регионально-конкретным процессом, складывание образовательной общественной системы невозможно без включения в осмысление, постановку и достижение данной цели различных регионов страны. Образовательная полирегиональная общественная система должна рассматриваться как экспериментальная площадка «выращиваемого» общественно-исторического развития страны.
Данная полирегиональная образовательная система является общественной, поскольку для ее создания необходимо скоординировать и соорганизовать деятельность многих коллективов в различных регионах страны и различных сферах деятельности. Данная образовательная общественная система должна быть полирегиональной, поскольку ее складывание будет основано на выявлении и задействовании разных «векторов» развития регионов.
Речь идет не о совершенствовании и улучшении существующей квазипроизводственной отрасли — системы народного образования, а о том, чтобы создать зону опережающего развития для всей страны, зону развития людей, их мировидения, миропонимания, способов мышления и образа жизни. Если мы при этом будем «копошиться» и совершенствовать, улучшать сложившуюся отрасль — с существующей в ней технологией, имеющимся уровнем сознания и подготовки работающих в ней людей, сделать серьезного опережающего «рывка» не удастся. Система образования полностью воспроизводит все беды, недостатки и пороки существующей общественной жизни, страны в целом. Для складывания зоны развития практика образования должна быть «выращена» в виде полисферы, внутри которой на уровне знаний, проектов и проблем «проигрывалось» бы возможное, пока не существующее будущее множества других сфер общественной жизни и деятельности.
Решение подобной сверхзадачи по складыванию новой практики регионально-общественного развития позволяет совершенно иначе подойти к вопросам воспитания молодежи. Новые формы организации образования нацелены на то, чтобы включить формирующееся поколение в программирование и создание будущего. Кроме того, само создание практики регионально-общественного развития на основе образования, является одновременно «живым» и масштабным делом, которое может быть продемонстрировано молодежи и в которое она может быть включена.
Практику регионально-общественного развития необходимо строить, активно втягивая в поле осмысления и переработки мировой опыт. Поэтому очень важно создать в свободных экономических зонах, а также и вне их, интегрированные системы образования: России, СНГ и Китая; Китая и Японии; России, СНГ, Болгарии и Венгрии; России, СНГ, Швеции и Финляндии.
Основным продуктом реализации данного замысла является создание сети региональных экспериментально - образовательных площадок — культурно-образовательных и общественно-образовательных центров. Культурно-образовательные и общественно-образовательные центры должны стать образовательными единицами нового типа в различных регионах страны, имеющих разные культурно-хозяйственные условия жизни и разный национальный состав населения.
Закладывание и организация образовательных центров являются «выращиванием» опережающих форм жизни и работы. Смысл этих опережающих форм жизни и работы состоит в том, чтобы при освоении традиции, истории развития мышления одновременно осваивать и деятельности, и в самом этом освоении одновременно формировать новое мышление — мышление про деятельность и мыследеятельность, а результаты этого мышления экспериментально опробовать.
Опережающие формы жизни создаются на предельном для социокультурных условий данного региона, и достаточно высоком, абсолютно мировом уровне концентрации интеллектуального потенциала. Масштабность и концентрация интеллектуального потенциала предполагает создание своеобразных «городов образования» (пайдеяполисов). Смысл жизни и работы в этих городах состоит в том, чтобы в условиях культурно обогащенной среды образовательного города «проиграть» перспективные направления научно-технического прогресса, развития науки и народного хозяйства и определить новые эффективные формы организации практики для данного региона.
Безусловно, идея создания пайдеяполисов имеет сходство и идейное родство с утопией Гессе — Касталией. Но превращение Касталии из утопии в проект предполагает преобразование и преодоление самой этой идеи. Касталия должна быть реализована не в стерильной, изолированной от жизни атмосфере, а в условиях нашего современного, безобразного, дисгармоничного, извращенного общества. И это означает, что вся совокупность существующих в обществе искаженных отношений и связей — исторических, экономических, национальных, хозяйственных — должна стать материалом рефлексивно-мыслительного анализа, а затем и предметом нравственно (мировоззренчески) — долевого преодоления. Пайдеяполисы являются воплощенными фрагментами и прообразами регионально-общественных систем будущего, но возникающими как продукт волевых и мыслительных усилий по реальному преодолению и изживанию сегодняшних форм существования. Стремясь создать пайдеяполис в том или другом районе страны, мы сталкиваемся с отсутствием региональных субъектов, выдвигающих и реализующих культурно-исторические программы, то есть с отсутствием жизнеспособных общностей. Поэтому реализация программы «пайдеяполис» в различных районах страны требует соблюдения этапов:
1) восстановление и выращивание жизнеспособных общностей в различных районах страны;
2) построение процессов воспроизводства этих общностей;
3) превращение этих общностей в субъектов развития регионов страны.
Если же рассматривать идею создания пайдеяполисов с точки зрения реализуемых в мире программ, то в целом - идея создания образовательных городов является во многом аналогичной идеям японской программы «технополис». И в данном случае и в случае японской программы речь идет о выращивании (икусей) образцов нового способа жизни. Обсуждая основные принципы построения программы «технополис», японские политики, управленцы, ученые подчеркивают, что в отличие от производства продуктов и от производства технологий, обеспечивающих получение продуктов, единица «технополис» является выращиваемой новой формой жизни, обеспечивающей порождение новых технологий и новых деятельностей в определенной, заранее выбранной области специализации данного региона. Поскольку сама задача выращивания форм жизни, обеспечивающих порождение новых технологий и новых деятельностей является предельно универсальной, то в целом речь идет о соединении процессов универсализации и специализации.. Этот феномен порождения новых технологий и новых деятельностей обеспечивается за счет более высокой концентрации практико-хозяйственных, деятельностных, мыслительных, коммуникативных связей между различными научно-техническими, философско-гуманитарными, методологическими, инженерно-практическими дисциплинами, областями практики, собранными в одном месте — в технополисе.
Концентрация этих связей настолько высока, что человеку удается их удерживать лишь за счет режимов и способов жизни, и единственным содержанием его жизни становятся эти связи. Возникающие в нашей стране программы технополисов не нацелены на то, чтобы сделать связи между разными деятельностями и разными мышлениями единственным содержанием жизни людей в технополисе. Поэтому, хотя эти программы и направлены на очень важные цели (повышение благосостояния, личное обогащение, приобретение социальной популярности), эти цели вряд ли обладают мировой социокультурной значимостью.
В отличие от идеи технополисов при создании городов образования важно «проиграть» эти возможные, новые, еще только возникающие синтетические предметы практики общественно-регионального развития, которые соединяют и связывают различные сферы деятельности в структурах образования».
А в 1996 года Ю.В. Громыко и сотрудниками Столичного методологического университета предлагался следующий проект пайдейяполиса[xix].
«Пайдейяполис или «Образовательное общество» представляет собой систему образовательных учреждений совмещённых и институционально связанных с экспериментально-поисковыми производствами, исследовательскими группами-лабораториями, разрабатывающими новые типы энергии, материалов, новых видов пищи, новые типы техники и технологий, новых систем связи и транспорта на основе создания новых форм организации деятельности и соорганизации разнопредметных знаний с промышленно-производственными процессами. Это совмещение и институциональная связь предполагает превращение системы производств, банков, научно-исследовательских институтов, агробиоферм, научно-экспериментальных производств, телевизионнокомпьютерных систем в своеобразные образовательно-учебные макеты и пособия, свободно преобразуемые по логике проектно-целевого экспериментирования. Для этого эти локальные фрагменты разных типов практики должны быть собраны целенаправленно в своеобразные пайдеяполисы (городки образования)и приобрести как бы прозрачные оболочки, демонстрируя принципы своей организации и функционирования в структуре проектных учебных процессов. Сейчас есть, например, такие утюги, телефоны, часы, сквозь прозрачную оболочку которых видно, как они функционируют. С другой стороны, экспериментально-практические системы мыследеятельности должны быть подчинены задачам реализации «сумасшедших» - амбициозных, но реалистичных и прагматично продуманных (хорошо спланированных) проектов (колонизация Марса, заселение морского дна, продление биологической жизни человека до 300-400 лет) и получению знаний и методов эффективной взаимосвязи выдвигаемых проектных идей и способов их реализации.
Основная задача пайдеяполиса сделать основным фактором скорости общественных изменений процессы образования и личностного роста. Возможность соорганизации разнопредметных знаний, проектного-конструкторского мышления и организационно-инженерной мыследеятельности обеспечивается прежде всего за счёт соответствующей подготовки людей способных мыслить и понимать в ситуациях междисциплинарной коммуникации, переходить от теоретического мышления к инженерно-практической производственной мыследеятельности.
С этой точки зрения развёртываемая социо-культурная зона должна в своей структуре иметь: 1) микроэлектронные, телевизионные, лазерные производства с разработческими лабораториями; 2) агробиофирмы и лаборатории биофотоники, исследующие качество продуктов питания; 3) банк инвестиционного развития; 4) электронный микроуниверситет, связанный с множеством разработческо-образовательных зон в России и за рубежом; 5) детский сад и школу».
Качество проектирования и делания будущего (так говорил Лев Толстой: «Будущего нет, мы его делаем сами») определяются тем, насколько самые необычные и прорывные полисы 21 века в России будут соотнесены с теми традиционными российскими градостроительными формами, которые состоялись в вековой и даже тысячелетней истории и навсегда остаются в памяти человечества. То есть мы считаем необходимым, чтобы проектирование и построение новых полисов происходило на неотрадиционных основаниях.
Одним из главных таких прототипов являются «деревни» Русского Севера.
Мы сознательно, разумеется, взяли слово «деревня» в кавычки, поскольку северная деревня, на самом деле является не столько деревней, сколько тем самым поселением, которое и определяет поместный тип расселения и поместную урбанизацию.
Взять, к примеру, чудесные и заслуженно знаменитые Кижи.
Какая же это деревня?
Это городок, град или полис.
Впрочем, дело не в словах, а в фундаментальном значение таких северных поселений для проникновения в замысел поместной урбанизации.
Очень точно «зарисовал» подобное поселение замечательный историк архитектуры, открыватель Кижей, русский подвижник А.В. Ополовников.
«Так уж сложилась русская жизнь, что хранителем её древней христианской культуры стал Север.
Северная деревня. Глянешь на неё со стороны – вроде бы все эти избы, амбары, баньки, мельницы, изгороди каждый ставил как кому вздумается, как Бог на душу положит. Но, посмотрев внимательнее, в этой, казалось бы, беспорядочной застройке можно увидеть нерушимую закономерность. Нехитрая её суть сводится к одному: к разумному использованию каждого клочка удобной земли, с неимоверными усилиями отвоёванного у суровой природы.
Бесчисленные гряды камней, сложенных когда-то вдоль пашен голыми руками, и огромные валуны на межах – это своего рода памятники титаническому труду северного крестьянина и один из зримых показателей ценности каждой пяди обработанной земли.
И … одно из самых наглядных подтверждений неизбежности и оправданности свободной застройки, которая утвердилась на здешних неудобных землях только по необходимости. Но благодаря ей каждая постройка удивительно вписывается в окружающий ландшафт, мягко и разумно сочетается с ним, являясь как бы частью природы, облагороженной человеком, приспособленной им для своих нужд…
У каждой постройки северной деревни есть свой облик и характерный силуэт, свои устойчивые архитектурно-конструктивные формы. Основу каждой постройки составляет бревенчатый сруб – всегда мощный вне зависимости от своих размеров, пластичный, насыщенный светотенью, играющий множеством полутонов и оттенков натурального дерева»[xx].
В конечном счёте А.В. Ополовников так видел смысл и ценность северной деревни: «Гармония созданной Богом и человеком среды формирует «мирообъемлющую соборность», о которой так образно повествует кн. Е.Н. Трубецкой в своих очерках о русской иконе. И если древнерусскую живопись называют «умозрением в красках», то древнерусское деревянное зодчество правомерно рассматривать как «умозрение в формах»[xxi].
Вероятно, неслучайно Сергей Есенин пространство русской жизни называл «избяной литургией» а Николай Клюев «избяным космосом».
Но самым достоверным и точным прототипом поместного полиса 21 века может являться такая градостроительная форма как погост.
Сейчас погостом называют кладбище, поскольку два века назад погостом называлось место, на котором стояла церковь с прилегающим к ней кладбищем.
Однако с самого начала Руси было другое и главное значение слова «погост». Оно обозначало сельский административный округ, группу деревень, связанных общим управлением.
В центральном селении погоста возводили церковь. «Храм, - писал известный историк Русского Севера М. Богословский, - служил объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений, потому что был... местом совершения не только религиозных, но и всякого рода правительственных актов и гражданских сделок. Название «погост» с части распространилось на целое, с пункта, где находился храм, на весь округ, тянувший к этому храму».
Погосты были созданы ещё великой княгиней Ольгой в 947 году как податные округа - организационная единица для упорядочения сбора дани.
По погостам велись счет жителей, земель и вообще имуществ, частных и казенных. Официальное разделение на погосты просуществовало вплоть до 1775 года. Внутри погоста разверстка дани производилась самим населением по дымам или по сохам, соответствующим участку земли, обрабатываемой одним домохозяйством. Таким образом, сверху государство в лице князя устанавливало размер дани по погостам, а снизу самоуправляющиеся общины распределяли тяготы податного обложения индивидуально для каждой семьи.
Характерная для Древней Руси иерархия системы расселения и способ связи низовых территорий и единой государственности через взаимные обязанности и усиления[xxii].
Ныне исторический памятник под открытом небом всемирного значения Кижи и были таким типичным погостом.
На протяжении многих столетий Кижи играли роль культурного, аграрного и административного центра Заонежья. Название острова имеет общий корень с карельским словом «кижат» (Kizat) - игрища. Предполагается, что местное население еще в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Одно из первых поселений на архипелаге возникло на острове Кижи, пологий рельеф которого был причиной того, что он был вскоре полностью очищен под пашню. С ХVI века остров становится центром Спасского погоста.
Вот как описывает ключевые принципы и обстоятельства архитектурно-пространственной и ансамблевой организации жилой среды в природно-географических условиях русского Севера исследователь Ю.С. Ушаков в монографии «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера».
«Крупные северные озера богаты и островами. Селения, местом для размещения которых выбраны были острова, отнесены к подгруппе островных.
… Открытость островов просторам озера подсказала народным зодчим мысль о размещении здесь центров больших озерных погостов. Классическим примером решения подобной композиции может служить б. Кижский погост (Медвежьегорский район KACCP). Достаточно взглянуть на карту Онежского озера, чтобы понять, как удачно было выбрано место для селений Спасского Кижского погоста Обонежской пятины. Новгорода. Его деревни разместились вдоль пролива шириной 2-3 км, соединяющего две части Онежского озера - Большое и Малое Онего. Холмы и леса Заонежского полуострова с запада и Большого Климецкого острова с востока хорошо защищали пролив и селения от ветров. Этим проливом, относительно спокойным даже при сильных ветрах, шел судовой ход вдоль озера Онего. Центр погоста был размещен в середине пролива на узком острове Кижисаари (6 х 1,5 км).
Место для него выбрали в узкой южной части острова, где в 1714 г. в честь победы над шведами была срублена пятиярусная 22-главая Преображенская церковь. Ее 37-метровый пирамидальный силуэт хорошо виден из окрестных деревень и с водных дорог озера. Рядом с ней встали клетская церковь Покрова, замененная в 1764 г. ныне существующей девятиглавой, и шатровая колокольня…
С трех сторон - южной, восточной и северной - центральный храмовый ансамбль был поддержан шатрами часовен в деревнях Корба, Воробьи и Васильево (последняя - на территории острова). И, наконец, еще севернее, как бы замыкая собой территорию погоста, - еще два акцента: часовни в деревнях Подъельники и Волкостров. Небольшим, но разнообразным по силуэту объемам часовен в Корбе, Воробьях и Подъельниках помогают вертикали еловых рощ. Четкие контуры храмового ансамбля и часовен с рощами образуют своеобразную систему створных знаков, помогающих ориентироваться в обширном пространстве пролива среди множества островов, быстро находить фарватер и нужное направление даже в пасмурную погоду.
Умелая архитектурно-пространственная организация селений Кижского погоста подтвердилась после первоначальной неудачной организации /в I954 г./ на территории острова музея деревянного зодчества KACCP под открытым небом Памятники, перевезенные сюда из других мест Карелии и поставленные вблизи Кижского ансамбля, грубо нарушили всю зрительную систему взаимосвязи селений»[xxiii].
Погост был очень сложно – но упорядоченно и красиво – устроен.
… Впрочем, полисы, наверное, не обязательно должны быть одно- и двухэтажными. Как-то, вероятно, будут реализовываться и проекты полисов с многоэтажной высотной и даже сверхвысотной и сверхгустой жилой застройкой.
Впечатляющим примером этого являются не только первые японские технополисы типа Цукубы, но и агрессивно пропагандируемый в качестве последнего слова градостроительства новый высотный комплекс в токийском районе Минато, который получил яркое английское название Roppongi Hills – «Холмы Роппонги».
Огромный комплекс в 30 этажей занимает площадь 11,6 га. На его строительство которого было затрачено 280 млрд иен. В нём можно найти все, что необходимо для жизни – жилой сектор, магазины, рестораны и даже учебные аудитории.
Четыре блока, объединяющие жилой сектор, оснащены всеми удобствами, включая современную систему безопасности и круглосуточное дежурство секьюрити при входе. Рядом с жилым сектором расположены художественная галерея и кинотеатр-мультиплекс, а также более 200 магазинов и ресторанов.
На всех крышах высотного комплекса «Холмы Ковчега» посажены деревья и другие растения, а в комплексе «Холмов Мотодзабу» зеленые насаждения занимают 12 тысяч квадратных метров площади.
В мае на крыше одного из зданий «Холмов Роппонги» Минору Мори, 68-летний президент строительной корпорации Mori Building Co. и главный инициатор проекта, лично обустроил участок и посадил молодую рассаду риса, чтобы проверить эффективность «вертикальных городских садов», которые его компания стремится создавать. 25 июля около тысячи школьников торжественно выпустили 10 тысяч мальков карпов в большой водоем, расположенный в восточном здании комплекса («Башня Мори»). Эти мальки – потомки рыбы, которую астронавт Тиаки Mукаи брал с собой в космос для проведения экспериментов.
Корпорация Mori Building Co., которая уже имеет опыт международного сотрудничества, теперь планирует приглашать специалистов из зарубежных университетов, чтобы придать своим проектам более интернациональный характер.
«На жильцов, заселивших «Холмы Роппонги», возложена ответственная задача испытать архитектурный комплекс, аналога которому нет не только в Японии, но и ни в одной другой стране мира, - говорит Мори. - И я уверен, что сотрудничество и поддержка жителей обеспечит нашему проекту и дальнейший успех».
Свою философию и идеи о перспективах развития современного города Mори изложил в проекте под названием «Новая политика городского строительства», который он представил, когда начал работу в правительственной комиссии по экономической стратегии при премьер-министре Кэйдзо Обути.
План реконструкции города, выдвигаемый Мори, предполагает возведение высотные жилых комплексов на месте старых перенаселенных кварталов, что позволит существенно увеличить количество жилья, снизить его себестоимость и освободить земельные участки для создания на них обширной парковой зоны. Высотный комплекс включает не только жилые зоны, но и объекты бытового обслуживания, питания, досуга и образования.
Эта концепция полностью нашла свое отражение в проекте «Холмов Роппонги».
Минору Мори с гордостью говорит о том, что «Холмы Роппонги» уже сейчас стали визитной карточкой будущего градостроения не только в Токио, но и во всем мире.
«Зарубежные специалисты говорят, что «Холмы Роппонги» являются образцом города ХХI века, и я полагаю, что недавнее повышение цен на акции нашей корпорации произошло благодаря эффекту "Холмов Роппонги», - добавил Мори.
«Холмы Роппонги» устанавливают новый стандарт городского строительства в ХХI веке для всего мира, не говоря уже о перспективах развития строительства в самом Токио», - отметил Мори, завершая в июле 2003 года беседу с корреспондентом японской газеты Yomiuri[xxiv].
Нам обязательно надо учиться у японцев конструктивности (даже жители у них – испытатели, чуть ли не космонавты-исследователи) и техноэффективности.
Но двигаться к поместьям.
И строить в России новые полисы по образцам Академгородка и Кижей.
_____________________________________________
[i] Подробнее о поместно-усадебной урбанизации см. цикл статей по градостроительному развитию страны А. Кривова и Ю.Крупнова «Что мы настроили, как мы строимся и как надо строиться» (
www.kroupnov.ru/5/77_1.shtml), «Выбытие» (
http://www.kroupnov.ru/5/78_1.shtml), а также: «Страна-сад», «Поместная урбанизация», «Рай на Земле», «Странообразующая отрасль», «Космический прорыв на Земле», «Дом», «Где взять средства на дом для каждой семьи?», «Градостроительные тупики», «Усадьба-поместье», «Вся власть - помещикам!», «Полис», «Импотека», «Деревянная Россия» и др. по проблемам градостроительства, которые опубликованы на
www.kroupnov.ru/5/main.shtml
[ii] Тацуно Шеридан. Стратегия – технополисы: Пер. с английского / Общая ред. В. И. Данилова-Данильяна. – М.: Прогресс, 1989. – 344 с.
[iii] Техноэкополис Комсомольск-Амурск-Солнечный (КАС). - Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск, 1993
[iv] Ноополис «Луговой» Пензенской области. – Под. ред. П.Х. Зайдфудима, М., 2001.
[v] Вобленко Н. А., Вобленко С. В., Говоренкова Т. М., Гуревичев А. А. Зоополь / ЭЖ-Русь (экономическая газета Центральной России). 1995. 12–18 января. (№2). Прил.: “Рязанские известия”. С.(Б-1).
[vi] Л.А. Велихов. ОСНОВЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования. Государственное издательство. Москва, Ленинград, 1928 г. Часть первая ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ГОРОДЕ. Отдел первый ИСТОРИЯ ГОРОДА, сс. 37-43.
[vii] Основы местного самоуправления. В 3-х частях. Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. С. В. Вобленко, Обнинск, сс. 207 – 208.
[viii] Текст выступления Л. Якобсона на сайте ГУ-ВШЭ
www.hse.ru/news/echo_msk/20000201.htm
[ix] См. -
[x] Основы местного самоуправления. В 3-х частях. Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. С. В. Вобленко, Обнинск, сс. 256 – 263.
[xi] К настоящему времени вышло несколько сборников и монография по проблеме ноополиса и его развития. См. также сайт Академии ноополитики -
www.noopolitika.paideia.ru
[xii] См., в частности, сайт ноополиса Лугового -
www.noopolitika.paideia.ru/lugovoy.phtml
[xiii] The Emergence of Noopolitik -
http://www.rand.org/publications/MR/MR1033/
[xiv] Сайт -
www.noopolitika.paideia.ru/stalexy.phtml
[xv] «Московская область. Материалы к программе регионального развития», в журнале межрегиональной российской государственности «Россия-2010», № 1 - 2, 1994. сс. 120 – 121; «Российское градостроительство и архитектура в 21 веке – III тысячелетии. Аналитический проект» – в «Россия-2010», № 3, 1994, с.с. 173 – 176.
[xvi] «Общественно-государственная программа «Пайдеяполис» - в журнале межрегиональной российской государственности «Россия-2010», № 1 - 2, 1994. сс. 122 – 124; проблеме пайдейяполисов посвящён специальный выпуск журнала межрегиональной российской государственности «Россия-2010» (№ 1, 1996) «Московская образовательная деревня».
[xvii] Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека. (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем), 2-й том / пер. с нем. М.Н. Ботвинника, под ред. А.И. Любжина - М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Щичалина», 1997, 1-й том книги В. Йегера «Пайдейя» издан в 2002 г.
[xviii] Юрий Громыко, Василий Давыдов. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития. – в «Россия-2010», № 1, 1993, . сс. 54 – 53.
[xix] Рукопись 1995 г.
[xx] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония: Образы деревянного зодчества России: Кн. Для юношества. – М., Ополо, 1998, сс. 8 – 9.
[xxi] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония: Образы деревянного зодчества России: Кн. Для юношества. – М., Ополо, 1998, с. 15.
[xxii] С.Г. Кирдина. Некоторые особенности финансовой системы России в сравнении с Западной Европой: краткий исторический очерк. - kirdina.ru/public/finsist/index.shtml
[xxiii] Ушаков Ю.С. «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера». - Л. 1982. При характеристики роли Кижского погоста использованы две фотографии, схема погоста и интересная и информативная работа анонимного автора «Кижский погост. Фрагмент работы «Ансамбль Кижского погоста как единое градостроительное образование в Онежских шхерах», которые размещены на сайте «Аристофан» - aristofan.narod.ru/kizi/zal4.html
[xxiv] Мами Цукахара. Холмы Роппонги" - стандарт градостроения ХХI века для всего мира. – Yomiuri, 29 июля 2003 года. Перевод с сайта «ИноПресса».