"Необходимо пересмотреть устоявшиеся представления, определяющие наше отношение к демографической проблеме. Мы должны ясно понимать, что работают мощные идеологические машины, доказывающие, что вымирание является чуть ли не благом для нашей страны", – рассказывает в интервью журналу
"Новая политика"
- председатель общественного движения "Партия России" Юрий КРУПНОВ.
– Юрий Васильевич, что, на ваш взгляд, должно делать экспертное сообщество, чтобы убедить власть активнее решать демографическую проблему?
– Сегодня складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, все понимают, что тот тип идей и решений, который у всех на слуху, просто не работает. С другой, у всех есть иллюзия, что вообще-то дело не в идеях, а в тех или иных "плохих" людях и партиях.
На самом деле, старые повестки дня исчерпаны и ничем не заменены. Если Путин вдруг соберет всех экспертов и спросит их, что делать дальше, ответы, данные ими, будут касаться частных проблем этих экспертов, либо они будут равно разрушительны независимо от своей идеологической окраски. Например, господин Греф строит все на идее свободной экономики и ухода из нее государства. Это – абсолютно тупиковый путь. Но и то, что предлагают экономисты другой направленности, пропагандирующие вмешательство государства, является, на мой взгляд, не менее тупиковым путем.
Отсюда получается своеобразный клинч идей и экспертных групп. Так называемые "альтернативы" являются ложными. Выход из сложившейся ситуации только один – предлагать абсолютно новые проектные решения.
– Есть две полярные точки зрения на демографическую проблему. Согласно одной из них, причины кризиса являются сугубо экономическими. По другой версии, мы имеем дело с глобальным духовным кризисом.
– Это и есть одна из тех ложных альтернатив, о которых я говорил. Я считаю, что обе эти "партии", если мы им поверим, приведут нас в тупик. Любой грамотный человек, который отвечает за жизнь какого-либо города или региона, скажет вам, что у нас практически нет экономики – то есть национальной системы, которая производит стоимость и капитализацию. В этой ситуации абсурдно говорить о каких-то чисто духовных причинах кризиса. В то же время для того, чтобы организовывать экономику требуется огромное подвижничество, сила духа и идеальные представления.
– Как, на ваш взгляд, можно интегрировать две эти полярные точки зрения?
– Я думаю, что не нужно интегрировать ложные альтернативы. От них нужно избавляться. Это сразу сохранит нам массу сил и энергии. Необходимы внесистемные проекты и решения. Потому что за ложными альтернативами, как правило, стоят идеологии, обеспечивающие существование и функционирование той или иной сложившейся финансовой или властной системы. А как всякие идеологии они являются ложными формами сознания.
– А выдвигаете ли вы какие-либо свои проекты и решения?
– Такие проекты есть и над ними ведется работа. Например, нами подготовлена демографическая доктрина, в которой не только указывается вымирание страны, но и предлагаются оригинальные проекты, которые призваны решить демографическую проблему. В частности, ставится задача к 2050 году увеличить население России на 100 млн. человек.
– В чем основная суть этих проектов? Благодаря чему могут быть достигнуты поставленные задачи?
– Смысл в том, чтобы пересмотреть устоявшиеся представления, определяющие наше отношение к демографической проблеме. Мы должны ясно понимать, что работают мощные идеологические машины, доказывающие, что вымирание является чуть ли не благом для нашей страны. Достаточно указать на последние работы С. Караганова, А. Вишневского, которые совершенно безосновательно утверждают, что через депопуляцию мы якобы входим в круг развитых стран Севера, в отличие от бедного Юга, в котором демографической катастрофы не наблюдается.
Все чаще вбрасывается теория так называемого демографического перехода, разработанная британской наукой в 80-х годах. Согласно ей, по мере цивилизационного развития народов, они все менее желают и могут себя воспроизводить. В общем-то это придуманный закон, свойственный небольшой группе стран на незначительном историческом отрезке времени и в которых, кстати, не наблюдается такой депопуляции, как в России.
Пока мы не избавимся от подобных ложных подходов, проблему нам не решить. Нужно не объяснять ее некими историческими или естественными законами, а отнестись к этому как к политическому самоопределению. Необходимо поставить перед собой четкий вопрос: вымирать – это нормально или нет?
Из правительственных экспертных заключений следует, что это вполне закономерно. Мы же с этим не согласны и, наоборот, указываем, что дело, прежде всего, в отсутствии политической воли и плана действий для преодоления демографической катастрофы.
В числе предлагаемых нами мер – переход к альтернативной урбанизации и системе расселения, выделение в качестве национального приоритета трехдетной семьи (через материальное поощрение, социальное стимулирование и т.д.). Или, например, особый акцент на Дальнем Востоке. Во всех проектах выделяются определенные "точки будущего", которые должны быть достигнуты с помощью политической воли. В этом и состоит основа нашего подхода.
– Почему у власти не хватает политической воли для решения демографической проблемы?
– То окружение, которое обеспечивает президенту подготовку решений по тому или иному вопросу, не только не соответствует уровню проблемы, но и ориентировано на принятие примитивных или просто вредных и антигосударственных решений.
В 2000 году в первом своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин прямо заявил, что страна вымирает. В обществе это было воспринято как новое прорывное политическое мышление президента, который увидел и вслух обозначил эту главную проблему.
Однако, как рассказывают, через несколько месяцев наш ведущий официальный демограф господин А. Вишневский побывал на приеме у Путина и убедил президента принять иную версию. Она заключается в том, что депопуляция является естественной и закономерной, а возникающие локальные проблемы, связанные с нехваткой рабочей силы могут быть решены за счет интенсивного привлечения эмигрантов.
С тех пор президент перестал вообще упоминать демографическую проблему. А структуры, подобные тем, которые возглавляет господин Вишневский, на зарубежные гранты и средства российского бюджета продолжают, что называется, "научно обосновывать" необходимость решения демографической проблемы за счет привлечения зарубежных демографических ресурсов.
Но, с другой стороны, надо начинать спрашивать с самих себя. Пока созидательные силы общества не объединятся в коалицию демографического развития России – ничего с места не сдвинется. Поэтому приглашаю все заинтересованные организации и структуры в такую коалицию В том числе, разумеется, и Владимира Владимировича Путина.