Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Январь 2004 »»
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Первое сословие

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации10:22, 15.01.2004
задать вопросспросить Крупнова
Одним из любимых занятий россиян с середины 90-х годов – искать национальную идею. С этим занятием может сравниться только одно другое занятие: желать в стране среднего класса.

Сначала его желали и ждали из слоя кооператоров и массового предпринимательства, затем, к середине 90-х, из слоя банковских работников, а после дефолта августа 98-го – из малого бизнеса и общего подъёма жизни.

Музыка, играй отчетливо! Пускай всё, как я желаю!

(С иронией.) Идет новый помещик,

владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик,

едва не опрокинул канделябры.)

За все могу заплатить!..


А.П. Чехов. Вишнёвый сад



Разумеется, искать идею проще – написал текст, и дело сделано.

С жаждой среднего класса всё обстоит на порядки сложнее. Сколько ни проводи социологических исследований и обследований, средний класс не появится.

С нашей точки зрения, очевидный недостаток подобного подхода состоит в том, что неправильно ставится задача.

Средний класс не может выступать целью общественного развития, поскольку является его, развития, результатом и следствием, а не началом и причиной.

Итогом советской индустриализации вокруг ВПК и «космоса» стал советский средний класс в виде квалифицированных рабочих, ИТР (инженерно-технических работников), лучших учителей, врачей, военных.

Итогом западного развития стал «капиталистический средний класс», более чем наполовину состоящий из работников банковско-финансовой сферы и сферы услуг, поскольку значительная доля крупных индустриальных производств была вынесена за пределы «развитого мира». При этом сам «капиталистический» средний класс является очень разным в США и в Западной Европе, так как тип и основа общественного развития были разными.

Но действительными целями, в ходе достижения которых реализуется общественное развитие и формируется оригинальный, специфический для каждой системы и даже страны средний класс, будут внешние по отношению к самому среднему классу цели.

Отсюда следует простая истина.

Производство российского среднего класса возможно исключительно как функция от правильно организованного и оригинального, своеобразного и уникального, российского общественного развития.

В социологическо-стратовом смысле (от «страта», др.-греч. – «слой») это означает, что необходимо задавать намеченный и программируемый тип общественного развития на основе усилий передового, в западном языке - авангардного или пионерного, слоя. То есть ответить на вопрос: кто, какие именно люди станут пионерами – т.е. первопроходцами, первыми, теми, кто мужественно и грамотно пойдет впереди, организуя общественное развитие и подъём.

По нашему мнению, такими пионерами и должны стать «помещики» - те, кто испомещается страной в целях колонизации выбранных окологородских неосвоенных или плохо освоенных пространств и трудом своим обеспечивает достижение на этих землях развития того качества жизни, которое и станет мировым, привлекательным и завидным для всего мира, а также те, кто организуют и обеспечивают данный процесс[i].

Другими словами, мы убеждены, что необходимо создавать новое сословие и устойчивый слой (страту, как говорят социологи) помещиков.

В состав помещиков могут войти любые граждане России или любого зарубежного государства, любой, кто пожелает, если он обязуется перед российским обществом и государством принять на себя обязанность благоустраивать и непрерывно улучшать качество жизни на выделенном ему участке земли.

И это сословие должно стать первым и главным.

Помещик, а не предприниматель сумеет восстановить порядок в России и обустроить свою и общую жизнь.

Как примерно будет организована жизнь помещика?

Прежде всего, это будет, как правило, развитая многопоколенная семья.

Она организует жизнь и быт двучастно: в поместье и в городской квартире. Работа и учеба членов семьи строится достаточно свободно, в соответствии с интересами и возможностями каждого члена семьи. Важным отличительным признаком при этом будет значительная часть времени, отводимая на воспитание, образование и живой контакт родственников друг с другом. Трудовые усилия подразделяются на две основные группы: работа, связанная с развитием и жизнеобеспечением поместья, внутреннего мира семьи, ее духовного раскрытия и умножения, и вторая группа – работа и учеба в организациях вовне: промышленных предприятиях, учебных и научных заведениях, собственное предпринимательство или трудоустройство в сферах производства, обслуживания, образования, культуры.

Вторая группа, в свою очередь, по характеру используемых технологий производства и ориентирующего маркетинга производимых продуктов будет связана с локальными, региональными рынками, федеральным рынком, международным рынком.

Несколько слов о локальных, региональных рынках и технологиях, отвечающих ожидаемой структуре товаров и продуктов на этих рынках. Здесь возможно развитие особой ветви воистину высоких, близких к вечности, технологий. Обыденным признаком высокой технологии (high-tech в международном слэнге) является в массовом сознании нечто, связанное с электроникой, особым качеством машиностроения, бытового приборостроения и созданием особо сложных вещей вообще, то есть с артефактами, имеющими недостижимые и непредставимые еще вчера технические параметры.

Но к высоким, передаваемым из времени технологиям, относятся и технологии с принципиально иным основанием – предельно простым по используемому оборудованию и необыкновенно сложным по информационно-знаниевой природе, буквально вбирающим в себя опыт множества поколений, включая нынешнее. Такие, например, как устройство верховой упряжи или конструкция простейшей телеги, печка, имеющая кпд более 50%, льноводство, засолка капусты, культивирование и заготовка лесных даров, грибов, их засушка, разведение лошадей, крупного и мелкого скота, домашней птицы, рыболовство и многие другие. Этот класс высоких натуральных технологий, в развитии которых у России имеются прекрасные перспективы. Недаром же сегодня на рынках западных стран высокий спрос имеют некоторые российские экологически чистые продукты.

Теория российских технологий подразумевает связное развитие системы технологий, максимально полно использующих природные продукты России для переработки в продукцию очень широкого спектра назначений на базе относительно простых машин, но имеющих сменяемый и достаточно сложный программно-компьютерный компонент. Кроме того, оборудование усадьбы, поместья будет включать развитый информационно-компьютерный комплекс в целом. Выход в сеть Интернет, система дистанционных методов обучения, образования, консультирования, проводимые через Интернет в реальном режиме времени, обеспечат прямую связь с ноосферой, создаст российский протуберанец, которой быстро приобретет свою особую смысловую окраску.

Что делать в поместье?

Обживать его в соревновании с другими поместьями и в отношении к высшим образцам организации поместий и усадеб в мире и истории.

Помещик становится организатором и исполнителем задачи – добиваться процветания определенного участка земли. Эта позиция во многом отражает красивую идею писателя В. Мегре о необходимости добиться обустройства и процветания по 1 га для каждого жителя России.

Почему новые помещики составят сословие, а не класс или слой?

Потому что они будут определяться по их общему делу, функционально, а не по месту и должностям, и по общему языку, который необходим для реализации национальной программы поместно-усадебной урбанизации.

Сословие – это системно организованный и необходимый элемент перспективного общества.

Первым сословием является то, которое в данный момент определяет общественное развитие. Первое сословие не является высшим, оно выступает лидером и пионером общественного развития в целом, генератором и движителем, который ведет, тащит за собой другие сословия, переформируя их и являясь первым среди равных.

Правильное понимание устроения страны позволяет сегодня определить смысловое пространство, в котором возникает новая страна, новая политика, новое сословие – которое будет первым.

Это пространство прикрепления к земле.

Новое дворянство будет возникать за счёт самоопределение в пользу векового укоренения на данном конкретном месте – и против финансового капитала, неуёмно и дурно-бесконечно вертящегося вокруг геоида – фигуры Земного шара.

Дух дышит, где хочет – но в этом броуновском движении котировок и счетов для Духа попросту нет места.

Как сетевое объединение и корпорация корпораций данное первое сословие будет вырабатывать заказ государству на градостроительное и инфраструктурное обеспечение собственной деятельности. И именно через эффективность реализации данного заказа будет определять эффективность госаппарата и чиновничества.

Необходимо рассматривать первое сословие как своего рода поместное и служивое дворянство, выслуживающее прочную собственность и право на родовитость.

При этом на первые годы основу первого сословия могли бы составить кадровые офицеры российской армии.

Земля, поместье и дом являются тем минимумом, которым государство должно расплачиваться с кадровыми военными за службу. То, что этого не происходит автоматически, по умолчанию, как модно сегодня говорить, говорит только о слабости и недальновидности массового сознания.

Правильное же понимание состоит в том, чтобы элитные категории населения, несущие наибольшие тяготы ради общего дела, были поставлены страной в наилучшее положение.

А мы должны это понимать и принимать.

Как, к примеру, писатель Карем Раш возмущается при известии о взрыве офицерского многоэтажного дома в Каспийске не только смертью офицерских семей, но и тем вопиющим, с его точки зрения, фактом, что старшие офицеры и лётчики высшего и первого класса были поселены в затрапезный многоэтажный дом.

Слабое сознание, к несчастью, не понимает, что когда мы на первое место во всём поставим элитный офицерский корпус, то мы все будем жить на порядок лучше – во всех смыслах.

Только тогда, когда есть объективно высшие и наиболее заслуженные сословия или «классы» - только тогда бывает и средний класс.

До тех пор, пока у нас будет извращённое сознание и сломанная идентификация – т.е. мы будем неспособны внятно и трезво отвечать другим и себе на вопрос «Кто мы?» - до тех пор у нас не будет образа России.

Население России сегодня переживает идентификационную катастрофу.

Идентификационная катастрофа - это очень просто. Это означает, что старый советский образ жизни невозможен, а достойного и эффективного нового - нет и не предлагается властью и интеллигенцией.

По своим ключевым устремлениям население страны расколото на равно неопределившиеся и одновременно фантазирующие о прямо противоположном фрагменты.

Таких основных фантазий – три.

Одни заново хотят стать прежним СССР. Другие - императорской Россией на 1913 год. При этом они же все в глубине души не верят, что прошлое можно возвратить и даже, что его надо возвращать. Другие хотят стать подобием соседней Европой или далёкими блестящими и могущественными США.

Есть ещё и более радикальные («крутые») извивы – типа сознаний, устремлённых в языческую Русь до «трагического внедрения славянам христианства» - т.е. в V – VIII вв. (впрочем, века тут уже не имеют значения, поскольку многие с охотой устремляются в неолит и дальше), но этим гражданам проще всего. Происходящая деиндустриализация, демодернизация, деградация и африканизация предоставляет им уникальную возможность уже сейчас запросто оказаться в том самом неолите, который они так жаждут.

Но все различие устремлений и позиций не мешает понимать очевидные вещи.

Так, те, кто считает необходимой интеграцию в «мировую развитую цивилизацию», всё же знает, что переделываться в чужую цивилизацию значит заменять свой вековечный архетип и становиться трансгенным народом. Но сделать это с российским народом невозможно. В лучшем случае можно как-то скрыть от своих детей родовую историю и натурализовать их на Западе.

С другой стороны, нежелающие интегрироваться тоже сознают, что если оставлять всё как оно сегодня есть, если продолжать ничего не делать – то Российскую Федерацию не просто «впишут» в «развитую мировую цивилизацию», но ассимилируют и быстро переварят. Никакой интеграции, конечно, не будет, поскольку Запад никогда не признает в своём составе равноправной инородной части – да ещё славянского типа - и будет требовать не транснациональной интеграции с объединением и сохранением национальных государств и исторической вековой идентичности, а исключительно полный и безусловный отказ от такой идентичности в пользу идентичности правильной, «нормальной»: «европейской», «американской», «западной». Попытка же «перелёта» (трансфера) из своей идентичности в чуждую, выведет в резервации.

Идентификационная катастрофа неминуемо ведёт к тому, что существование уже сводится к выживанию: сейчас надо выжить, а потом, когда наступят светлые времена, будем развиваться и жить. Это выживательское мировоззрение активно проращивают и культивируют те, кто считает необходимым добить всякие остатки воли, умственной и нравственной самостоятельности. Они открыто, как, к примеру, недавний начальник департамента социального развития аппарата Правительства Российской Федерации, нынешний руководитель «социальных программ» РСПП Е.Ш. Гонтмахер, призывают выкинуть из головы лишние глупости и посвятить свои жизни тому, чтобы «суетиться на ниве зарабатывания средств»[ii] - это теперь выдаётся за прагматизм и реализм.

В условиях размытой или попросту сломанной идентификации населения проводится целенаправленное стравливание народов и различных групп населения, непрерывно выдумываются и через СМИ предлагают всё новые и новые враги: гомососы (гомо советикус – люди советские), националисты, антисемиты, чиновники, - да неважно кто, главное, чтобы были «под боком», легко досягаемы и чтобы отчаяние выходило в бытовую ненависть и идеологическую путаницу.

На место фундаментального разнообразия стран, народов, регионов, районов, деревень, общественных групп, жизненных ориентаций и характеров отдельных людей устанавливается тотально единообразное и плоское экономическое сознание - всё различается только количеством денег (т.е. реализация старой пошлой приговорки «Дело не в деньгах, а в их количестве»).

Отсюда на место уникальных личностей – отдельных людей, деревень, районов, народов, стран – приходит единый гомункул, реагирующий исключительно на возможность зарабатывания средств.

У подобного существа, которое старательно и со всех сторон культивируют сегодня, фактически не остаётся сил на самоопределение к истории, культуре, народу и роду, к сферам деятельности – вместо этого он осуществляет стереотипные выборы.

Механизм подобного выбора - свободного и гуманного! - прекрасно показывает коллега Е.Ш. Гонтмахера, также доктор экономических наук Лев Якобсон – первый проректор Государственного университета - Высшей школы экономики. В совместном с Е. Гонтмахером выступлении на радио «Эхо Москвы» 1 февраля 2000 года Л. Якобсон блестяще описал методологию гуманного, без применения тоталитарных методов, исправления человеческого материала в сторону гомо экономикус.

Вначале Е. Гонтмахер сформулировал свой принцип социальной политики России: «Основное должно быть именно в том, о чем мы сказали: кто не может сам себя прокормить по объективным причинам, тому надо помогать. А тому, кто имеет руки, ноги и головы на месте, – удочку и вперед».

Ведущая Н. Болтянская возразила: «Я не могу с вами согласиться. Сорокапятилетний или пятидесятилетний ученый советской школы науки, к которой во всем мире относились с уважением, который получает сейчас мизерную зарплату, который любит эту проклятую науку и который не может ее бросить и пойти в коммерцию, может сам себя прокормить или нет?».

И вот тут вступился Л. Якобсон: «Когда говоришь о социальных проблемах – не вообще, а в нашей российской реальности рубежа 1990-2000 годов, – очень трудно говорить об этом как экономист, но надо говорить об этом как экономист. Все мы хотим жить хорошо, все хотим, чтобы окружающие жили хорошо. Но ведь экономист о чем, прежде всего, вспоминает? Об ограничениях. Экономист – это, прежде всего, человек, который может предложить стратегию оптимального использования тех ресурсов, которые есть. Их у нас сегодня, к сожалению, маловато: если считать душевое производство, вдвое меньше, чем в 1991 году. Вот недавно на одной конференции один ученый произнес фразу: такую зарплату, как у нас, стыдно платить в России. И я чувства эти разделяю: стыдно. Но ведь по душевому производству Россия сегодня отстает от ряда латиноамериканских стран. Стыдно. А как быть? Значит, единственный подход – это тот, о котором уже говорил Евгений: мы вообще должны забыть о том советском принципе, что кто-то – государство или добрый дядя – устанавливает уровень жизни и раздает кому-то: вот тебе, тебе и тебе… Вопрос не в том, что это идеологически кому-то симпатично, а кому-то нет, но просто так не получится. И, соответственно, проблема состоит в том, что государство обязано помочь тому, кто не в состоянии себя прокормить, обеспечить прожиточный минимум, а другим оно должно помогать расти. А дальше человек выбирает сам.

Вот этот ученый – да, это очень плохо, но он должен выбрать. Интересная работа – это тоже часть образа жизни. Готов ты за это платить отказом от более высокой зарплаты, значит, платишь. Не готов - неспособный человек…»[iii].

Вот такой абсолютно свободный выбор предлагается. Интересная работа и соответствующий образ жизни – или высокая зарплата. Или осмысленный труд – или полученный рубль. Свой и общественно необходимый образ жизни как экономически бесперспективный (учёный) – или чужой тебе образ жизни (торгашество), но с точки зрения экономики вполне позволяющий сносно жить – т.е. «суетиться на ниве зарабатывания средств».

Выбирай. Полная свобода!

В этой системе не должно получаться только одного случая: осмысленный труд за высокую зарплату.

Но ещё в несравнимо большей степени то же самое касается и вступающей в жизнь молодёжи, подростков, маленьких детей. У упоминаемого выше фигурального учёного хоть за плечами был вуз и работа в НИИ, он хоть увидел подлинно высокий и развитый труд научно-промышленно-образовательной державы СССР. А что есть у только вступающей в наши дни «в жизнь» молодёжи? Как заметил однажды талантливый публицист А. Новиков, по отношению к значительной части молодёжи даже неприменим термин «безработные», поскольку в последние годы им уже и не приходилось работать, и они попросту не знают, что такое работа, так же как слепой не знает, что такое радуга.

Через создаваемый безальтернативный «выбор» - или заработок, или интересный современный труд - подрастающее поколение исходно канализируется в никуда, изначально лишается перспектив, а детство и отрочество вообще становятся неперспективными[iv].

Вот они – примеры и технологии того бесконечного тупика, того фактически добровольно выбираемого пути в растворение, собственное небытие, в который совершенно нетоталитарными методами, абсолютно гуманно, человеколюбиво загоняют население – в данном случае России.

Технология сверхэффективна: или исчезай по-геройски как Homo sovieticus – или трансмутируйся в Homo economicus, чтобы «суетиться на ниве зарабатывания средств».

Но и то, и то – по выбору, без принуждения, нетоталитарно.

Разве это не технологии и практическое оружие пятой мировой войны?[v]

Разве заставить всех инженеров, учёных и квалифицированных рабочих торговать турецкими трусами по углам и базарам, по блошиным рынкам - это не разгром нашей страны в результате необъявленной войны?

Ставятся туземные администраторы, которые принципиально не способны организовывать и осуществлять общественное воспроизводство и развитие, не в состоянии управлять страной, живут другим, и осуществляют средствами по-особому понимаемой экономики целенаправленную трансформацию населения и подрастающих поколений как «человеческой массы» в установленном направлении – превращению в экономический материал.

Наглядным следствием создания этого гуманного экономического концлагеря является то, что во всём мире – и в нашей стране – вся мало-мальски активная молодёжь старается убежать как можно дальше от своих родных мест: из малой деревни – в центральную усадьбу – оттуда в районный центр – оттуда в областной – оттуда в столицу – оттуда на ПМЖ в «развитые страны».

Царствующий ныне экономизм по факту давно превратился в систему слома самоопределения и самоидентификации и наведения идентификации выдуманной, искусственной, чужого заёмного образа самого себя – перевербовки населения в «глобальную экономическую веру».

И эта наведённая идентификация – представление о себе как о состоявшемся, если только ты попал в мегаполисы развитых западных стран, – является на сегодня самым мощным средством уничтожения иных стран и народов.

Никакие увещевания и рассуждения по типу грибоедовских – что лучше там, где нас нет («где лучше - где нас нет!») – тут особенно не помогают.

Эту ситуацию прекрасно описывали наши лучшие писатели ещё по отношению к советскому времени.

В частности, поэт Николай Рубцов:



В ИЗБЕ



Стоит изба, дымя трубой.

Живет в избе старик рябой.

Живет за окнами с резьбой

Старуха, гордая собой.



И крепко, крепко в свой придел

Вдали от всех вселенских дел

Вросла избушка за бугром

Со всем семейством и добром!



Стоит изба, роняя тень.

И все сомненья гонит прочь:

На небе солнце — значит день!

На небе звезды — значит ночь!



И только сын заводит речь,

Мол, надоело дом стеречь,

Мол, отпусти меня, отец,

И дай мне волю наконец!



И все глядит за перевал,

Где он ни разу не бывал,

И как джентльмен за рубежом,

Демонстративно пьет боржом...



«Боржом» как символ привлекательной «городской» и «интеллигентной» далёкой жизни сегодня стал уже жутким анахронизмом. Сегодня в моде игра на бирже, мгновенные обогащения, мерседесы, бессемейность, Гарри Поттеры против маглов и прочих лохов и всякая там мелочь типа жевачек, пепси-колы и пр., бывшая модной в 70 – 80-х годах И все эти «огни больших городов» по факту унифицируют пространство наших стран и несут в регионы разруху и мерзость запустения.

В основе всего стоит отсутствие «умственной и нравственной самостоятельности» (Апполон Григорьев), предательство собственной индивидуальной или коллективной личности, отказ от свободы идентификации и некритическое заимствование для себя чужой идентификации.

С другой стороны, чужой идентификации не бывает. Это непременно чувствует каждый и поэтому жизнь невротизируется и превращается в сущий ад. Отсюда полная разруха в головах и вышеуказанные фантазии, готовность бежать в любую сторону – лишь бы получить какую-никакую определённость и стабильность.

Наглядно предпосылки и основания идентификационной катастрофы представлены в результатах онлайнового, по интернету, опроса киргизского (чтобы не было мучительно горько жителям РФ) еженедельника «Общественный рейтинг». Вот каковы были на 7 июня 2003 года ответы наиболее энергичной части населения на вопрос «Согласились ли бы Вы, чтобы Кыргызстан стал пятьдесят первым штатом США?»[vi].

Что показывают эти данные?

С одной стороны, становится ясно, что превращение США в глобальную империю и наступления по всему Земному шару мира по-американски, Pax America, является реальностью наших дней. Поэтому неустоявшиеся, дезориентированные и просто слабые люди готовы полностью стереть всю свою уникальность рождения и рода, народности и традиций и раствориться в этом Pax America (и не важно, то ли «ради будущего, сытости своей и своих детей» или потому что «уж лучше Америка, чем Россия и Китай»).

С другой стороны, это показывает потерю собственного достоинства.

Желание превратиться в 51-й штат США, сама такая раздёрганная и вечно чемоданная жизнь, с моей точки зрения, не является и не может является жизнью достойной. И уж тем более невозможно, преступно делать наследниками именно такой жизни наших детей и внуков.

Следует хорошо разобраться с корнями и механизмами идентификационной катастрофы и при любых условиях и раскладах начинать строить достойную жизнь.

Что значит достойная жизнь? Для меня это такая жизнь, в которой ты всего достигаешь собственным трудом и за счёт предельного выявления и образования собственной личности.

Личность, разумеется, ни в коем случае нельзя путать с индивидуумом.

Индивид – это численное указание на формальную отделённость каждого человека от другого и на дальнейшую неделимость каждого человека (нельзя из индивида «сделать» двух).

Личность же – это то, что делает нас – каждого из нас без всяких исключений - уникальными и неповторимыми, это по образному выражению одного богослова «кусочек Бога в нас», то, что даёт нам возможность быть по Божиему образу и подобию[vii].

Достоинство и является наибольшим на данный момент исполнением данного нам таланта и сил в единственности каждого из нас.

Отсюда – именно построение уникального и неповторимого, самобытного жизненного уклада и составляющих его практик является единственной возможностью жить достойно.

В ситуации идентификационной катастрофы и невозможности полноценного воспроизведения любых ушедших или чужих образов жизни необходимо выдвижение самобытного проекта того, как жить, как должен быть устроен мир в целом, как восстанавливать и развивать наши страны. Мы должны сами «с места» выстраивать собственные основы жизни – новые образы достойной жизни. Без этого мы будем и дальше идти в тупик выживания и безысходного «реализма».

Огромным ресурсом, который у нас есть в наличии, является то, что все народы России традиционно крепко привязаны к своей земле и даже в самый разгул либеральных реформ в РФ (2000 г.) опросы показывали, что российское население в абсолютном большинстве с понятием Родины ассоциируется место рождения и территория проживания (38% и 26%) и собственное прошлое и историю (36 %).

В этом самоиспомещении на землю и любви к своей земле – последний ресурс. Важно только, чтобы хотелось ещё эту землю преображать, делать лучше.

Новый образ России в мире еще требуется породить на основе восстановления и процветания многих российских земель. Этот образ и станет идеей, которая объединяет местные, окружные, федеральные и зарубежные власти, бизнесы и общественность на восстановление и развитие постсоветской, посткоммунистической и постлиберальной, России.

Именно новый образ всегда в истории позволяет консолидировать здоровые силы и реализовать чувство социальной ответственности, столь важное сегодня в предельно коммерциализированной и переживающей трудные времена стране.

В этом новом образе должны одновременно отразиться выдающиеся традиции северной жизни всех народов мира и вселенский ужас исчезновения развитой самости и буквального ее самоуничтожения в немыслии, превращения себя в используемый другими, чаще всего незримыми силами зла, материал. Деперсонифицированный кукловод – «золотой телец» находится где-то там, наверху, но невидимые ниточки стяжательства, корысти и злобы ко всему, что мешает этому, двигают послушными марионеткам – увлеченными современной жизнью соотечественниками. Обман, угрозы, насилие и убийства – рядовые рабочие инструменты этой жизни. Алкоголизация, наркотики, распущенность и жестокость – ее эмоциональный фон. Плотоугодие ищет в словах «живем однова» свой знак права на все, до чего достанет хватающая рука. Но достать она может лишь очень немногое, то, что морок и чернота внутри делают ему видимым, пригодным для насилия над чужими жизнями. Светлые, великие миры просветленных людей могут быть захвачены этим черным кругом и стать жертвами злобного духа уничтожения, в частности, не дай Бог! – русских русскими.

Что может выступить своего рода «точками перегиба» или трансформации российских реалий в реальность новой России, в новое мировое качество сознания и морали со своей умственной и нравственной самостоятельностью, способной управлять собой и своим развитием непреступным образом?

В.Л. Цымбурский в различных своих работах, развивая доктрину «Москвы – третьего Рима», последовательно прорисовывает образ вершинности России 15 – 16 вв.

«Какие смыслы возвеличивали дух «службы царевой» под «третьеримской» вертикалью, возносящейся над шатровыми храмами и сиянием русского барокко? Доимперские века - почти что мертвые века для масс «образованщины» - недавний пример тому изображение Москвы XVII века в акунинском «Алтын-толобасе». Мы не можем рассчитывать на появление деятелей ранга Флоренского или хотя бы Сергия Булгакова в качестве Лойол народной контрреформации. И однако же за последние 7 лет читающая Россия получила в руки книги, обнаруживающие исключительное интеллектуальное и эмоциональное обаяние идей-смыслообразов. выработанных «первомосковским» миром. Кого нынче пленит великодержавный Третий Рим имперских трепачей? А тот, настоящий, филофеевский - островная последняя пядь над потопным миром неверия, в которую сошлись все погибшие христианские царства, «та последняя пядь, что уж если оставить, то назад отступать ногу некуда ставить» - глядишь, кое-кого и затронет.

Глупым и не желающим понимать - мол, как же это мы среди XXI века станем жить в XVII-м? - я все же поясню, что вовсе не зову поиграть с «машиной времени». В XVII век так же не вернуться, как и в XIX-й и даже в ХХ-й. Речь идет о стиле символов и образов, способном противостать «петербургскому стилю» как семиотическому подспорью нарождающегося социального проекта. Проекта, ведущего нас, словами Ницше, «навстречу буре, где не будет для нас ничего нового - ни опыта, ни боли». А лишь не усвоенный старый опыт, и с ним - старая боль»[viii].

Создание образа (действие, которое в быту называют имиджмейкерством) должно привести к появлению множества символов, способного организовать окружные, районные, российские и мировые созидательные силы на строительство вокруг местных сообществ принципиально новой цивилизации – Северной цивилизации – на новых культурных основаниях и в целом – нового образа всей территории России.

В той же статье В.Л. Цымбурский напоминает «важные размышления С.Г.Кара-Мурзы о большевистской модернизаторской ставке на развитие мегаполисов в ущерб «укреплению сел и малых городов» как о причине «голода на образы» - явления лет застоя и о компенсирующем этот «голод» импорте символов, немало подготовившем дискредитацию советской системы (Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001, с.352-360)».

Образ в градостроительстве закрепляется в ключевых узлах и точках, особенно в столичных местах (локусах). Образ возникает и создаётся в практике расселения и ежедневного бытования, жизни.

…Присутствуя на случайных собраниях бескорыстных людей, у которых «болит Россия» (как Мигель де Унамуно в своё время писал о том, что у него «болит Испания»), а затем попадая на помпезные заседания российского правительства мультимиллионеров – вдруг начинаешь улавливать лёгкий сквозняк истории – Всемирной истории.

А за кем, собственно, будущее, господа?

Мы убеждены, что достойное будущее – за романтиками.

Наступает время романтиков.

Именно они возглавят и составят первое сословие.
_________________________________

[i] Подробнее о поместно-усадебной урбанизации см. цикл статей по градостроительному развитию страны А. Кривова и Ю.Крупнова «Что мы настроили, как мы строимся и как надо строиться» (www.kroupnov.ru/5/77_1.shtml), «Выбытие» (http://www.kroupnov.ru/5/78_1.shtml), а также: «Страна-сад», «Поместная урбанизация», «Рай на Земле», «Странообразующая отрасль», «Космический прорыв на Земле», «Дом», «Где взять средства на дом для каждой семьи?», «Градостроительные тупики», «Усадьба-поместье», «Вся власть - помещикам!», «Полисы в России и мире 21 века», «Импотека», «Деревянная Россия» и др. по проблемам градостроительства, которые опубликованы на www.kroupnov.ru/5/main.shtml

[ii] Гонтмахер Е. Хватит ли у России «человеческого капитала»? – в «Московские новости», № 4, 29 января – 4 февраля 2002 г.

[iii] www.hse.ru/news/echo_msk/20000201.htm

[iv] См. статью Ю.В. Крупнова «Перспективы развития начального образования в рамках союза Беларуси и России. Правильное начальное образование - основа национальной и мировой безопасности» (впервые опубликована в международном журнале "Мир технологий" (Республика Беларусь и Германия), № 3 - 4, 2001 г., а также на www.p-rossii.ru/articles/stat10.phtml). См. также программу ОД «Образовательное общество» и ОД «Партия России» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДЕТСТВО (http://www.detstvo.paideia.ru/). Особое внимание имеет смысл обратить на неформальную инициативу по разработке Межгосударственной общественной российско-белорусской программы «Перспективное детство» - www.detstvo.paideia.ru/interprog.htm

[v] Описание Пятой мировой войны содержится в работе Ю.В. Крупнова «Как Россия сможет предотвратить Пятую мировую войну?» - www.p-rossii.ru/articles/prmirder5th.phtml. См. также по проблеме книгу М. Калашникова и Ю. Крупнова «Гнев орка» (М., 2003, данные о ней на books.p-rossii.ru/book01.php).

[vi] «Общественный рейтинг» - voter.land.ru/view.php?pl=24444

[vii] См. работу Ю. Крупнова «Практика персонального образования» - spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/91_1.shtml и монографию «Школа персонального образования» (М., 2003) - www.p-school.paideia.ru/manual.htm

[viii] Цымбурский В.Л. Городская революция» и будущее идеологий в России. - «Русский журнал», www.russ.ru/politics/20020704-tzim.html. См. также другие многочисленные книги и статьи В.Л. Цымбурского.
Публикации | 10:22, 15.01.2004Опубликовано: Юрий Крупнов | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты