Опубликовано ИД "Собеседник", №5
20 лет назад СССР вывел свои войска из Афганистана. Через 12 лет после этого туда вошли американцы… О том, стоит ли России пытаться возвращать свое влияние на эту страну, «Собеседник» поговорил с главой Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым.
– Юрий Васильевич, неужели так важен Афганистан, что его сегодня называют главным узлом международной политики? Обама вон туда хочет перебросить новые войска, Шанхайская конференция по этому поводу собирается в марте…
– Еще бы не важен! Это плацдарм для контроля над всем регионом Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии и «подбрюшья» России.
Чтобы понимать задачу американцев в Афганистане, нужно четко представлять, как работает экономика США. Примерно на 60% она существует за счет углеводородов с Ближнего и Среднего Востока, а теперь еще и Каспия. И именно этот регион американцы впервые за последние 20 лет начинают контролировать полностью.
Кстати, они давно интересуются Афганистаном. Еще за полгода до ввода туда советских войск в 1979 году американцы начали поддерживать моджахедов, чтобы через них войти в страну. Об этом прямо говорил бывший помощник президента Картера по вопросам безопасности Бжезинский. При этом сам Афганистан, заметьте, держателем нефти и газа не является. Американцам важнее иметь своего рода «сухопутный мега авианосец», который бы позволял контролировать весь этот большой регион-«бензоколонку».
Для нефти им гораздо важнее Ирак, куда они пришли, свергли правительство, структурировали экономику, по сути, поставили свои фирмы на самое большое в мире месторождение нефти и начинают получать конкретную прибыль. Но для того, чтобы весь регион охранять плюс через «мягкое подбрюшье» контролировать Иран, Индию, Китай и Россию, Афганистан является идеальным плацдармом. Да плюс к этому Афганистан еще имеет очень важное транспортное значение для переброски, например, каспийских углеводородов к Персидскому заливу.
– Получается, в Союзе это понимали, когда вводили войска в Афганистан?
– Выходит, так. Войдя в страну в 1979 году и вложив гигантские деньги, мы создали там элиту, кадры, хозяйственные объекты. Кстати, до сих пор порядка 60–70% местной элиты и среднего чиновничества – это люди, которые учились в СССР.
Мы контролировали весь Афганистан и после этого сделали страшную глупость: даже если рассматривать вывод войск с точки зрения тупого экономизма – мы все эти гигантские инвестиции бросили на произвол судьбы. В угоду тому, чтобы Горбачев понравился Западу. У нас ведь не было задачи посадить марионетку в Кабуле и закрыться там, как это делают американцы, решая какие-то свои задачи. Да, и мы решали свою геополитическую задачу, но при этом поднимали Афганистан. Фактически мы имели базовый потенциал для создания одного из «азиатских тигров». Вывод войск – крупнейшая ошибка, которая стала ключевым моментом развала СССР. Проблема-то не в Афганистане и даже не в этой войне. А проблема в том, что в СССР не оказалось элит, которые могли бы вытащить и модернизировать и сам Советский Союз, и Афганистан. Проблема в нас. А сколько негативных последствий! Сегодня, например, ежегодно умирают в два раза больше людей от афганского героина (другого у нас нет), чем за все десять лет войны.
– Может ли Россия сегодня снова войти в Афганистан, уже мирным путем?
– Мы должны это сделать, если хотим как-то бороться с проблемой наркотизации России. Второй момент – если мы серьезно говорим про рынки сбыта и развитие промышленности, нам крайне важно не терять Среднюю Азию, как минимум. Вопрос возвращения в Афганистан – это абсолютная прагматика.
– Я слышала, что мы будем поставлять туда оружие. Это что – элемент скрытой войны с американцами?
– Наоборот. Это когда там стояли наши войска, они имели дело с организованными отрядами моджахедов, которым помогали США, у них были лагеря отдыха в Пакистане, госпитали… Сегодня американцы там не сталкиваются ни с кем, кроме самих афганцев. Кстати, отчасти поэтому и потери у натовцев гораздо ниже наших – 700 человек за 7 лет (за семь лет наших там погибло порядка 10 тысяч человек).
А оружие мы будем продавать официально – Афганистану нужна сильная армия. А нам нужен сильный Афганистан, чтобы прекратить поток наркотиков.
– Какие-то другие элементы сотрудничества сегодня присутствуют?
– Есть несколько мелких частных проектов и один крупный – восстановление электростанции под Кабулом. Американцы отказались ее восстанавливать, немцы сказали, что им проще построить новую, за очень большие деньги. Обратились к нам – ведь ее возводили специалисты из СССР.
– Итак, американцам недосуг возрождать экономику Афганистана, но едва ли они побросают свои базы и отправятся восвояси, хотя глава Афганистана Карзай ставит вопрос о том, чтобы обозначить срок их присутствия.
– Вряд ли. Но для России сегодня главное – это вопрос создания большого единого рынка на базе Афганистана, Ирана, Средней Азии, Казахстана и Сибири с выходом к южным морям.