Трезвое сознание отличается тем, что способно доходить до формулирования окончательных выводов. Один из главных выводов: Россия не сможет выжить, оставаясь в нынешней форме и идейности.
Укрепление государства, происходящее последние восемь лет, спасло страну. Однако оно не ответило на вопрос, для чего и зачем нужна сила государства.
Россия перестала созидать. Нынешний «кризис» является всего лишь обнажением той неостановленной пока деградации, которая идет последние 20 и более лет. Просто последние годы это разложение было прикрыто случившимися ценами на нефтегаз и дешевыми как сыр в мышеловке зарубежными кредитами.
Нормой стал отказ жить, следствие – вымирание и обезлюживание страны. Даже управленцы высшего уровня фактически культивируют отказ от целей и проектов, от телеологии как таковой.
Лучше всех описал происходящее, причем позитивно оценивая, Евгений Шлемович Гонтмахер, когда он ещё служил несколько лет назад начальником департамента социального развития Правительства РФ: «…Сейчас наконец происходит переход от Homo sovieticus к Homo economicus… Люди начали считать деньги, понимать, что не стоит надеяться на отеческую заботу государства, стали больше суетиться на ниве зарабатывания средств».
Даже вящее «бабло побеждает зло» не может точнее выразить это новое сквозное мировоззрение: «больше суетиться на ниве зарабатывания средств». Ведь исход страны в эту суету связан не с культом денег и наживы, а с отказом от подлинного труда по преобразованию базовых условий своей жизни и бытия. Это на деле – религиозный дефолт.
В одной из своих работ Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II писал, что задача каждого человека состоит в том, чтобы «возделывать мир и преобразить космос», чтобы «увидев путь к спасению», «нащупав этот путь … вступить на него с желанием дойти до Бога и с надеждой, что лежащая вокруг меня частица мира будет приближена к Нему, исцелена, преображена и спасена». «Возделывай сад Эдемский» — это первая заповедь, данная Богом первому человеку… Возделывая мир, и в своём возделывании познавая сроднённость мира–твари с Богом–Творцом, раскрывая эту связь, человек преображает космос».
Наша религиозная несостоятельность может быть сегодня побеждена исключительно превращением российского Дальнего Востока в лидера не только российского, но и мирового развития. И переносом на Дальний Восток столицы.
Обоснование такой задачи подробно изложено в моей брошюре «Солнце в России восходит с Востока». Невозможно далее, чтобы гигантская страна оставалась головастиком, тоненький хвостик которого приходился на 80 процентов территории, а голова на узкую полосу Питер – Москва – Сочи. Невозможно, чтобы мы оставались никем в бурно растущей Северо-Восточной Азии.
Ключевой точкой реализации этой задачи является создание вокруг космодрома «Восточный» в Амурской области национального космического центра с собранного в нем лучшими умами страны и мира.
В 1933 г. в эти местах был БАМЛаг и сосланный туда священник Павел Флоренский так оценивал это место в поэме «Оро»:
Быть может, византийский двор
Сюда сокрылся в древний бор?
Но нет, не думай о былом.
Померк Царь–град перед стволом.
Здесь лиственниц склоненных ряд
Священным пурпуром объят.
Не купол то Софии, нет,
Но, облаченный в снег и свет,
Парит сияющий Фавор
Над цепью Тукурингрских гор.
Вот видение нашего выдающегося богослова и философа, заповеданное нам. Царь-град, то есть Константинополь, померк перед окрестностями БАМЛага в центре Амурской области.
Это космическая доктрина отца Павла, указывающая, что этому месту, где разлит преображающий космос фаворский свет, предназначено быть следующим центром и сердцем русско–российской цивилизации.
Сергиев Посад, в котором он жил и который так любил, при своем возникновении решал, с точки зрения отца Павла, задачу преодоления «одной из величайших культурных катастроф. Я разумею конец Византии». И Византийская цивилизация была воспроизведена явлением Сергия Радонежского: «В Преподобного Сергия, как в воспринимающее око, собираются в один фокус достижения греческого Средневековья и культуры. Разошедшиеся в Византии и там раздробившиеся, — что и повело к гибели культуры, — тут, в полножизненном сердце юного народа они снова творчески и жизненно воссоединяются ослепительным явлением единой личности, и из нее, от Преподобного Сергия, многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, напаивая собой русский народ и получая в нем своеобразное воплощение».
Сегодня необходимо воспроизводить уже московско-европейскую «Византию».
Когда часто говорят о том, что Русь воспроизвела Византию и стала Россией, то это неточно. Византию воспроизводили многие, например, захватившие её турки. Мехмед II и последующие османские султаны стали видеть в себе наследников византийских императоров и их титулатуре даже появился термин «кайсер-и Рум», что означало «римский император».
Но вопрос: как воспроизвести. Сергий Радонежский выдвинул учение о Троице – и именно эта новая доктрина позволила перевоспроизвести на новых основаниях Византийскую Империю в Московской Руси.
Сегодня главный вопрос, какая доктрина обеспечит следующий этап развития русско-российской цивилизации и преобразит наш Дальний Восток?